Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Фроловой Ж.А., Шарыповой Н.В.,
при секретаре судебного заседания П.С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 15 ноября 2016 года гражданское дело по иску прокурора Далматовского района Курганской области в интересах Ф.А.И. к Администрации Далматовского района Курганской области о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе Администрации Далматовского района Курганской области на решение Далматовского районного суда Курганской области от 12 сентября 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Далматовского района Курганской области в интересах Ф.А.И. к Администрации Далматовского района Курганской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию Далматовского района Курганской области предоставить Ф.А.И., 31 марта 1994 года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории города Далматово Курганской области, соответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м., приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.".
Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., мнение прокурора облпрокуратуры Половниковой А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Далматовского района Курганской области в интересах Ф.А.И. обратился в суд с иском к Администрации Далматовского района Курганской области (далее - Администрации Далматовского района) о предоставлении жилого помещения.
В обоснование исковых требований с учетом их изменения указывал, что Ф.А.И. относится к категории лиц из числа детей-сирот, так как её родители умерли. В 2015 году истец включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, в Администрации Далматовского района. Жильем не обеспечена.
Просил обязать Администрацию Далматовского района предоставить Ф.А.И., 31.03.1994 года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории г. Далматово Курганской области, соответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
В судебном заседании прокурор Попова К.В. и истец Ф.А.И. на удовлетворении иска настаивали.
Представитель ответчика Администрации Далматовского района и третьего лица Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района - И.А.В., действующий на основании доверенностей, против исковых требований прокурора возражал.
Представитель третьего лица Управления по делам образования, культуры, молодежи и спорта - З.И.Н., действующий на основании доверенности, полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом. В письменном отзыве полагал иск прокурора обоснованным, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Представитель третьего лица Департамента образования и науки Курганской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался надлежащим образом. В письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Администрации города Далматово в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация Далматовского района просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что ответчик как орган местного самоуправления наделен полномочиями по предоставлению указанной категории граждан только тех жилых помещений, которые переданы ему в муниципальную собственность. Жилое помещение для предоставления истцу в муниципальную собственность района не передано. Со стороны Администрации Далматовского района отсутствовал факт нарушения имущественных прав истца. Данные обстоятельства не учтены судом при вынесении решения.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, полагал постановленное решение законным и обоснованным, жалобу - неподлежащей удовлетворению.
Участвующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор облпрокуратуры Половникова А.А. просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Администрации Далматовского района - без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации), судебная коллегия постановиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что истец Ф.А.И. родилась 31.03.1994 в с.Петропавловское Катайского района Курганской области (свидетельство о рождении, паспорт - л.д. 10, 11). Мать истца - А.В.Н. умерла 12.03.2012, отец истца - Ф.И.А. умер 17.08.2002 (свидетельства о смерти - л.д. 12, 14).
После смерти матери до 31.03.2012 законным представителем Ф.А.И. являлся отдел по опеке и попечительству МУ "Управление образования Администрации Катайского района" (справка от 16.09.2015 - л.д. 17).
В 2010 году Ф.А.И. закончила обучение в МОУ "Петропавловская основная общеобразовательная школа", получила аттестат об основном общем образовании (л.д. 19).
С 01.09.2014 Ф.А.И. является студенткой ГБПОУ "Курганский Технологический колледж имени Героя Советского Союза Н.Я. Анфиногенова", с 01.05.2016 по 01.05.2017 находится в академическом отпуске по болезни (л.д. 20).
14.09.2012 Ф.А.И. вступила в брак с П.И.В. (свидетельство о заключении брака - л.д. 16). У Ф.А.И. имеется двое несовершеннолетних детей: Ф.К.Г., 29.06.2010 года рождения и Ф.К.И., 24.04.2013 года рождения (свидетельства о рождении - л.д. 70, 71).
Постановлением Администрации Далматовского района от 01.10.2015 N Ф.А.И. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д. 13).
Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.06.2016 в общей долевой собственности Ф.А.И., Ф.И.В., Ф.К.Г., Ф.К.И. (по 1/4 доле) находится квартира общей площадью 37,4 кв.м, расположенная по адресу: "адрес", где истец проживает вместе с семьей и состоит на регистрационном учете (л.д. 22-23, 52, 113-114). Постановлением Администрации Далматовского района от 01.10.2015 N признан факт невозможности проживания Ф.А.И. в данном жилом помещении (л.д. 18).
По сведениям Администрации города Далматово жилое помещение по договору социального найма Ф.А.И. на территории Далматовского района Курганской области и города Далматово не предоставлялось. По данным Далматовского районного отдела ГУП "Кургантехинвентаризация" Ф.А.И. участие в приватизации в городе Далматово и Далматовском районе не принимала (л.д. 24, 147).
На момент рассмотрения спора жилое помещение Ф.А.И. не предоставлено.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, обеспечение жильем.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установилпринадлежность Ф.А.И. к категории лиц из числа детей-сирот.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье".
По смыслу вышеприведенной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Ф.А.И. является нуждающейся в получении жилья. Данный факт признан Администрацией Далматовского района при включении истца в список лиц, подлежащих обеспечению специализированным жильем, сформированный в соответствии с переданными муниципальному образованию государственными полномочиями по опеке и попечительству и п. 3 ст. 3-1 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции Закона Курганской области от 29.12.2015 N 134 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области", действующей на дату вынесения обжалуемого решения суда).
Ф.А.И. в установленном законом порядке как лицо из числа детей-сирот жильем не обеспечена. Это нарушает её жилищные права и дает прокурору основание для обращения в суд с иском в защиту прав истца в соответствии со ст. 45 ГПК Российской Федерации.
С учетом наличия у Ф.А.И. права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ, и признания её нуждающейся в получении жилья, а также принимая во внимание вышеприведенные положения закона, судебная коллегия находит правильным решение суда первой инстанции об удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
По смыслу п.п. 1 и 7 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
При определении размера жилого помещения, подлежащего предоставлению Ф.А.И. по договору специализированного найма, судом первой инстанции верно применено решение Далматовской Городской Думы от 29.12.2005 N 96, установившее норму предоставления площади жилого помещения в муниципальном жилищном фонде города Далматово в размере не менее 15 кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст.ст. 19, 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на основании федерального закона или закона субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 3-1 Закона Курганской области от 05.10.2007 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции Закона Курганской области от 29.12.2015 N 134), предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию Далматовского района обязанность по предоставлению Ф.А.И. жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту жительства истца - на территории г. Далматово Курганской области в пределах нормы предоставления - не менее 15 кв.м общей площади, соответствующего санитарно-техническим требованиям.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, и возлагая на Администрацию Далматовского района обязанность по предоставлению жилого помещения, суд первой инстанции обосновано указал, что предоставляемое жилое помещение должно быть приобретено за счет средств бюджета Курганской области и передано в муниципальную собственность.
Так, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.
В рамках реализации приведенных выше законодательных норм Законом Курганской области от 29.12.2015 N 134 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" изменен ранее действующий порядок по предоставлению органам местного самоуправления материальных ресурсов для выполнения переданных им субъектом Российской Федерации государственных полномочий по опеке и попечительству, в частности - по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 8 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" в редакции вышеназванного закона, органы местного самоуправления для выполнения переданных им государственных полномочий в данной сфере обеспечиваются материальными ресурсами в виде жилых помещений, приобретаемых Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и переданных в муниципальную собственность.
Поскольку предоставление органами местного самоуправления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, по смыслу приведенных выше норм, должно осуществляться за счет переданных им органом исполнительной власти Курганской области материальных ресурсов - приобретенных и переданных в муниципальную собственность квартир, исковые требования прокурора к Администрации Далматовского района обоснованно удовлетворены с указанием на предоставление истцу жилого помещения, приобретенного за счет средств бюджета Курганской области и переданного в муниципальную собственность.
Судебная коллегия находит указанные выводы и решение суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся между сторонами правоотношениям, соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о неисполнимости решения суда по причине неисполнения уполномоченным органом - Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области обязанностей по приобретению и передаче в муниципальную собственность города Кургана жилых помещений для предоставления указанной категории граждан на правильность постановленного решения не влияют и его отмену не влекут.
Апелляционная жалоба не содержит новых доводов, которые могут повлиять на законность обжалуемого судебного решения. Предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации безусловных оснований для отмены принятого по делу решения судебная коллегия не усматривает.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Далматовского районного суда Курганской области от 12 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Далматовского района Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.