Судья Курганского областного суда Клепча С.Н., рассмотрев в г. Кургане 15 ноября 2016 г. жалобу КЮН на постановление начальника отдела лесного и пожарного надзора управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ААС от 6 сентября 2016 г., решение судьи Варгашинского районного суда Курганской области от 5 октября 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
,
установил:
постановлением начальника отдела лесного и пожарного надзора управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ААС N от 6 сентября 2016 г. КЮН признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере " ... " рублей.
Решением судьи Варгашинского районного суда Курганской области от 5 октября 2016 г. указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе в Курганский областной суд КЮН просит отменить принятые по делу постановление должностного лица и решение судьи, производство по делу прекратить.
КЮН на рассмотрение жалобы не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении дела не просил.
Представитель Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ААС на рассмотрение дела не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть жалобу без его участия, оставить решение судьи и постановление должностного лица без изменения.
Считаю возможным рассмотреть дело без участия указанных лиц.
Проверив материалы дела и изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 7.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Из материалов дела следует, что " ... " с " ... " по обращению ССА о размещении ульев КЮА и другими гражданами на территории лесного участка, участковым лесничим Варгашинского участкового лесничества ГКУ "Варгашинское лесничество" ВОА в ходе выезда установлено, что в квартале 14 выделе 12 "адрес" ГКУ "Варгашинское лесничество" в лесном массиве между деревьями и по кромке леса под кронами деревьев в количестве N штук установлены ульи с пчелами, принадлежащие К, который не представил документов на ведение пчеловодства на территории лесного фонда ГКУ "Варгашинское лесничество".
Обжалуемым постановлением должностного лица, оставленным без изменения решением судьи, установлено нарушение КЮА ст. 9 и ч. 3.1. ст. 38 Лесного кодекса Российской Федерации, влекущее административную ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ.
Вместе с тем с указанными выводами нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно ст. 38 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности).
На лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускается размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек.
Граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения сельского хозяйства на основании договоров аренды лесных участков.
Для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное пользование или устанавливается сервитут в случаях, определенных Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 14 Приказа Рослесхоза от 5 декабря 2011 г. N 509 "Об утверждении Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства" установлено, что в качестве кормовой базы для медоносных пчел используются лесные участки, на которых в составе древесного, кустарникового или травяно-кустарничкового яруса имеются медоносные растения.
Лесные участки для размещения ульев и пасек предоставляются, в первую очередь, на опушках леса, прогалинах и других, не покрытых лесной растительностью землях.
С объективной стороны правонарушение, предусмотренное ст. 7.9 КоАП РФ, характеризуется совершением активных действий по самовольному занятию лесных участков или их использованию для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Эти действия выражаются в фактическом завладении лесным участком, направленном на его долгосрочное использование и (или) эксплуатацию ресурсов, ограничивающем доступ на участок или пользование им другими лицами.
К в жалобе на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении и в своих пояснениях при ее рассмотрении судьей указывал, что ульи он размещал не в лесу, а на сенокосах администрации Поповского сельсовета, которые от леса четко не отграничены. Болотистый лесной участок, на котором растут березы и медоносные растения отсутствуют, он не захватывал, каких-либо построек или сооружений на нем не возводил и ущерба лесному фонду не нанес.
Из показаний допрошенных свидетелей ПНА и КАБ следует, что они совместно с К размещали свои ульи на поле возле леса. В очень жаркую погоду для предотвращения гибели пчел они на время переносили ульи в тень под деревья, как это имело место во второй половине дня " ... ", когда на них были составлены протоколы об административном правонарушении.
Материалы дела не содержат сведений, указывающих на оборудование К стационарной пасеки на лесном участке, его огораживание или совершение иных действий, указывающих на фактическое завладение им лесным участком, а также на использование леса в качестве кормовой базы для медоносных пчел.
Перемещение ульев на непродолжительное время на окраину леса с места их постоянного размещения за пределами лесного участка не может считаться его самовольным занятием или использованием, требующим заключения договора аренды лесного участка и соблюдения, связанных с этим юридических процедур.
Административная ответственность за размещение ульев и пасек на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, либо неразрешенными способами или приспособлениями, либо с превышением установленного объема или с нарушением установленных сроков, предусмотрена специальной нормой - ч. 3 ст. 8.26 КоАП РФ.
Однако судья не вправе входить в обсуждение вопроса о том, размещал ли К ульи в запрещенном для этого месте на землях, на которых расположен лес, поскольку он не выяснялся и не являлся предметом рассмотрения при производстве по данному делу о правонарушении, имеющем иной родовой объект посягательства, нежели правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 8.26 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах принятые по настоящему делу обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи подлежат отмене с прекращением производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях КЮН состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление начальника отдела лесного и пожарного надзора управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ААС от 6 сентября 2016 г., решение судьи Варгашинского районного суда Курганской области от 5 октября 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.9 КоАП РФ
в отношении КЮН отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Решение может быть пересмотрено председателем Курганского областного суда по жалобам лиц, участвующих в деле, а также по протесту прокурора Курганской области или его заместителей.
Судья С.Н. Клепча
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.