Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Аврамовой Н.В., Булатова П.Г.,
при секретаре судебного заседания Смирновой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 15 ноября 2016 г. гражданское дело по иску прокурора Далматовского района Курганской области в интересах Ваулиной О.Е. к Администрации Далматовского района Курганской области о предоставлении жилья
по апелляционной жалобе Администрации Далматовского района Курганской области на решение Далматовского районного суда Курганской области от " ... ", которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Далматовского района Курганской области в интересах Ваулиной О.Е. к Администрации Далматовского района Курганской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию Далматовского района предоставить Ваулиной О.Е., " ... " года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории "адрес", соответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее " ... " кв.м., приобретенное за счет бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность".
Заслушав доклад судьи областного суда Булатова П.Г., пояснения прокурора Поляковской И.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Далматовского района обратился в интересах Ваулиной О.Е. в суд с иском к Администрации Далматовского района Курганской области, Управлению имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Курганской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области о возложении обязанности приобрести и передать в муниципальную собственность жилое помещение и предоставлении жилого помещения. В последующем от части требований отказался (отказ принят судом), исковые требования изменил, обратился к Администрации Далматовского района Курганской области о предоставлении жилого помещения.
В обоснование измененных исковых требований указывал, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, однако до настоящего момента жильем не обеспечен. Просил суд возложить на Администрацию Далматовского района обязанность предоставить Ваулиной О.Е. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений, расположенное на территории "адрес", соответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее " ... " кв.м, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
В судебном заседании прокурор и истец Ваулина О.Е. на удовлетворении измененных требований настаивали, дав пояснения по доводам иска.
Представитель ответчика Администрации Далматовского района и третьего лица Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Ильиных А.В. в судебном заседании против удовлетворения иска возражал. Не оспаривая право истца на предоставление жилого помещения, ссылался на то, что Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области не приобретены и не переданы в муниципальную собственность района благоустроенные жилые помещения для их предоставления детям-сиротам.
Представитель третьего лица Управления по делам образования, культуры, молодежи и спорта администрации Далматовского района Зуйков И.Н. в судебном заседании поддержал заявленные прокурором требования.
Представитель третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном отзыве указывал, что в соответствии с законодательством, предоставление жилых помещений детям-сиротам осуществляется в порядке очередности в соответствии со списком детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья, возложение обязанности на Администрацию Далматовского района предоставить жилое помещение Ваулиной О.Е. может нарушить права других лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших в очередь раньше.
Представитель третьего лица Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Департамента образования и науки Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица Администрации города Далматово в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Представитель третьего лица Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, в представленном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, разрешение спора оставил на усмотрение суда.
Судом постановленовышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Администрация Далматовского района Курганской области просит решение суда отменить, в иске отказать. В обоснование жалобы указывает, что на момент вынесения решения суда и до настоящего времени материальные ресурсы в виде жилых помещений, предназначенных для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в муниципальную собственность Далматовского района не поступили, в связи с чем исполнить вынесенное решение суда будет невозможно по причине, не зависящей от должника. Считает, что суд, приняв отказ прокурора от части исковых требований, заявленных к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области о возложении обязанности по передаче в муниципальную собственность Далматовского района, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области соответствующего жилого помещения и прекратив производство по делу в указанной части, нарушил положения ч. 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Прокурором Далматовского района не представлено доказательств наличия у ответчика специализированного жилья для предоставления Ваулиной О.Е.
В письменных возражениях Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Далматовского района - без удовлетворения.
В письменных возражениях прокурор Далматовского района полагает доводы апелляционной жалобы необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор Поляковская И.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
В суд апелляционной инстанции иные участники не явились, извещены своевременно о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. Представитель третьего лица Департамента образования и науки Курганской области в письменном заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, иные неявившиеся лица о причинах неявки судебную коллегию не уведомили.
Судебная коллегия в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и возражений на нее, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, п. "ж" ч.1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ).
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из материалов дела следует, что родителями истца Ваулиной О.Е., " ... " рождения, в свидетельстве о рождении значатся отец Ваулин Е.П. и мать Ваулина И.М.
Мать Ваулина И.М. умерла " ... " (свидетельство смерти I-БС N от " ... ").
Отец Ваулин Е.П. осужден приговором Курганского областного суда от " ... " к наказанию в виде лишения свободы и по настоящее время находится в местах лишения свободы. С момента рождения дочери Ваулиной О.Е. ее воспитанием не занимается, совместно с ней не проживал.
Постановлением Администрации Крутихинского сельсовета Далматовского района Курганской области от " ... " над несовершеннолетней Ваулиной О.Е. назначен опекун Сарасско Н.П. (впоследствии Брюханова Н.П. на основании свидетельства о заключении брака I-БС N от " ... ").
" ... " окончила МКОУ " "адрес" средняя общеобразовательная школа" "адрес".
По сообщению ГБПОУ " "адрес" колледж культуры" от " ... " Ваулина О.Е. обучается в данном учебном заведении с " ... " (приказ о зачислении N-У от " ... "). Период обучения составляет четыре года до " ... " На основании личного заявления и договора найма жилого помещения, Ваулиной О.Е. предоставлено место в общежитии колледжа на период обучения (приказ N от " ... ").
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной выше нормы Федерального закона от " ... " N159-ФЗ суд первой инстанции верно установилпринадлежность истца к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, осуществляет полномочия по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 2 ст.6 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден Порядок предоставления жилых помещений указанной категории граждан, местом жительства которых является Курганская область.
Пунктом 3 названного Порядка установлено, что при достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству (далее - орган местного самоуправления), принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, лицу из числа детей-сирот, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Анализ названных норм позволяет сделать вывод, что федеральное законодательство и законодательство Курганской области предусматривают обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа при наличии следующих условий: достижение лицами указанной категории совершеннолетия (если от них нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации Далматовского района от " ... " N Ваулина О.Е. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению специализированным жилым помещением на территории "адрес".
По данным отдела Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Далматовского филиала ГКУ "Кургантехинвентаризация" в отношении Ваулиной О.Е. отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества.
Из паспортных данных следует, что с " ... " Ваулина О.Е. зарегистрирована по адресу: "адрес".
Данное жилое помещение на праве собственности принадлежит Подхвалитиной Е.В., Балакиревой К.Д., Подхватилину Р.А., Подхватилину А.В. по " ... " доли в собственности на указанное жилое помещение, что подтверждается выпиской из ЕГРП от " ... "
Ваулина О.Е. доли в собственности на указанное жилое помещение не имеет, членом семьи собственника не является, совместно с ними не проживает.
Ваулина О.Е. проживает по адресу: "адрес" совместно с опекуном Брюхановой Н.П. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Брюхановой Н.П., правоустанавливающие документы отсутствуют (сообщение Администрации Крутихинского сельсовета Далматовского района Курганской области от " ... ").
Согласно справки Администрации Любимовского сельсовета Далматовского района от " ... " N Задорин Ф.И. до " ... " (до момента лишения его родителей родительских прав) проживал со своей семьей по указанному адресу. В настоящее время в данном доме никто не проживает, так как дом полностью разрушен и не пригоден для проживания, что подтверждается актами о невозможности проживания от " ... ", от " ... "
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость Ваулиной О.Е. в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
Таким образом, истец соответствует всем условиям для обеспечения его жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в связи с чем, вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных прокурором в интересах Ваулиной О.Е. требований соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Разрешая вопрос о возложении на Администрацию Далматовского района обязанности по предоставлению истцу указанного жилого помещения, приобретенного за счет средств бюджета Курганской области и переданного в муниципальную собственность, суд первой инстанции правильно указал, что установление законом субъекта Российской Федерации - Курганской области порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка, приема документов и предоставление конкретному нуждающемуся лицу соответствующей категории жилья, что в соответствии с действующим законодательством Курганской области возложено на органы местного самоуправления.
Согласно ч. 6 ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ, наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов.
В развитие указанных предписаний ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет бюджета субъекта Российской Федерации.
Соответственно в ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом субъекта категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жильем.
Как правильно указал суд, применительно к вышеизложенному, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
На основании ст. 2 Закона Курганской области от 05 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству, а также по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (далее Закон Курганской области от 05 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области") полномочия по обеспечению жилыми помещениями передаются органам местного самоуправления в соответствии с приложением 1 к настоящему Закону, в котором в том числе, поименовано муниципальное образование Далматовский район.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жильем, а органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городской округ Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений.
В рамках реализации приведенных выше законодательных норм Законом Курганской области от 29 декабря 2015 г. N 134 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" изменен ранее действующий порядок по предоставлению органам местного самоуправления материальных ресурсов для выполнения переданных им субъектом Российской Федерации государственных полномочий по опеке и попечительству, в частности - по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 8 Закона Курганской области от 05 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области", в редакции вышеназванного закона, органы местного самоуправления для выполнения переданных им государственных полномочий в данной сфере обеспечиваются материальными ресурсами в виде жилых помещений, приобретаемых Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и переданных в муниципальную собственность.
Разрешая спор, суд обоснованно сослался на приведенные нормы права и исходил из того, что обязанность обеспечения Ваулиной О.Е. жилым помещением должна быть возложена на Администрацию Далматовского района, поскольку действующим законодательством Курганской области возложена на администрацию муниципального района указанного субъекта обязанность обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в виде формирования списков и предоставления за счет переданных им органом исполнительной власти Курганской области материальных ресурсов - приобретенных и переданных в муниципальную собственность квартир.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права судебная коллегия находит несостоятельными.
Доводы апеллянта о неисполнимости решения суда, в связи с отсутствием в нем указания по возложению обязанности финансирования и приобретения Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области жилых помещений с последующей передачей муниципальному органу на законность постановленного решения суда не влияют. При вынесении решения суд первой инстанции принял во внимание действующий на территории Курганской области порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам их числа, возложив на муниципальный орган обязанность по предоставлению жилья истцу, приобретенного за счет бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
Законность прекращения производства по иску в части требований в связи с отказом от них предметом исследования не является, поскольку определение Далматовского районного суда от " ... " апеллянтом не обжалуется.
Других доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемом решении мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Далматовского районного суда Курганской области от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Далматовского района Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.