Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Тимофеевой С.В.,
судей Голубь Е.С., Артамоновой С.Я.,
при секретаре судебного заседания Пономаревой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 22 ноября 2016 г. гражданское дело по иску прокурора города Кургана в интересах Демешкина А.В. к администрации города Кургана о предоставлении жилья,
по апелляционной жалобе администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 4 августа 2016 г., которым постановлено:
"Исковые требования прокурора города Кургана удовлетворить.
Обязать Администрацию города Кургана предоставить Демешкину А.В. " ... " г.р., благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории города Кургана, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м., приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность".
Заслушав доклад судьи областного суда Артамоновой С.Я. об обстоятельствах дела, мнение прокурора Половниковой А.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Прокурор города Кургана обратился в интересах Демешкина А.В. в Курганский городской суд Курганской области с иском к администрации города Кургана о предоставлении жилья. В обоснование требований указал, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, однако до настоящего момента жильем не обеспечен. Просил суд возложить на администрацию города Кургана обязанность предоставить Демешкину А.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории города Кургана, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры города Кургана Григорьева И.А. исковые требования поддержала, дала пояснения согласно доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации города Кургана Захарова М.В., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась. Пояснила, что в случае удовлетворения исковых требований Демешкин А.В. будет поставлен в очередь, что может нарушить права других лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших в очередь раньше.
Представители третьих лиц Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области, Департамента образования и науки Курганской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили в суд письменные возражения на иск, в которых просили рассмотреть дело без их участия.
Курганским городским судом Курганской области постановленовышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ответчик администрация города Кургана просит решение суда отменить, в иске отказать. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со статьями 1-3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству", органы местного самоуправления наделены полномочиями по однократному предоставлению детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, приобретаемых за счет средств бюджета Курганской области и передаваемых в муниципальную собственность в порядке, установленном действующим законодательством. Отмечает, что действующим законодательством определен алгоритм действий, согласно которому в части обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, полномочия по приобретению за счет соответствующего финансирования из бюджета Курганской области и передаче органам местного самоуправления материальных ресурсов в виде жилых помещений отнесены к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области. В связи с этим настаивает, что исполнение полномочий органов местного самоуправления поставлено в зависимость от соответствующих действий государственного органа. Указывает, что на момент вынесения решения суда и до настоящего времени материальные ресурсы в виде жилых помещений, предназначенные для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в муниципальную собственность города Кургана не поступили. Полагает, что при таких обстоятельствах обжалуемое решение суда исполнить будет невозможно по причинам, не зависящим от должника. Также ответчик ссылается на необоснованность обращения прокурора в суд с настоящим иском, поскольку отсутствовал факт нарушения имущественных прав истца со стороны администрации города Кургана.
В представленных возражениях прокурор г. Кургана, Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области полагают решение суда законным и обоснованным.
В суде апелляционной инстанции прокурор Половникова А.А. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Кургана - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда не находит оснований для отмены судебного решения.
Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о рождении родителями Демешкина А.В., " ... " года рождения являются Демешкин В.Ю. и Демешкина Е.А..
Решением Курганского городского суда Курганской области от 10марта2005 г. Демешкина Е.А. и Демешкин В.Ю. лишены родительских прав в отношении сына Демешкина В.Ю., " ... " года рождения, сына Демешкина А.В., " ... " года рождения, дочери Демешкиной К.В., " ... " года рождения.
В связи с отсутствием родительского попечения и на основании Постановления администрации города Кургана N 1515 от 15 марта 2012 г. "Обутверждении Договора N 202 о передаче несовершеннолетнего Демешкина А. на воспитание в приемную семью" назначены несовершеннолетнему Демешкину А.В., " ... " года рождения, попечители супруги Дубынины М.С. и Л.В..
За несовершеннолетним Демешкиным А.В. закреплено право проживания по месту регистрационного учета в однокомнатной муниципальной квартире, расположенной по адресу: "адрес"., которая заключением от 2 июля 2010 г. N 441 администрации г. Кургана признана непригодной для проживания.
" ... " Демешкин А.В. окончил Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана "Центр образования Курганской области", получил основное общее образование (аттестат N от " ... ").
" ... " Демешкин А.В. окончил Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Курганский техникум строительных технологий и городского хозяйства" по профессии "облицовщик-плиточник" третьего разряда (свидетельство о профессии рабочего N от " ... ").
На основании постановления администрации города Кургана N 4151 от 4июня 2014 г. Демешкин А.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области от " ... " N и справки Курганского филиала ГУП Курганской области "Кургантехинвентаризация", Курганского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от " ... " N следует, что Демешкин А.В. на праве собственности жилья не имеет, собственником недвижимого имущества в городе Кургане не значится.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, обеспечение жильем.
Согласно статье 1 Федерального закона N 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установилпринадлежность Демешкина А.В. к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Аналогичные положения содержатся в статье 6 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье".
По смыслу вышеприведенной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Демешкин А.В. является нуждающимся в получении жилья. Данный факт признан администрацией города Кургана при включении истца в список лиц, подлежащих обеспечению специализированным жильем, сформированный в соответствии с переданными муниципальному образованию государственными полномочиями по опеке и попечительству и пунктом 3 статьи 3-1 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству".
Демешкин А.В. в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен. Это нарушает его жилищные права и дает прокурору основание для обращения в суд с иском в защиту прав истца в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом наличия у Демешкина А.В. права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ, и признания его нуждающимся в получении жилья, а также принимая во внимание вышеприведенные положения закона, судебная коллегия находит правильным решение суда первой инстанции об удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
При определении размера жилого помещения, подлежащего предоставлению Демешкину А.В. по договору специализированного найма, судом первой инстанции верно применено решение Курганской городской Думы от 2ноября 2005 г. N 250, установившее норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в муниципальном жилищном фонде города Кургана в размере не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 19, 20 Федерального закона от 6октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на основании федерального закона или закона субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 3-1 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству", предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию города Кургана обязанность по предоставлению Демешкину А.В. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории города Кургана, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
Удовлетворяя исковые требования прокурора и возлагая на администрацию города Кургана обязанность по предоставлению жилого помещения, суд первой инстанции обосновано указал, что предоставляемое жилое помещение должно быть приобретено за счет средств бюджета Курганской области и передано в муниципальную собственность.
Так, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.
В рамках реализации приведенных выше законодательных норм Законом Курганской области от 29 декабря 2015 г. N 134 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" изменен ранее действующий порядок по предоставлению органам местного самоуправления материальных ресурсов для выполнения переданных им субъектом Российской Федерации государственных полномочий по опеке и попечительству, в частности - по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Курганской области от 5октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" в редакции вышеназванного закона, органы местного самоуправления для выполнения переданных им государственных полномочий в данной сфере обеспечиваются материальными ресурсами в виде жилых помещений, приобретаемых Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и переданных в муниципальную собственность.
Поскольку предоставление органами местного самоуправления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, по смыслу приведенных выше норм, должно осуществляться за счет переданных им органом исполнительной власти Курганской области материальных ресурсов - приобретенных и переданных в муниципальную собственность квартир, исковые требования прокурора к администрации города Кургана обоснованно удовлетворены с указанием на предоставление истцу жилого помещения, приобретенного за счет средств бюджета Курганской области и переданного в муниципальную собственность.
Судебная коллегия находит указанные выводы и решение суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся между сторонами правоотношениям, соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о неисполнимости решения суда по причине неисполнения уполномоченным органом - Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области обязанностей по приобретению и передаче в муниципальную собственность города Кургана жилых помещений для предоставления указанной категории граждан отмену решения суда не влекут, поскольку достоверными доказательствами не подтверждены.
Апелляционная жалоба не содержит новых доводов, которые могут повлиять на законность обжалуемого судебного решения. Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены принятого по делу решения судебная коллегия не усматривает.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 4августа2016г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Кургана Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий С.В.Тимофеева
Судьи: Е.С.Голубь
С.Я. Артамонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.