Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе
судьи - председательствующего Шарыповой Н.В.,
судей Аврамовой Н.В., Фроловой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания С.Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 10 ноября 2016года гражданское дело по иску Н.О.Н. к Администрации г. Кургана о возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении,
по апелляционной жалобе Н.О.Н. на решение Курганского городского суда Курганской области от 24 августа 2016 года, которым постановлено:
"в удовлетворении исковых требований Н.О.Н. к Администрации города Кургана о возложении обязанности сформировать и предоставить Н.В.Е, " ... " года рождения, проживающей по адресу: "адрес", место в дошкольном образовательном учреждении города Кургана, находящемся на разумном географическом удалении от места жительства - отказать".
Заслушав доклад судьи Аврамовой Н.В., изложившей существо дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Н.О.Н. обратилась в суд с иском к Администрации г. Кургана о предоставлении места в детском дошкольном образовательном учреждении. В обоснование иска указывала, что, ее дочь Н.В.Е, 2014 года рождения, была поставлена на учет в Департаменте образования Администрации г. Кургана для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение. До настоящего времени, несмотря на неоднократные обращения к ответчику, место ребенку в дошкольном образовательном учреждении не предоставлено. Считает, что ответчиком нарушено право ее ребенка на бесплатное дошкольное образование, в связи с чем просила обязать Администрацию г. Кургана сформировать и предоставить ее дочери, " ... " года рождения, проживающей по адресу: "адрес" место в дошкольном образовательном учреждении г. Кургана, находящимся на разумном географическом удалении от места жительства.
В судебном заседании истец Н.О.Н., ее представитель В.П.А. на исковых требованиях настаивали по изложенным в исковом заявлении доводам.
Представитель ответчика Администрации г. Кургана З.М.В. , действующая на основании доверенности, против исковых требований возражала, пояснив, что внеочередное зачисление дочери истца в дошкольное образовательное учреждение нарушит права других детей, очередь которых предшествует ребенку истца.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента социальной политики города Кургана в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Курганским городским судом Курганской области постановленоизложенное выше решение, не согласившись с которым Н.О.Н. подана апелляционная жалоба об отмене решение суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы Н.О.Н. выражает несогласие с выводом суда о нарушении удовлетворением заявленных ею требований прав других детей, поставленных на очередь ранее Н.В.Е Полагает, что предоставление места в дошкольном образовательном учреждении в порядке очереди нарушает положения п. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, и предоставление места в дошкольном образовательном учреждении в порядке очередности не предусмотрено законами Российской Федерации. Полагает, что закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение всех граждан, которые имеют право на получение образования соответствующего уровня. Также полагает, что судом дана неверная правовая оценка бездействию ответчика, поскольку само по себе наличие очереди на получение места в дошкольном образовательном учреждении свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком своей обязанности по предоставлению дошкольного образования. Также указывает, что ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о принятых им в порядке, установленном п. 4 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", мерах для решения вопроса об устройстве ее ребенка в другую общеобразовательную организацию, помимо МДБОУ г. Кургана "Прогимназия N 63", находящуюся на разумном удалении от места жительства истца. Выражает несогласие с выводами суда об отсутствии нарушений ответчиком прав ее ребенка на получение бесплатного дошкольного образования, поскольку ее дочь может ежедневно посещать обучающие занятия в рамках реализуемой образовательной программы дошкольного образования. Полагает, что посещение данных занятий не может служить заменой предоставления места в дошкольном образовательном учреждении. Также указывает, что судом первой инстанции не было рассмотрено по существу одно из заявленных ею требований о формировании ответчиком с соблюдением всех необходимых санитарных и иных условий места в дошкольном образовательном учреждении для предоставления Н.В.Е
Возражений на жалобу не поступило.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Н.О.Н. не явилась, о дате и времени рассмотрения дела была извещена своевременно и надлежащим образом. Посредствам телефонограммы пояснила о представлении Администрацией г. Кургана ее дочери Н.В.Е места в дошкольном образовательном учреждении не по месту ее жительства, с чем она как истец выразила согласие.
Представитель истца Н.О.Н. В.П.А., представитель ответчика Администрации г. Кургана, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента социальной политики Администрации города Кургана в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 и вступившей в силу для СССР 15.09.1990, отмечено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
В ст. 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе, дошкольного образования.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Исходя из положений, предусмотренных в ст. 67 названного Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения его вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.
Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета (ст.ст. 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
Уставом муниципального образования города Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от " ... " N, полномочия по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории г. Кургана отнесены к компетенции Администрации г. Кургана (п. 1.22 ст. 37).
Решением Курганской городской Думы от 19.10.2011 N 239 "О структуре Администрации г. Кургана" для исполнения указанных полномочий образован Департамент социальной политики Администрации г. Кургана, одной из функций которого в соответствии с возложенными на него задачами является организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях (ст. 3).
Постановлением Администрации г. Кургана от 03.06.2011 N 3935 создана Комиссия по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Кургана, основной задачей которой является организация комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Кургана на основе данных очередности, с учетом льгот и преимуществ, установленных законодательством для отдельных категорий лиц.
06.12.2013 постановлением Администрации г. Кургана N 9064, вступившим в силу 01.01.2014, утвержден Порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Кургана, согласно которому комплектование муниципальных дошкольных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования, осуществляет Департамент социальной политики Администрации города Кургана.
Согласно п.п. 4 и 5 Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Кургана комплектование МДОУ производится с учетом закрепленной территории за МДОУ и в соответствии с базой данных автоматизированной информационной системы "Очередь в детский сад" по дате постановки на учет ежегодно в период с 1 февраля по 25 апреля. Комплектование МДОУ без учета закрепленной территории (на свободные места) производится ежегодно в период с 1 июля по 25 июля с учетом АИС "Очередь в детский сад" по дате постановки на учет.
При поступлении сведений в течение года о наличии свободных мест в МДОУ Департамент направляет списки из числа детей, находящихся на учете для предоставления места в МДОУ с учетом закрепленных территорий. Перевод детей из одного МДОУ в другое производится на основании личного заявления родителей (законных представителей), представленного в Департамент при условии отсутствия детей, нуждающихся в предоставлении места в МДОУ и проживающих на закрепленной за МДОУ территории (п. 20 Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Кургана).
При таких обстоятельствах, а также с учетом приведенных выше положений Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Кургана, место в МДОУ предоставляется с учетом закрепленной территории.
Как усматривается из материалов дела, Н.О.Н. является матерью малолетней Н.В.Е, " ... " года рождения (свидетельство о рождении серии N от " ... " - л.д. 5).
Согласно справке о постановке ребенка на учет Департамента социальной политики Администрации г. Кургана, заявление на получение места в детском саду для Н.В.Е было подано законными представителями ребенка " ... ", номер очереди 41. Н.В.Е, " ... " рождения закреплена за МБОУ "Прогимназия N".
В ответе на обращения истца от " ... " и от " ... " Департамента социальной политики Администрации г. Кургана от " ... " истцу разъяснено о наличии очередности, в том числе 14 детей, 2014 года рождения, обладающими преимуществами согласно действующему законодательству, об отсутствии в МБОУ "Прогимназия N 63" в 2016 году набора детей 2014 года рождения и о возможности приема ребенка истца в другое муниципальное дошкольное образовательное учреждение, не закрепленное за территорией места жительства истца и ее ребенка, только в случае отсутствия детей, проживающих на закрепленной территории и наличии свободных мест, в соответствии с чем, согласно п. 4 ст. 67 Закона об образовании, истец вправе после " ... " обратиться в орган местного самоуправления для направления ребенка на имеющееся свободное место в другом МДОУ г. Кургана (л.д. 9).
В соответствии с представленными Департаментом социальной политики Администрации г. Кургана возражениями на исковое заявление и справками о постановке на учет детей, 2014 года рождения в МБОУ "Прогимназия N 63" с учетом закрепленных территорий по состоянию на " ... " дочь истца Н.В.Е числится 12 по счету среди детей 2014 года рождения, ожидающих предоставления места в детском учреждении. Из указанного количества 9 детей обладают преимуществами согласно действующего законодательства. Также дочери истца отказано в приеме в связи с отсутствием в 2016 г. в МБОУ "Прогимназия N 63" свободных мест
для детей 2014 г. рождения.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из требований Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Кургана, утвержденного постановлением Администрации г. Кургана от 06.12.2013 N 9064, СанПиН 2.4.1.3049-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 N 26, и установленных обстоятельств дела.
При анализе представленных суду сведений о комплектовании МБОУ г. Кургана "Прогимназия N 63", о предоставлении места в котором заявлено истцом, судом было установлено, что для дочери истца по состоянию на " ... " свободных мест в указанном учреждении не имеется (л.д. 9). Формирование (создание) в детских дошкольных образовательных учреждениях дополнительных мест, сверх установленных действующими на всей территории Российской Федерации СанПиН 2.4.1.3049-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 N 26, вступившими в силу с 30.07.2013, законодательством запрещено.
Из материалов дела следует, что непредставление Н.В.Е места в МБОУ г. Кургана "Прогимназия N 63" связано исключительно с отсутствием свободных мест по соответствующей возрастной группе, отсутствия у истца первоочередного права на обеспечение её ребенка данным местом, и наличием очередности, в которой, в том числе, состоят лица, обратившиеся за постановкой на такую очередь ранее, а также имеющие право на первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности заявленных исковых требований, указав, что ребенок истца был поставлен на учет с соблюдением требований законодательства, права на первоочередное определение в муниципальное дошкольное образовательное учреждение не имел, укомплектование муниципальных дошкольных образовательных учреждений осуществляется ответчиком по мере освобождения мест в соответствии с установленной очередностью.
Более того, проанализировав положения ст. 17 Конституции Российской Федерации, п. 3 ст. 5, п. 3 ст. 11, ст. 23 Закона об образовании, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N 1155, п. 11.9 санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольной образовательной организации, учрежденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 N 26, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что само по себе наличие очередности на получение места в дошкольном образовательном учреждении нельзя расценивать как неисполнение обязанности ответчика по обеспечению доступного бесплатного дошкольного образования, поскольку услуги по образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования могут быть предоставлены ребенку истца ежедневно в рамках образовательных стандартов.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел законных оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, в том числе и возложении обязанности на Администрацию г. Кургана сформировать место в дошкольном образовательном учреждении для ребенка истца.
Кроме того, при извещении истца посредством телефонной связи о дате и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, Н.О.Н. пояснила, что на данный момент ее ребенку предоставлено место в ином дошкольном образовательном учреждении, не закрепленном по месту их жительства, ввиду чего права ребенка на получение бесплатного дошкольного образования не нарушены.
Таким образом, Администрацией г. Кургана после 05.08.2016, как то было разъяснено истцу, реализованы полномочия, предусмотренные п. 4 ст. 67 Закона об образовании, в части принятия мер для устройства ребенка истца в другую общеобразовательную организацию, помимо МДОУ г. Кургана "Прогимназия N 63".
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых судом доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 ГПК Российской Федерации, в связи с чем доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения.
Предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации оснований к отмене состоявшегося судебного решения судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации судом апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 24 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Н.О.Н. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.