Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда
в составе:
председательствующего: Уварова В.В.,
судей: Епифановой С.А., Баранова В.В.,
при секретаре: Рудаковой О.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Каракешишян К.З. на решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 31 августа 2016 года
по административному исковому заявлению Каракешишян К.З. к УФМС России по Тамбовской области о признании незаконным заключения от 22 марта 2016 года, о признании незаконным выдачи ОУФМС России по Тамбовской области в Мичуринском районе 10 декабря 2014 года паспорта серии *** и изъятии данного паспорта, возложении обязанности произвести возврат паспорта
Заслушав доклад судьи Уварова В.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
24 февраля 2016г. заключением Управления Федеральной миграционной службы России по Тамбовской области постановлено, что Каракешишян К.З. не является гражданином РФ, паспорт серии ***, выданный ОУФМС России по Тамбовской области в Мичуринском районе ***.2014г. выдан ему в нарушение установленного порядка.
Каракешишян К.З. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной миграционной службы России по Тамбовской области о признании незаконным заключения УФМС России по Тамбовской области от 24 февраля 2016г. о том, что он не является гражданином РФ, о незаконности выдачи ему отделом ФМС России по Тамбовской области в Мичуринском районе *** 2014г. паспорта серии *** N ***, просил признать незаконным изъятие у него паспорта и обязать произвести его возврат. В обоснование привел, что с 1984 по1986 гг. он служил в рядах СА ***, в 1986 году приехал в РСФСР из Армянской ССР на постоянное место жительства, обучался в *** сельскохозяйственном институте с 1986 по 1990г. В 1991 году уехал в Армению. В 2000 году приехал в Россию на постоянное место жительства. В Первомайском районе Тамбовской области обратился в паспортный стол для получения гражданства Российской Федерации, ему был выдан вкладыш в паспорт гражданина СССР, подтверждающий гражданство Российской Федерации. В 2002 году его паспорт гражданина СССР был заменен на паспорт гражданина Российской Федерации. В этом же году он уехал в Волгоградскую область г. ***. В 2004 году приехал в г. Мичуринск Тамбовской области и был зарегистрирован по адресу: ***. *** 2014 г. отделом УФМС России по Тамбовской области в Мичуринском районе его паспорт по достижении 45-и летнего возраста был заменен. Получил загранпаспорт. В 2015 году переехал на постоянное место жительства в г. Москву, привез жену из Армении, подали заявление на гражданство жены. В приеме документов жены УФМС России по г. Москве было отказано по причине отсутствия сведений в архиве. Узнал о заключении УФМС России по Тамбовской области от 24 февраля 2016 г. о том, что он не является гражданином РФ. Считает заключение незаконным, поскольку приобрел гражданство Российской Федерации на основании Закона РФ от 28.11.1991 N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации", действовавшего до 30.06.2002, согласно п. "г" ст. 18 которого в порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретали граждане бывшего СССР, проживавшие на территориях государств, входивших в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 06.02.1992, если они до 31.12.2000 года заявили о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации. Из документов усматривается, что до 31.12.2000 года он заявил о желании приобрести гражданство РФ, обратившись в ПВС ОВД Первомайского района Тамбовской области. Доказательства того, что вкладыш о гражданстве РФ и два паспорта гражданина РФ ***.2002 и от ***12.2014 были выданы на основании подложных документов из заведомо ложных сведений, отсутствуют.
Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 31 августа 2016 года в удовлетворении административных исковых требований Каракешишян К.З. было отказано.
24 февраля 2016 года начальником УФМС России по Тамбовской области утверждено заключение служебной проверки, по результатом которой Каракешишян К.З. гражданином РФ не признан. В материалах дела имеются результаты проверки по базе данных "Гражданство" КД МИД России и базе данных "Гражданство" в Генеральном консульстве России, базе данных УФМС России, согласно которым сведений о приобретении Каракешишян К.З. гражданства не установлено.
На основании установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу, что действия УФМС России по Тамбовской области соответствуют Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, процедура проверки проведена полно и всесторонне с направлением запросов в соответствующие органы.
В апелляционной жалобе Каракешишян К.З. указывает, что решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 31.08.2016 года является незаконным и необоснованным.
Считает, что доводы Управления федеральной миграционной службы Российской Федерации по Тамбовской области о том, что паспорт был выдан в нарушение порядка, не подтверждены доказательствами. Указывает, что отсутствие сведений в базе данных о приобретении им гражданства не опровергает доводов о том, истец до 31.12.2000 года обращался в консульство с заявлением о приобретении гражданства, и консульским отделом оно было предоставлено. Таким образом, суду не представлено доказательств того, что до 31.12.2000 года истец не приобрел гражданство РФ.
Просит решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 31.08.2016 года отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, поддержанной в судебном заседании представителем Каракешишяна К.З. по доверенности Бурлаковой С.В., выслушав возражения представителя административного ответчика Копченкиной Л.М., апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 51 Указа Президента РФ от 14 ноября 2002 года N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд. В данном запросе указываются:
сведения о лице, в том числе его место жительства на 06 февраля 1992 года (страна, город или иной населенный пункт);
сведения о предъявляемом лицом документе, удостоверяющем его личность (при наличии);
основания направления запроса и его содержание.
До 01 ноября 2002 года отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, регулировал Закон РСФСР от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве РСФСР" (вступил в силу 06 февраля 1992 года). В силу части 1 статьи 12 гражданство РСФСР приобретается:
а) в результате его признания;
б) по рождению.;
в) в порядке его регистрации;
г) в результате приема в гражданство;
д) в результате восстановления в гражданстве РСФСР;
е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РСФСР;
ж) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
Согласно статьи 13 гражданами РСФСР признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РСФСР на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве РСФСР.
С 01 ноября 2002 года отношения, связанные с гражданством Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". В соответствии со статьей 5 Федерального закона гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона, а также лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Однако в соответствии с указанным законом Каракешишян К.З. о вступлении в Российское гражданство в упрощенном порядке с заявлением в соответствующие органы не обращался.
Как следует из материалов дела, *** 2014 года Каракешишяном К.З. был получен паспорт гражданина РФ серии *** N ***, выданного ОУФМС России по Тамбовской области в Мичуринском районе в связи с достижением 45-летнего возраста, на основании паспорта гражданина РФ серии *** N ***, выданного ОВД Первомайского района Тамбовской области *** 2002 года.
24 февраля 2016 года, заключением УФМС России по Тамбовской области постановлено, что Каракешишян К.З. не является гражданином РФ и паспорт от *** 2014 года выдан ему в нарушение установленного порядка.
К данному заключению УФМС России по Тамбовской области пришло по результатам служебной проверки, в ходе которой было установлено, что документы, подтверждающие проживание Каракешишян К.З. на территории Российской Федерации на 06 февраля 1992 года отсутствуют. Данный факт подтверждается отсутствием соответствующей информации по электронной базе "Гражданство", картотечному учету приобретения (выхода) гражданства РФ УФМС России по Тамбовской области и в базе данных Консульского Департамента МИД России.
Вместе с тем, в АС ЦБДУИГ ФМС России, а также по базе данных AsBase имеются сведения в отношении Каракешишян К.З., подтверждающие наличие у него гражданства Республики Армения на основании паспорта гражданина Армении серии АН N ***, сроком действия с 19 сентября 2006 года по 19 сентября 2016 года.
Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что Каракешишян К.З. не является гражданином Российской Федерации, а паспорт серии *** N ***, выданный ОВД Первомайского района Тамбовской области *** 2002 года и паспорт серии *** N ***, выданный ОУФМС России по Тамбовской области в Мичуринском районе *** 2014 года, выданы в нарушение п. 14.4 раздела II "Выдача и замена паспортов. Порядок их оформления" приказа МВД РФ от 15 сентября 1997 года N 605.
Кроме того, из МП УФМС России по Тамбовской области в Первомайской районе было установлено, что паспорт серии *** N ***, по журналу учета поступления паспортов и выдачи их гражданам формы N 5 оформлен на имя Каракешишян К.З., однако заявление о выдаче (замене) паспорта формы N 1 П в подразделении отсутствует.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы Каракешишян К.З. направлены на иное толкование закона, иную оценку доказательств, не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда и опровергающих его выводы.
На основание изложенного и руководствуясь ст.309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, апелляционная инстанция
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 31 августа 2016 года оставить без изменения, жалобу Каракешишян К.З. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.