Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе
судьи - председательствующего Шарыповой Н.В.,
судей Фроловой Ж.А., Коуровой В.Е.,
при секретаре судебного заседания П.С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 24 ноября 2016 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах С.В.Е. к Финансовому управлению Курганской области, государственному казенному общеобразовательному учреждению "Лебяжьевская специальная (коррекционная) школа-интернат", Департаменту образования и науки Курганской области о взыскании денежных средств,
по апелляционной жалобе Финансового управления Курганской области на решение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 20 сентября 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах С.В.Е. к Финансовому управлению Курганской области, ГКОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) школа-интернат", Департаменту образования Курганской области о взыскании денежных средств, удовлетворить.
Взыскать с Финансового управления Курганской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации - Курганской области в пользу С.В.Е. денежные средства, потраченные на оплату электроэнергии, в размере " ... " ( " ... ") рублей " ... " копеек.".
Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., мнение прокурора облпрокуратуры Половниковой А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Лебяжьевского района Курганской области в интересах С.В.Е. обратился в суд с иском к Финансовому управлению Курганской области, государственному казенному общеобразовательному учреждению "Лебяжьевская специальная (коррекционная) школа-интернат" (далее - ГКОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) школа-интернат"), Департаменту образования и науки Курганской области о взыскании денежных средств.
В обоснование требований с учетом их изменения указывал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что С.В.Е. проживает в сельской местности, является пенсионером, бывшим педагогом ГКОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) школа-интернат", то есть имеет право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения. Однако в нарушение норм действующего законодательства в период с 01.08.2013 по 31.12.2015 компенсация за освещение жилого помещения выплачена С.В.Е. не в полном объеме. Сумма некомпенсированных расходов на освещение составила " ... " руб. " ... " коп.
Просил взыскать с ГКОУ "Лебяжьевская специальная коррекционная школа-интернат", Финансового управления Курганской области, Департамента образования и науки Курганской области в пользу С.В.Е. денежные средства, потраченные на оплату освещения, в размере " ... " руб. " ... " коп.
В судебном заседании помощник прокурора Д.Д.А. на удовлетворении иска настаивал.
Истец С.В.Е. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представители ответчиков ГКОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) школа-интернат", Финансового управления Курганской области, Департамента образования и науки Курганской области в судебное заседание не явились, извещались надлежаще, просили суд рассмотреть дело в их отсутствие.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Финансового управления Курганской области просит решение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 20.09.2016 отменить и принять по делу новое решение об отказе прокурору в иске к Финансовому управлению Курганской области.
В обоснование жалобы указывает, что с установлением федеральным законодателем льгот по оплате жилья и коммунальных услуг для педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), возникло расходное обязательство Российской Федерации. Финансовое обеспечение указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Денежные средства на компенсацию расходов по предоставлению мер социальной поддержки, установленных Законом Российской Федерации "Об образовании", из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации - Курганской области не поступают с 01.01.2005. Поскольку право педагогических работников образовательных учреждений на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения установлено актом федерального законодательства, а условия и порядок их предоставления и возмещения не урегулированы, полномочия по финансированию льгот в установленном действующим законодательством порядке не переданы на другой уровень власти, то финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации и должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации - Курганской области, возникшие в результате принятия Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" (далее - Закон Курганской области N 75) и обеспечивающиеся за счет средств казны Курганской области, выполнены субъектом Российской Федерации в полном объеме. В связи с этим считает, что обязательство по предоставлению мер социальной поддержки в полном объеме, то есть в части не обеспеченной законом субъекта, является расходным обязательством Российской Федерации, а вывод суда о праве истца на компенсацию понесенных убытков за счет средств казны Курганской области является необоснованным.
Полагает, что возмещение в полном объеме стоимости электроснабжения, а не освещения, как это установлено Законом Курганской области N 75, влечет увеличение расходов бюджета на оплату не предусмотренных действующим законодательством мер социальной поддержки. Закон Курганской области N 75 не обжалован, его положения в установленном порядке не признаны несоответствующими закону. Считает, что неприменение его к спорным правоотношениям не основано на нормах действующего законодательства. Взыскание денежных средств на оплату всей стоимости электроснабжения сводится к решению вопроса об увеличении размера получаемой компенсации, что к компетенции суда не относится.
Считает, что Финансовое управление Курганской области привлечено к участию в деле в качестве ответчика безосновательно. Суд определилответчика по делу без учета норм бюджетного и гражданского законодательства. Полагает необоснованным применение судом положений ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК Российской Федерации), поскольку совокупность оснований для ее применения в настоящем случае не установлена. Считает, что компенсация, на которую истец имеет право, выплачена истцу в соответствии с Законом Курганской области N 75, нарушений по перечислению указанной компенсации со стороны органов государственной власти Курганской области уполномоченными надзорными органами не установлено. Считает, что суд произвел взыскание материального вреда при отсутствии незаконных действий (бездействия) органов государственной власти Курганской области.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Участвующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор облпрокуратуры Половникова А.А. просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Финансового управления Курганской области - без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации), судебная коллегия постановиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что истец С.В.Е. с января 1965 года по 14.03.1988 работала в ГКОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) школа-интернат" и имеет стаж педагогической деятельности более 10 лет (трудовая книжка - л.д. 8-9).
С.В.Е. зарегистрирована и проживает в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении по адресу: "адрес" (л.д. 7, 10, 20).
Согласно представленной филиалом ОАО "Энергосбытовая компания "Восток" информации, истец в 2015 году произвела оплату электроэнергии на общую сумму " ... " руб. " ... " коп. (л.д. 12-13). ГКОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) школа-интернат" выплатило истцу компенсацию за потребленную электроэнергию в размере " ... " руб. " ... " коп. (л.д. 13). Сумма некомпенсированных расходов С.В.Е. на оплату освещения жилого помещения за 2015 год составила " ... " руб. " ... " коп.
Настаивая на взыскании в пользу С.В.Е. данных денежных средств, прокурор указывал на неправомерность действий ответчиков, ограничивающих права истца на меры социальной поддержки путем компенсации ее расходов на оплату освещения жилого помещения исходя из нормативов потребления электроэнергии непосредственно на освещение занимаемого жилого помещения.
Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируется положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в силу с 01.09.2013.
До принятия указанного Федерального закона и на момент возникновения спорных правоотношений на территории Российской Федерации действовал Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
Абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ) предусматривал, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Действующий с 01.09.2013 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" также предоставляет право педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. 8 ст. 47).
Одновременно законодатель предусмотрел, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона (ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ).
Из анализа вышеприведенных норм следует, что наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
На территории Курганской области принят и действует Закон Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области".
В ст. 2 указанного Закона определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки. К ним, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 4 Закона Курганской области N 75 педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений меры социальной поддержки предоставляются в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения.
Данные меры социальной поддержки сохраняются за педагогическими работниками, вышедшими на пенсию, если стаж их работы в сельской местности, в рабочих поселках (поселках городского типа) по соответствующей специальности составляет не менее 10 лет, и они продолжают проживать там.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379 утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа на территории Курганской области (далее - Порядок), который определяет правила компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области.
Согласно п. 6 Порядка педагогические работники образовательных учреждений ежемесячно по месту работы представляют документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги за предшествующий месяц: документы о полной оплате жилого помещения и коммунальных услуг, начисленных за предшествующий месяц; справку органов местного самоуправления о приобретении топлива за счет собственных средств с учетом услуг по его доставке (для лиц, проживающих в жилых помещениях, не имеющих централизованного отопления).
В п.п. 8, 9 Порядка предусмотрено, что начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в п. 2 раздела 1 настоящего Порядка, осуществляется по месту работы (пенсионерам - по последнему месту работы по соответствующей специальности, пенсионерам, сменившим место жительства, а также в случае ликвидации организации - органом местного самоуправления по месту жительства) в размерах, определенных Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области".
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Курганской области N 75 компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме.
Таким образом, государство гарантировало педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа), а также педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, если стаж их работы в сельской местности, в рабочих поселках (поселках городского типа) по соответствующей специальности составляет не менее 10 лет, и они продолжают проживать там, компенсацию расходов в полном объеме на освещение и отопление занимаемых ими жилых помещений без каких-либо ограничений, в том числе ни размером приходящейся на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения, ни нормативами потребления коммунальных услуг.
В силу ст. 15 ГК Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно ст. 16 ГК Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Обращаясь в суд с настоящим иском в интересах С.В.Е., прокурор просил взыскать в ее пользу денежные средства в размере " ... " руб. " ... " коп., израсходованные истцом на приобретение услуг по электроснабжению и не компенсированные ей своевременно.
Из материалов дела усматривается и не оспаривалось ответчиками при рассмотрении дела, что С.В.Е., как бывший педагогический работник, проживающий в сельской местности, имеет право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на освещение жилого помещения. Доказательств утраты истцом данного права в связи с вступлением в силу с 01.09.2013 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" материалы дела не содержат, напротив, данное право истца ответчиками признавалось, о чем свидетельствует частичная компенсация С.В.Е. расходов на освещение.
При таких обстоятельствах, учитывая, что предоставляемая С.В.Е. мера социальной поддержки по оплате освещения жилья была ограничена размером расчетной величины, что не обеспечивает полного возмещения расходов по оплате данной коммунальной услуги, на которое педагогические работники имеют право в соответствии с действующим законодательством, суд обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования и взыскал в пользу истца сумму, оплаченных ею, но некомпенсированных расходов на электроэнергию за период с 01.08.2013 по 31.12.2015 в размере " ... " руб. " ... " коп.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что при реализации названной льготы следует разграничивать понятия "освещение" и "электроснабжение" и при определении размера денежной выплаты необходимо учитывать только электроэнергию, расходуемую на освещение помещения по установленному нормативу потребления, по мнению судебной коллегии, является несостоятельной, поскольку данные утверждения основаны на неверном толковании норм федерального законодательства, в соответствии с которыми истец имеет право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения в полном объеме, без учета норм потребления.
Кроме того, являются необоснованными доводы апелляционной жалобы в части, касающейся возложения судом обязанности по компенсации истцу расходов по оплате электроэнергии в полном объеме на Финансовое управление Курганской области, по следующим основаниям.
В ст. 7.2 Закона Курганской области N 75 установлено, что финансирование расходов, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета. Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, устанавливается Правительством Курганской области.
Согласно п.п. 12, 13 Порядка предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379, финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки лиц, указанных в п. 2 раздела I настоящего Порядка, ежегодно предусматриваются в законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций. Возмещение расходов, произведенных учреждениями, подведомственными главным распорядителям средств областного бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки лиц, указанных в п. 2 раздела I настоящего Порядка, осуществляется соответствующим главным распорядителем средств областного бюджета за счет средств, предусмотренных на указанные цели в смете расходов данных учреждений на очередной финансовый год.
ГКОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) школа-интернат" является государственным казенным образовательным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета Курганской области. Учредителем образовательного учреждения является Курганская область, следовательно, меры социальной поддержки, на которые имеет право истец, являются расходными обязательствами данного субъекта Российской Федерации, и финансирование расходов по обеспечению указанных мер является расходным обязательством Курганской области.
Согласно п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Статьей 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что перечень распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
В ведомственной структуре расходов областного бюджета, утверждаемой ежегодно Законом Курганской области об областном бюджете на соответствующий год, предусматриваются расходы Финансового управления Курганской области на мероприятия в области социального обеспечения населения по предоставлению мер социальной поддержки лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа).
Учитывая приведенное выше, суд первой инстанции обоснованно произвел взыскание убытков в связи с непредоставлением истцу мер социальной поддержки в полном объеме с Финансового управления Курганской области.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к иной, нежели у суда, оценке фактических обстоятельств дела и подлежащих применению правовых норм, для чего оснований судебная коллегия не находит, поэтому они не влекут отмену постановленного в соответствии с законом судебного решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм материального права.
Так как апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, оснований для ее удовлетворения не имеется. Предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации безусловных оснований для отмены решения суда коллегия не усматривает.
Вместе с тем резолютивная часть решения подлежит уточнению. В ней следует указать на отказ в удовлетворении исковых требований прокурора к ГКОУ Лебяжьевская специальная (коррекционная) школа-интернат", Департаменту образования и науки Курганской области, поскольку данные ответчики не являются надлежащими ответчиками по делу.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 20 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Финансового управления Курганской области - без удовлетворения.
Уточнить решение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 20 сентября 2016 года, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
Исковые требования прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах С.В.Е. к Финансовому управлению Курганской области о взыскании денежных средств удовлетворить.
Взыскать с Финансового управления Курганской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации - Курганской области в пользу С.В.Е. денежные средства, потраченные на оплату электроэнергии, в размере " ... " ( " ... ") рублей " ... " копеек.
В удовлетворении исковых требований, заявленных прокурором Лебяжьевского района Курганской области в интересах С.В.Е. к государственному казенному общеобразовательному учреждению "Лебяжьевская специальная (коррекционная) школа-интернат", Департаменту образования и науки Курганской области отказать.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.