Судебная коллегия по административным делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Арзина И.В.,
судей Клепчи С.Н., Лукиных Л.П.,
при секретаре судебного заседания Поповой К.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 23 ноября 2016 г. административное дело по административному исковому заявлению Кравченко Н.Г. к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Курганской области об оспаривании решения,
по апелляционной жалобе Кравченко Н.Г. на решение Притобольного районного суда Курганской области от 8 сентября 2016 г., которым постановлено:
" Кравченко Н.Г. в удовлетворении заявленных требований к Управлению Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации по Курганской области об оспаривании решений, действий (бездействий) органов военного управления, отказать".
Заслушав доклад судьи Арзина И.В. об обстоятельствах дела, объяснения административного истца Кравченко Н.Г., представителя административного ответчика Щербакова А.Ф., судебная коллегия
установила:
Кравченко Н.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации по Курганской области (далее - УФСБ России по Курганской области) об оспаривании решения.
В обоснование иска указывал, что с 1975 года находился на воинской службе в органах КГБ СССР, а после распада СССР в КНБ Республики Казахстан до выхода на пенсию по выслуге лет (1997 г.). С 2004 года постоянно проживает в Российской Федерации по виду на жительство (с 2008 года гражданство Российской Федерации) с указанного времени является получателем пенсии, назначенной в соответствии с Российским законодательством, кроме того пользовался правом на обеспечение медицинской помощи и санаторно-курортного лечения, осуществляемым через поликлинику УФСБ РФ по Курганской области. Решением административного ответчика, изложенным в письме от 4 июля 2016г. N N, в предоставлении указанных льгот ему было отказано, в связи с принятием Президентом Российской Федерации Распоряжения от 15 июля 2011 г. N 490-рп, в соответствии с которым Российская Федерация вышла из международного договора, которым предусматривалось предоставление указанных льгот данной категории граждан. Полагал, что в силу п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, указанное изменение в правовом регулировании на него, как на получателя льгот, право на которое им было получено до введения в действие изменений, не распространяется. Просил признать незаконным отказ в предоставлении указанных льгот, устранить нарушения его прав и предоставить ему возможность пользоваться медицинским и санаторно-курортным обеспечением.
В судебном заседании Кравченко Н.Г., на заявленных требованиях настаивал.
Представитель УФСБ России по Курганской области Щербаков А.Ф., действующий на основании доверенности, с требованиями не согласился.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Кравченко Н.Г. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование жалобы, указывает, что при принятии решения судом неверно истолкованы положения федерального законодательства в области обеспечения социальными гарантиями и компенсациями, граждан проходивших военную службу в воинских частях. Считает, что новое правовое регулирование, в связи с нератификацией Протокола к Соглашению стран участниц Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г., должно применяться с 2011 года, и не может распространять свое действие на лиц, которые ранее приобрели указанные права и льготы.
В возражениях на апелляционную жалобу УФСБ России по Курганской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции административный истец Кравченко Н.Г., доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Щербаков А.Ф., действующий на основании доверенности, с доводами жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
Заслушав пояснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы административного дела в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Критерием для правильного определения вида судопроизводства (исковое или административное), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, является характер правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не избранная им форма обращения в суд.
В силу положений статей 2, 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений, осуществляется в порядке гражданского судопроизводства путем подачи искового заявления, отвечающего требованиям статей 130,132 ГПК РФ.
Из материалов дела видно, что Кравченко Н.Г. с 1 марта 2004 г. является получателем пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и пользующимся правом на социальные гарантии по оказанию медицинской помощи и санаторно-курортному лечению.
Обращаясь в суд с административным иском Кравченко Н.Г., просил признать незаконным отказ в предоставлении указанных льгот, устранить нарушения его прав и предоставить ему возможность пользоваться медицинским и санаторно-курортным обеспечением.
Судебная коллегия полагает, что административным истцом заявлены требования, вытекающие не из осуществления административным ответчиком государственных и иных публичных полномочий, а возникшие из социальных гарантий, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в связи с чем данное заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства.
В силу п. 4 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью и прекратить производство по административному делу по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 КАС РФ.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 128 настоящего Кодекса.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с прекращением производства по делу.
Прекращение производства по административному делу не препятствует Кравченко Н.Г. обратиться в суд с иском в порядке гражданского судопроизводства с соблюдением правил подсудности.
Руководствуясь ст.ст. 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Притобольного районного суда Курганской области от 8 сентября 2016 г. отменить.
Производство по административному делу по административному иску Кравченко Н.Г. к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации об оспаривании решения - прекратить.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.