Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Шарыповой Н.В., Фроловой Ж.А.,
с участием прокурора П.А.А.,
при секретаре судебного заседания П.С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 15 ноября 2016 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Далматовского района Курганской области в интересах Д.М.В. к Администрации Далматовского района Курганской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения
по апелляционной жалобе Администрации Далматовского района Курганской области на решение Далматовского районного суда Курганской области от " ... ", которым постановлено:
исковые требования прокурора Далматовского района Курганской области в интересах Д.М.В. к Администрации Далматовского района о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию Далматовского района предоставить Д.М.В., " ... " года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории города Далматово Курганской области, соответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, мнение прокурора прокуратуры Курганской области П.А.А., судебная коллегия
установила:
прокурор Далматовского района Курганской области в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обратился в суд в интересах Д.М.В. с иском к Администрации Далматовского района Курганской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области, в котором просил возложить на Администрацию Далматовского района Курганской области обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенного на территории г. Далматово Далматовского района Курганской области, соответствующего социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м. Прокурор района просил суд возложить на Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области обязанность приобрести за счет средств бюджета Курганской области и передать в муниципальную собственность муниципального образования Далматовского района приобретенное за счет средств бюджета Курганской области благоустроенное жилое помещение для предоставления Д.М.В.
Впоследствии прокурор в порядке ст. 39 ГПК РФ представил измененное исковое заявление, предъявил его к Администрации Далматовского района Курганской области о возложении обязанности по предоставлению Д.М.В. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенного на территории г. Далматово Далматовского района Курганской области, соответствующего социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м, приобретенного за счет бюджета Курганской области и переданного в муниципальную собственность.
От требований к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области истец отказался, отказ от части иска принят судом, производство по делу в этой части прекращено.
В обоснование иска указано, что Д.М.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители умерли, он был определен в государственное детское учреждение. Закрепленное за ним жилое помещение находится в ветхом состоянии. В связи с необеспеченностью жилым помещением Д.М.В. включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма. Однако, до настоящего времени он жильем не обеспечен, проживает у знакомых. Прокурор указывал, что обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан осуществляется органами местного самоуправления. Однако обязанность по обеспечению органов местного самоуправления материальными ресурсами, необходимыми для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы государственной власти Курганской области. Уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области, которым является Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, материальные ресурсы в виде жилых помещений приобретаются за счет средств бюджета Курганской области и передаются в муниципальную собственность.
В судебном заседании действующий в интересах истца прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал.
Истец Д.М.В. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Далматовского района и третьего лица Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района по доверенности И.А.В. иск не признавал, не оспаривая право истца на получение жилого помещения.
Представитель третьего лица без самостоятельных исковых требований относительно предмета спора Отдела опеки и попечительства Управления по дела образования, культуры, молодежи и спорта Администрации Далматовского района Курганской области по доверенности З.И.Н. исковые требования поддержал.
Представители третьих лиц Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области, Финансового управления Курганской области, Департамента образования и науки Курганской области, Правительства Курганской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица Администрации г. Далматово, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Далматовским районным судом Курганской области постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Администрация Далматовского района Курганской области просит решение суда отменить, в иске отказать. В обоснование жалобы указывает, что действующим законодательством определен алгоритм действий, согласно которому обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, полномочия по приобретению за счет соответствующего финансирования из бюджета Курганской области и передача органам местного самоуправления материальных ресурсов в виде жилых помещений отнесены к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области. В связи с этим настаивает, что исполнение полномочий органов местного самоуправления поставлено в зависимость от соответствующих действий государственного органа. На момент вынесения решения суда и до настоящего времени материальные ресурсы в виде жилых помещений, предназначенные для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в муниципальную собственность Далматовского района Курганской области не поступили. Полагает, что при таких обстоятельствах обжалуемое решение суда исполнить будет невозможно по причинам, не зависящим от должника. Также ответчик ссылается на необоснованность обращения прокурора в суд с настоящим иском, поскольку отсутствовал факт нарушения имущественных прав истца со стороны Администрации Далматовского района Курганской области.
Прокуратурой Далматовского района принесены возражения на апелляционную жалобу, доводы которой считаются необоснованными.
Прокурор Курганской областной прокуратуры П.А.А. в суде апелляционной инстанции относительно доводов апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения.
Представитель третьего лица Департамента образования и науки Курганской области о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, с учетом мнения прокурора, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность судебного решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, учитывая заключение прокурора, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "ж" ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от " ... " N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от " ... " N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 8 названного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце пятом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце пятом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Курганской области от " ... " N "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье".
По смыслу вышеприведенных норм закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Из материалов дела усматривается, что истец Д.М.В. родился " ... ", его мать Д.Г.А. умерла " ... ", отец Д.В.В. умер " ... " (представлены свидетельство о рождении, свидетельства о смерти родителей).
Распоряжением Администрации Далматовского района Курганской области от " ... " N-р Д.М.В. помещен в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В распоряжении отмечено об отсутствии возможности закрепить за несовершеннолетним жилое помещение из-за ветхого состояния жилого дома. По заключению N 445 от 04.05.2016 Межведомственной комиссии Администрации Далматовского района Курганской области жилой дом по адресу: "адрес", в котором был зарегистрирован истец по месту жительства родителей, признан непригодным для проживания.
" ... " Д.М.В. окончил МОУ "Далматовская средняя общеобразовательная школа N".
По информации Управления Росреестра по Курганской области, ГУП "Кургантехинвентаризация" сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества за истцом отсутствуют.
Постановлением Администрации Далматовского района Курганской области от " ... " N Д.М.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
На момент рассмотрения спора жилое помещение Д.М.В. не предоставлено.
Установив вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ст.ст. 4, 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Курганской области от " ... " N "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье".
При этом, суд правомерно исходил из того, что Д.М.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении 18 лет, будучи поставленным на учет, как нуждающийся в жилом помещении, имеет право на предоставление ему для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда по норме предоставления, установленной в г. Далматово Курганской области к моменту рассмотрения дела.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, и возлагая на Администрацию Далматовского района Курганской области обязанность по предоставлению жилого помещения, суд первой инстанции обоснованно указал, что предоставляемое жилое помещение должно быть приобретено за счет средств бюджета Курганской области и передано в муниципальную собственность.
При этом суд первой инстанции подробно мотивировал свои выводы, ссылаясь на положения ст. 19 Федерального закона от " ... " N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 3 ст. 20 Федерального закона от " ... " N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Курганской области от " ... " N "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым утвержден порядок обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области.
В рамках реализации приведенных выше законодательных норм Законом Курганской области от " ... " N "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" изменен ранее действующий порядок по предоставлению органам местного самоуправления материальных ресурсов для выполнения переданных им субъектом Российской Федерации государственных полномочий по опеке и попечительству, в частности - по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 8 Закона Курганской области от " ... " N "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" в редакции вышеназванного закона, органы местного самоуправления для выполнения переданных им государственных полномочий в данной сфере обеспечиваются материальными ресурсами в виде жилых помещений, приобретаемых Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и переданных в муниципальную собственность.
Поскольку предоставление органами местного самоуправления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, по смыслу приведенных выше норм, должно осуществляться за счет переданных им органом исполнительной власти Курганской области материальных ресурсов - приобретенных и переданных в муниципальную собственность квартир, исковые требования прокурора к Администрации Далматовского района Курганской области обоснованно удовлетворены с указанием на предоставление истцу жилого помещения, приобретенного за счет средств бюджета Курганской области и переданного в муниципальную собственность.
Судебная коллегия находит указанные выводы и решение суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся между сторонами правоотношениям, соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию Администрации Далматовского района Курганской области, выраженную ее представителем в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Апелляционная жалоба не содержит новых доводов, которые могут повлиять на законность обжалуемого судебного решения. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ безусловных оснований для отмены принятого по делу решения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Далматовского районного суда Курганской области от 8 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Далматовского района Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.М. Софина
Судьи Н.В. Шарыпова
Ж.А. Фролова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.