Судья Верховного Суда Чувашской Республики Краснова Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики на решение судьи Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 27 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Экосервис",
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды Минприроды Чувашской Республики от 23 июня 2016 года общество с ограниченной ответственностью "Экосервис" (далее по тексту - ООО "Экосервис") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 тыс. рублей.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, ООО "Экосервис" обратилось к вышестоящему должностному лицу, главному государственному инспектору Чувашской Республики в области охраны окружающей среды Минприроды Чувашии, министру природных ресурсов и экологии Чувашии.
Решением заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды от 07 июля 2016 года постановление старшего государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды Минприроды Чувашской Республики от 23 июня 2016 года оставлено без изменения.
Решением судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 сентября 2016 года постановление старшего государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды Минприроды Чувашской Республики от 23 июня 2016 года отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В протесте, поданным в Верховный Суд Чувашской Республики, прокурор Калининского района г.Чебоксары Бельский А.В. просит об отмене решения судьи от 27 сентября 2016 года, считая его незаконным и необоснованным.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, заслушав объяснения представителя ООО "Экосервис" Архипова Д.Ю., представителя Минприроды Чувашии ФИО1., прокурора Калининского района г.Чебоксары Кузнецова А.Г., прихожу к следующему.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, в том числе должностных лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В силу ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Согласно п.п.1, 2 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Как следует из материалов дела, ООО "Экосервис" осуществляет деятельность по вывозу мусора из различных организаций.
В соответствии с договором субаренды земельного участка от 20 сентября 2015 года, заключенным между ООО " "данные изъяты"" и ООО "Экосервис", ООО "Экосервис" является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 21:01:03 04: 0072, площадью 2150 кв.м., целевое назначение участка: для размещения временных складских помещений для сортировки и хранения вторсырья, расположенного по адресу: "адрес".
24 мая 2016 года в 14 часов 00 минут в ООО "Экосервис" по адресу: "адрес" была проведена прокурорская проверка с привлечением специалиста отдела охраны окружающей среды и регионального экологического надзора в целях проверки соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в ходе которой установлен факт сжигания твердых бытовых отходов (унитазы бытовые, пластиковые окна, деревянные изделия и другой бытовой мусор), а также факт захламления территории базы отходами производства и потребления.
27 мая 2016 года заместителем прокурора Калининского района г. Чебоксары в отношении ООО "Экосервис" возбуждено дело об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ.
23 июня 2016 года старшим государственным инспектором Чувашской Республики в области охраны окружающей среды Минприроды Чувашской Республики вынесено постановление N195/06/08, которым ООО "Экосервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 тыс. рублей.
Решением заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды от 07 июля 2016 года постановление старшего государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды Минприроды Чувашской Республики от 23 июня 2016 года оставлено без изменения.
Судья районного суда, отменяя постановление должностного лица административного органа, и прекращая производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, в своем решении указал, что доказательств, с достоверностью подтверждающих вину ООО "Экосервс" в нарушении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в материалах дела не имеется и административном органом не представлено. При этом суд признал не соответствующими требованиям относимости и допустимости протокол осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, составленный старшим УУП ОП N 3 УМВД России по г. Чебоксары ФИО2, акт проверки от 20 апреля 2016 года, проведенной помощником прокурора Калининского района г. Чебоксары Егоровой Е.В., ст. помощником прокурора Зубановой Е.В., специалистом -экспертом УФМС ФИО3, а также письменные объяснения заместителя генерального директора ООО "Экосервис" Ревягина П.В., на основании которых основаны выводы должностного лица о наличии в действиях ООО "Экосервис" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. В своем решении от 27 сентября 2016 года судья указал, что вышеуказанные доказательства получены с нарушением закона.
Так, акт проверки от 20 апреля 2016 года является недопустимым доказательством по делу, так как из акта не усматривается на основании какого приказа или распоряжения проведена прокурорская проверка, адрес места проведения проверки в акте указан - Чебоксары, "адрес", тогда как место совершения вменяемого правонарушения в постановлении от 23 июня 2016 года указано как "адрес".
Протокол осмотра места происшествия от 20 апреля 2016 года также является недопустимым доказательством по делу, так как составлен неуполномоченным лицом, в отсутствие понятых, представителя юридического лица, которому принадлежит земельный участок и представителя ООО "Экосервис".
Объяснения заместителя генерального директора ООО "Экосервис" Ревягина П.В. также не могут с достоверностью подтверждать вину ООО "Экосервис" в совершении инкриминируемого правонарушения, поскольку из объяснений последнего не ясно, в качестве кого последний давал объяснения- в качестве представителя юридического лица, либо в качестве свидетеля; данное объяснение не подписано лицом, отобравшим объяснение; из письменных объяснений Ревягина П.В. не усматривается, что последнему разъяснены процессуальные права и обязанности свидетеля либо законного представителя, предусмотренные КоАП РФ.
Между тем, суд считает, что такие выводы суда являются преждевременными и сделаны без полного установления существенных обстоятельств по делу.
Как следует из материалов дела, проверка соблюдения ООО "Экосервис" исполнения закона прокуратурой Калининского района г. Чебоксары проведена в соответствии со статьями 21, 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1. Основанием для проведения проверки в ООО "Экосервис" явилось поручение Прокуратуры Чувашской Республики о проведении проверки исполнения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления с привлечением к проведению проверки специалистов отделов контролирующих органов.
Полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора установлены ст. 22 Федерального закона N 2202-1. Указанной нормой не предусмотрено уведомление прокурором юридического лица о проведении проверки, составление во время проведения проверки протокола осмотра с участием понятых, прокурор вправе был самостоятельно, без привлечения понятых и уведомления общества произвести осмотр объекта в силу полномочий, предоставленных ему Федеральным законом N 2202-1.
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в частности, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, к обществу не применялись, в связи с чем проведения осмотра и составления протокола в порядке статьи 27.8 Кодекса не требовалось.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора).
Поскольку при рассмотрении дела в районном суде были допущены существенные процессуальные нарушения, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, решение судьи подлежит отмене, а дело - направлению в тот же суд на новое рассмотрение, поскольку сроки привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дела не истекли.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 27 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Экосервис" отменить, материалы дела направить на новое рассмотрение в Калининский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.
Судья Н.П. Краснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.