СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.
судей Жуковской С.В., Машкиной И.М.
при секретаре Мельниковой А.В.
рассмотрела в судебном заседании 14 ноября 2016 года дело по апелляционной жалобе администрации МОГО "Ухта" на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 29 августа 2016 года, которым
исковые требования прокурора г.Ухты в интересах Борисова М.В., Борисовой В.В. удовлетворены;
на администрацию МОГО "Ухта" возложена обязанность предоставить Борисову М.В., "Дата обезличена" года рождения, жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры, на состав семьи один человек, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения жилого помещения, в пределах территории МОГО "Ухта";
на администрацию МОГО "Ухта" возложена обязанность предоставить Борисовой В.В., "Дата обезличена" года рождения, жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры, на состав семьи один человек, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения жилого помещения, в пределах территории МОГО "Ухта".
Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., заключение прокурора Шевелевой М.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Ухты обратился в суд в интересах Борисова М.В. с иском к администрации МОГО "Ухта" об обязании предоставить жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи один человек, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения жилого помещения, в пределах территории МОГО "Ухта", указывая, что Борисов М.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации МОГО "Ухта" от "Дата обезличена" N ... Борисов М.В. включен в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, однако жилье ему до сих пор не предоставлено.
Прокурор г.Ухты обратился в суд в интересах Борисовой В.В. с аналогичным иском к администрации МОГО "Ухта".
Определением суда от 29 августа 2016 года указанные гражданские дела соединены в одно производство.
В судебном заседании прокурор и истцы требования поддержали.
Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил.
Судом постановленоприведенное решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Ухта" просит решение суда отменить, ссылаясь на существенное нарушение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к его отмене не усматривает.
Материалами дела установлено, что Борисов М.В., ... года рождения, и Борисова В.В., ... года рождения, относятся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением ... суда ... от ... года мать и отец истцов С. О.Ю. и Б. В.Г. соответственно лишены родительных прав в отношении сына Борисова М.В. и дочери Борисовой В.В.
Борисов М.В. находился на воспитании в ГОУ РК " ... " с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", Борисова В.В. - с "Дата обезличена" по "Дата обезличена".
Приказом Управления социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по городу Ухта от "Дата обезличена" N ... за истцами сохранялось право на закрепленное жилое помещение по адресу: "Адрес обезличен" на период нахождения их в государственном учреждении для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Закрепленное жилое помещение до настоящего времени находится в муниципальной собственности, в нем проживают родители истцов на условиях договора социального найма.
Решением ... суда ... от ... года в удовлетворении требований истцов к С. О.Ю., Б. В.Г., Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Ухта" об обязании произвести принудительный обмен жилого помещения, расположенного по адресу: "Адрес обезличен", отказано.
Постановлениями администрации МОГО "Ухта" от "Дата обезличена" N ... в отношении Борисовой В.В., N ... в отношении Борисова М.В. установлен факт невозможности проживания истцов в указанном жилом помещении, истцы включены в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилых помещений в собственности истцы не имеют, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения им не предоставлено.
Разрешая спор, оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на администрацию МО ГО "Ухта" обязанности предоставить истцам на состав семьи 1 человек жилое помещение не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах территории МОГО "Ухта".
Статья 40 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сироти детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В соответствии со ст. 7 Закона Республики Коми от 25.12.2015 года N 134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан" жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в соответствующий список, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Таким образом, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот возложена на органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми, чьи полномочия в силу п. 13, п. 14, п. 21 ч. 1 ст. 38 Устава муниципального образования городского округа "Ухта" в этой части осуществляет ответчик.
Согласно п.7 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 28.11.2015 N 358-ФЗ, действующей с 09.12.2015 года) по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии оснований к удовлетворению требований прокурора.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии предмета спора подлежат отклонению.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Федеральный закон N ФЗ-159 не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Наличие обстоятельств, перечисленных в ст.8 N ФЗ-159 является основанием возникновения права лиц названной категории на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда. Нарушение данного права в силу ст.3 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для обращения в суд.
Учитывая, что истцы до настоящего времени не обеспечены жильем, исковые требования удовлетворены обоснованно.
Доводы апелляционной жалобы по своей сути воспроизводят позицию ответчика, занятую при рассмотрении дела в суде первой инстанции, который дал им соответствующую оценку, оснований не соглашаться с которой нет.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы, поскольку они не ставят под сомнение обоснованность выводов суда и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене или изменению состоявшегося судебного постановления.
При разрешении заявленных требований суд правомерно исходил из фактических обстоятельств дела и постановилзаконное и обоснованное решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 29 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Ухта" - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.