Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Богдановой О.Н., Ушаковой И.Г.,
при секретаре судебного заседания Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 15 ноября 2016 года гражданское дело по иску Б.М.Т. к Государственному бюджетному учреждению "Комплексный центр социального обслуживания населения по Далматовскому району", Государственному учреждению - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежных средств
по апелляционной жалобе Б.М.Т. на решение Далматовского районного суда Курганской области от 7 сентября 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Б.М.Т. к Государственному бюджетному учреждению "Комплексный центр социального обслуживания населения по Далматовскому району" и Государственному учреждению - Курганскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежных средств отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г., пояснения представителя ответчика Государственного учреждения - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Будниковой Н.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б.М.Т. обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению "Комплексный центр социального обслуживания населения по Далматовскому району" (далее ГБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения по Далматовскому району"), Государственному учреждению - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ Курганское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации) о взыскании компенсации за технические средства реабилитации. В обоснование заявленных требований указала, что являясь инвалидом " ... " группы, имела право на получение технических средств реабилитации (далее ТСР), в связи с недостаточным обеспечением данными средствами, вынуждена была приобретать их за свой счет. " ... " количество памперсов было увеличено до 3 штук в сутки, с отменой других средств реабилитации. Ссылаясь на то, что с " ... " она не обеспечивалась средствами реабилитации, компенсация выплачена не в полном объеме затраченных ею средств. Выражала несогласие с доводами ответчика об отсутствие задолженности перед ней по обеспечению ТСР. Указывала, что является тружеником тыла, ветераном труда, ударником коммунистического труда, за разрешением сложившейся ситуации безрезультатно обращалась в различные инстанции. Отмечала, что за 7 месяцев 2016 вновь не обеспечена ТСР. С учетом увеличения исковых требований в части размера компенсации за самостоятельно приобретенные памперсы и отказа от требований о взыскании компенсации морального вреда, просила взыскать с ответчиков в счет затрат на приобретение ТСР (памперсы) " ... ". за 10 месяцев 2015 и " ... ". за 7 месяцев 2016, всего " ... ".
В судебное заседание истец Б.Т.М. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.
Представитель истца Б.М.Т. по доверенности Б.А.И. исковые требования поддержал, указал, что истцу, являющемуся инвалидом, своевременно не выдавались ТСР памперсы (подгузники), что повлекло приобретение их за счет собственных средств, при этом расходы по самостоятельному приобретению памперсов (подгузников) в полном объеме не компенсированы.
Представитель ответчика ГБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения по Далматовскому району" по доверенности К.И.В. в судебном заседании с иском не согласилась, указала, что на ГБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения по Далматовскому району" не возложена обязанность по обеспечению инвалидов ТСР, и, согласно Уставу, учреждение только оказывает содействие инвалидам в предоставлении соответствующих видов помощи. Отмечала, что Б.М.Т. памперсы (подгузники) выдавались в соответствии с разработанными индивидуальными программами реабилитации, в случае, если они не выдавались, выплачивалась компенсация.
Представитель ответчика ГУ Курганское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности К.Е.С. в судебном заседании исковые требования не признала. Указала, что ГУ Курганское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации приобретает и организует выдачу инвалидам ТСР, при этом, они выдаются только того размера, который указан в индивидуальной программе реабилитации инвалида. Уточнила, что инвалид вправе самостоятельно приобретать ТСР, в этом случае ГУ Курганское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации производит компенсационные выплаты в соответствии с установленным порядком. Указала, что Б.Т.М. выплачивались компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в установленном законом размере из расчета и в пределах закупочной цены на единицу ТСР предусмотренной соответствующим контрактом, а не цены, по которой инвалид приобретает его самостоятельно, если такая цена превышает закупочную. В отзыве на иск, ссылаясь на положения норм права, регулирующих спорные правоотношения, указала, что в 2014-2015 Б.Т.М. была своевременно и в положенном количестве обеспечена подгузниками и пеленками, также ей была произведена выплата компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР. Отмечала, что самостоятельное приобретение подгузников, пеленок обусловлено использованием указанных ТСР в количестве, превышающем рекомендованное индивидуальной программой реабилитации. Считала необоснованными доводы иска о ненадлежащем обеспечении истца ТСР и неправомерном снижении размера выплаченной компенсации за их самостоятельное приобретение.
Далматовским районным судом Курганской области от 07.09.2016 производство по делу по иску Б.М.Т. о взыскании компенсации морального вреда прекращено в связи с отказом истца от заявленных требований в данной части и постановленоизложенное выше.
С вынесенным судом решением не согласился истец Б.М.Т., в апелляционной жалобе выражает несогласие с доводами ответчика ГБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения по Далматовскому району" К.И.В. о том, что ТСР выдавались истцу поквартально, поскольку они выданы один раз в конце года. Указывает, что на протяжении 6 месяцев 2014 приобретала ТСР за свой счет, " ... " получила по 180 памперсов и пеленок и компенсацию. Ссылается на систематическое нарушение выдачи памперсов правильного размера ТСР и их количества. Вновь указывает, что не получала памперсы и пеленки на протяжении 10 месяцев 2015 и 7 месяцев 2016, приобретала их самостоятельно за свой счет, однако компенсация за ТСР возмещена ей не в полном объеме. Не соглашается с доводом ответчика и выводом суда об отсутствии задолженности по обеспечению ее ТСР. Указывает, что на основании решения медицинской комиссии было изменено количество положенных к выдаче памперсов с 1 до 3 штук в сутки с учетом добровольного отказа от выдачи пеленок. Представляет расчет затраченных на самостоятельное приобретение ТСР, согласно которому за 10 месяцев 2015 подлежит выплате " ... ". и за 7 месяцев 2016 - " ... "., при этом, с учетом стоимости выданных " ... " пеленок 180 штук - " ... ". и выплаченной компенсации " ... "., затраты составили " ... ". Считает судом не сделано выводов в обоснование отказа в выплате компенсации и в удовлетворении иска. Просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУ Курганское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации приводит доводы аналогичные доводам отзыва на исковое заявление, не соглашается с доводами апелляционной жалобы, считает решение суда постановленным в соответствии с нормами действующего законодательства, при отсутствии нарушений норм материального и процессуального права. Ссылаясь на правовую позицию Верховного суда Российской Федерации, указывает, что действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов ТСР в натуре за прошлый период в случае их не предоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине, в таком случае право инвалида на обеспечение ТСР осуществляется путем выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР в порядке, установленном приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ГУ Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Будникова Н.А. возражала против доводов апелляционной жалобы.
Истец Б.М.Т., ее представитель Б.А.И. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, в телефонограмме представитель истца просил рассмотреть дело без их участия.
В судебном заседании представитель ответчика ГБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения по Далматовскому району" участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд апелляционной инстанции не уведомил.
С учетом мнения представителя ответчика, судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК Российской Федерации) определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя ответчика, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее в их пределах в соответствии со ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Конституция Российской Федерации в ст. 39 устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Согласно ст. 7 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции N 36 от 28.12.2013, действующей на момент установления истцу инвалидности) медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Среди перечисленных в ст. 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в указанной выше редакции) полномочий учреждений медико-социальной экспертизы, указаны установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов.
Как следует из ст. 11 указанного выше Федерального закона (в действующей на момент установления истцу инвалидности редакции), индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами (в редакции Федеральных законов от 23.10.2003 N 132-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (ч. 6 в редакции Федерального закона от 09.12.2010 N 351-ФЗ).
Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.
В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент установления истцу инвалидности) предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации (ст. 10 указанного Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее Правила), п. 4 которых предусматривает, что заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее уполномоченный орган).
Как следует из п. 5 Правил уполномоченный орган рассматривает указанное заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
Пункт 15 (1) Правил определяет, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) может быть предоставлено инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия), но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия), предоставляемого уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами. Отказ инвалида (ветерана) либо лица, представляющего его интересы, от обеспечения техническим средством (изделием) не дает инвалиду (ветерану) права на получение компенсации в размере их стоимости.
Аналогичные положения содержит утвержденный приказом Минтруда России от 23.09.2014 N 657н Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников.
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р определен федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду в п. 22 включены абсорбирующее белье, подгузники.
На основании п. 2 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее Порядок), утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н, данная компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном ст. 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее уполномоченные органы) по месту жительства инвалида.
Компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг. Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией, (п. 3 Порядка).
В соответствии с п. 4 Порядка, размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет (п. 5 Порядка).
Пункт 7 Порядка указывает, что определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации, а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг. В случае если фактическая стоимость технического средства реабилитации и (или) услуги меньше, чем размер компенсации, определенный по итогам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, компенсация выплачивается исходя из затрат инвалида в соответствии с предоставленными документами, подтверждающими расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оплаты оказанной услуги.
В совокупности ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и указанный выше Порядок определяют, если TCP, предусмотренное индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть предоставлено инвалиду либо, если инвалид приобрел соответствующее TCP за свой счет, ему выплачивается компенсация.
Таким образом, при отсутствии у Фонда социального страхования Российской Федерации возможности предоставления TCP в натуре, инвалид имеет право на соответствующую компенсацию.
Из материалов дела следует, что Б.М.Т., " ... " года рождения, является инвалидом " ... " группы с причиной инвалидности "общее заболевание" бессрочно, что подтверждается справкой N, выданной " ... " ФКУ "ГБ МСЭ по Курганской области" Минтруда России Бюро N 6 смешанного профиля.
" ... " ФКУ "ГБ МСЭ по Курганской области" Минтруда России Бюро N 6 разработана индивидуальной программой реабилитации инвалида (карта N), в соответствии с которой Б.М.Т. предусмотрена бессрочная выдача пеленок и подгузников (памперсов) по 30 штук в месяц с " ... ".
" ... " на основании заявления об обеспечении TCP Б.М.Т. поставлена на учет в ГУ Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации для получения TCP согласно карте N от " ... ", что подтверждается уведомлением ответчика.
ФКУ "ГБ МСЭ по Курганской области" Минтруда России Бюро N 6 " ... " была разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида (карта N), которая предусматривала бессрочную выдачу Б.М.Т. подгузников для взрослых размер "М" (объем талии не менее 70-110 см), впитываемость не менее 3600 мл. 90 штук.
" ... " Б.М.Т. обратилась с заявлением об обеспечении ее TCP и поставлена на учет в ГУ Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации для получения TCP согласно карте N от " ... ", что следует из соответствующего уведомления ответчика.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, во 2 квартале 2014 Б.М.Т. выдано 120 памперсов (подгузников), 240 пеленок; в 4 квартале - по 180 памперсов (подгузников) и пеленок; " ... " (3 квартал 2015) - 180 пеленок; в ноябре 2015 (4 квартал 2015) - 540 памперсов (подгузников).
Указанные обстоятельства истцом не опровергнуты.
Из учетной карточки N инвалида Б.М.Т., ответа ГБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения по Далматовскому району населения по Далматовскому району" N от " ... ", журнала выдачи технических средств реабилитации ГБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения по Далматовскому району населения по Далматовскому району" следует, что Б.М.Т. " ... " отказалась от получения 60 пеленок: " ... " - от 180 памперсов (подгузников) и " ... " - от 180 памперсов (подгузников).
Имеющимися в материалах дела приказами ГУ Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации N от " ... ", N от " ... ", N от " ... ", N от " ... ", N от " ... ", N от " ... ", N от " ... ", N от " ... ", N от " ... ", N от " ... ", N от " ... " подтверждается и не опровергнуто истцом, что на основании заявлений Б.М.Т. выплачена компенсация за приобретенные в период с " ... " по " ... " за счет собственных средств: подгузники в количестве 354 штук на сумму " ... "., пеленки в количестве 145 штук на общую сумму " ... "., что не оспаривается и представителем истца в апелляционной жалобе.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается перечисленными приказами ГУ Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, заявлениями истца, сводом произведенных Б.М.Т. компенсационных выплат, сведениями о размере расчетной (закупочной) цены TCP применительно к каждой произведенной компенсационной выплате, что указанные выше выплаты осуществлялись ГУ Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, исходя из закупочной цены соответствующих TCP, определенный по итогам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации.
В деле отсутствуют доказательства наличия со стороны ГУ Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации отказов в выплате компенсации за приобретенные Б.М.Т. TCP.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в 2015 истцу безвозмездно предоставлялись ТСР, вид и количество которых определялось индивидуальной программой реабилитации, в части необеспеченной указанными техническими средствами, выплачена предусмотренная законом компенсации, в пределах закупочных цен соответствующего контракта, а не по ценам, за которые фактически приобретались TCP.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы истца относительно приобретения в 2014 за счет собственных средств ТСР и получения компенсации во внимание судебной коллегией не принимаются, поскольку обеспечения истца соответствующими средствами реабилитации в 2014 предметом иска не является.
Судебной коллегией признается необоснованным довод апелляционной жалобы о выдаче истцу памперсов неправильного размера и количества, поскольку ГУ Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации приобретает и организует выдачу инвалидам ТСР того размера и количества, которые указаны в индивидуальной программе реабилитации инвалида. Материалами дела подтверждается и не опровергается истцом, что размер памперсов и их количество были изменены по его заявлению.
Судебная коллегия полагает несостоятельным довод апелляционной жалобы о необходимости взыскания компенсации на самостоятельное приобретение ТСР денежных средств в сумме " ... "., поскольку ГУ Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в материалы дела представлен свод компенсационных выплат, произведенных Б.М.Т., из которого усматривается, что истцу выплачивалась компенсация за приобретение ТСР за счет собственных средств, исходя из цены за штуку изделия, определенную действующими на тот момент контрактами N от " ... " (подгузники) и N от " ... " (пеленки).
В материалах дела отсутствуют и судом не добыты сведения об иных, действующих на момент возникновения спорных правоотношений, контрактах и размерах компенсации, определенных уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки ТСР, информация о которой размещена на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru).
В апелляционной жалобе истец указывает, что ТСР выдавались один раз в конце года, имеется задолженность по обеспечению ее ТСР и отсутствует возмещение в полном объеме денежных средств, потраченных на самостоятельное приобретение ТСР, указанные доводы судебная коллегия находит несостоятельными.
Правоотношения, связанные с обеспечением инвалидов ТСР, законодательно урегулированы, и в случае не предоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине ТСР в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида его право на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования ТСР осуществляется путем выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР.
Для возмещения материальных затрат, потраченных на приобретение ТСР за свой счет, истцу необходимо соблюсти процедуру, предусмотренную Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н, после чего истец имеет право на компенсацию.
В материалах дела отсутствуют доказательства обращения истца за соответствующей компенсацией в 2016, соответственно, оснований для удовлетворения требований истца о взыскании такой компенсации за 7 месяцев 2016 не имеется.
Согласно сводной ведомости обеспечения Б.М.Т. ТСР за месяцы, когда Б.М.Т. в оспариваемый период не обеспечивалась ТСР, предусмотренными ее индивидуальной программой реабилитации инвалида, ее право на получение социальной защиты было реализовано путем выплаты компенсации, что подтверждается сведениями о фактической выдаче технических средств реабилитации и выплате соответствующей компенсации.
Довод апелляционной жалобы истца об обращении за разрешением проблемы по выплате затраченных на самостоятельное приобретение ТСР денежных средств в различные инстанции и отсутствие ответа на них на существо и правильность постановленного судом первой инстанции решения не влияет, его отмену не влечет.
Вопреки доводу апелляционной жалобы об отсутствии в решении суда выводов в обоснование отказа в удовлетворении иска, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, а доводы апелляционной жалобы, являющиеся предметом оценки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Далматовского районного суда Курганской области от 7 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.М.Т. - без удовлетворения.
Судья - председательствующий И.В. Литвинова
Судьи: О.Н. Богданова
И.Г. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.