Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Блиновой М.А., судей Нестеровой А.А., Филимоновой И.В., при секретаре судебного заседания Гагариной Н.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Васянки О.С. к администрации Калининского района г.Чебоксары о возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот, поступившее по апелляционной жалобе представителя истца Васянки О.С. Столярова Е.И. на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 15 июля 2016 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано .
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А., судебная коллегия
установила:
Васянка О.С. обратилась в суд с иском к администрации Калининского района г. Чебоксары о возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в предоставлении жилья как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Требования мотивированы тем, что истец Васянка О.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 04 сентября 1985 года по 31 августа 1994 года она воспитывалась и содержалась в РГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " " ... "". Какого-либо жилья на праве собственности или по договору социального найма не имеет. Истец неоднократно предпринимала попытки встать на учет, но это не было осуществлено ввиду отсутствия определенных документов. В 2015 году истец ВасянкаО.С. обратилась в администрацию Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Администрация Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики в своем письме от 15 марта 2016 года сообщила истцу, что ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. С данным отказом истец не согласна. Считает, что она имеет право на предоставление ей жилья специализированного жилищного фонда по договору найма.
В судебном заседании истец Васянка О.С. и ее представитель Столяров Е.И. исковые требования поддержали по изложенным основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Калининского г. Чебоксары Евдокимова Т.В. просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Третье лицо администрация г.Чебоксары Чувашской Республики явку своего представителя в судебном заседании не обеспечило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Судом постановленоуказанное выше решение, обжалованное представителем истца Васянки О.С. Столяровым Е.И. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе приводятся доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Также выражается несогласие с выводом суда первой инстанции о недоказанности обращения к ответчику о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении. Материалы обращений граждан в администрации уничтожены за давностью лет, поэтому истцом было представлено лишь одно доказательство - показания свидетеля, предупрежденного судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Суд первой инстанции не дал оценки тому обстоятельству, что уважительной причиной несвоевременной постановки на учет является отставание истца в умственном развитии.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца Васянки О.С. и ее представителя Столярова Е.И., поддержавших апелляционную жалобу, возражения представителя ответчика администрации Калининского района г.Чебоксары Евдокимовой Т.В., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) и абзацу четвертому статьи 1, пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к лицам, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись во внеочередном порядке, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац первый пункта 1). Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй пункта 1).
В связи с изменениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
В соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем в силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 1 января 2013 года. При этом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ должна была обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По смыслу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств ее обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Васянка О.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ года.
Мать истца ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, а отец истца ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно заявлению ФИО3 (бабушки истца) от 28 августа 1985 года она просит устроить внучек ФИО4 и Васянку О. в общеобразовательную школу-интернат, так как она является инвалидом " ... " и имеет плохие материальные условия.
Из письма заведующего Вурнарского РОНО от 28 августа 1985 года следует, что Вурнарский РОНО ходатайствует об устройстве в школу-интернат несовершеннолетних ФИО4 и Васянки О.С..
Из материалов дела следует, что в период с 04 сентября 1985 года по 31 августа 1994 года истец Васянка О.С. воспитывалась в РГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " " ... "" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, находилась на полном государственном обеспечении.
Согласно медицинской справке N 137, выданной Республиканской психиатрической больницей, Васянке О.С. поставлен диагноз - " ... ". Рекомендовано в 1986-1987 учебном году " ... ".
Как следует из уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 23 мая 2016 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Васянки О.С. на объекты недвижимого имущества.
С 05 декабря 2012 года по 20 февраля 2014 года истец Васянка О.С. значилась зарегистрированной в квартире N " ... " в доме N " ... " стр./влад. " ... " по ул. " ... ".
29 февраля 2016 года истец Васянка О.С. обратилась в администрацию Калининского района г.Чебоксары с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Письмом от 15 марта 2016 года администрация Калининского района г.Чебоксары сообщила истцу, что поскольку в заявлении не приведены новые доводы, на которые необходимо обратить внимание, считает возможным прекратить переписку по данному вопросу.
Ранее письмом от 24 ноября 2015 года администрация Калининского района г.Чебоксары сообщила истцу, что лица из числа детей-сирот старше 23 лет, не состоявшие ранее на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (по любым основаниям) и ранее не заявлявшие о своих правах состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не могут быть включены в списки на обеспечение жильем в связи с отсутствием правоотношений.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Васянки О.С., суд первой инстанции исходил из того, что гарантируемая лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальная поддержка в виде обеспечения жильем предоставляется указанной категории лиц в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими 23 лет. Между тем, истец на учете нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления в списке "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" не состояла, на момент обращения с заявлением о постановке ее в указанный список ей исполнилось больше 23-х лет, а достижение 23 лет препятствует ей в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для внеочередного получения жилья как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судебная коллегия соглашается с изложенным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учетом положений статей 55, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтвержден материалами дела и основан на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
Доказательств того, что истец ранее до достижения 23 лет обращалась в орган местного самоуправления с заявлением о включении в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья, в материалах дела не имеется.
Таким образом, до достижения 23 лет истец не реализовала свое право на предоставление жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своевременно не встав на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем утратила это право. Как правильно указал суд первой инстанции, обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями носит заявительный характер, поэтому возможно лишь при условии письменного обращения таких граждан в соответствующие органы для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Поскольку истец не реализовала предоставленное ей законом право на обеспечение жилым помещением до достижения возраста, установленного Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований Васянки О.С.
Доводы апелляционной жалобы о том, что исходя из положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" истец имеет право на обеспечение жилым помещением, такое право им не реализовано, судебная коллегия признает несостоятельными.
Действительно, пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем, как указано выше, в силу норм Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на приобретение жилья сохраняется и по достижении 23-х лет только в том случае, если такое право было реализовано путем подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья до достижения лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 23-хлетнего возраста.
В рассматриваемой ситуации истец Васянка О.С., как это установлено материалами дела, не состояла на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Между тем, в силу закона предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер, возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
То обстоятельство, что Васянка О.С. поставлен диагноз, в связи с чем не могла своевременно обратиться с заявлением о постановке на учет, в данном случае не является уважительной причиной пропуска срока, предусмотренного законодательством, поскольку на момент обращения с заявлением о постановке на учет истцу исполнилось 37 лет, следовательно, возможность реализовать свое право ранее у нее имелась.
Доводы жалобы о том, что истец неоднократно обращалась в администрацию Калининского района г.Чебоксары по поводу принятия на учет нуждающихся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот, не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку указанные обстоятельства не подтверждаются соответствующими доказательствами.
Что касается иных доводов апелляционной жалобы, то они по своей сути сводятся к разъяснению обстоятельств настоящего дела с изложением позиции истца и ее представителя относительно возникшего спора и собственного мнения о правильности разрешения дела, в связи с чем изложенные доводы не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения суда.
Доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу представителя истца Васянки О.С. Столярова Е.И. на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 июля 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи А.А. Нестерова
И.В. Филимонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.