Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Юркиной И.В., судей Карачкиной Ю.Г. и Савелькиной Г.О.
при секретаре Ивановой О.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Николаевой Т.Г. к администрации г.Канаш Чувашской Республики о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, признании права на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, взыскании судебных расходов, поступившее по апелляционным жалобам Николаевой Т.Г. и ее представителя Козиной Р.М. на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 19 августа 2016 года.
Заслушав доклад судьи Карачкиной Ю.Г., судебная коллегия
установила:
в иске к администрации г.Канаш Чувашской Республики Николаева Т.Г., действуя через свое доверенное лицо Козину Р.М., указала, что является дочерью участника и инвалида Великой Отечественной войны (далее - ВОВ) ФИО1, умершего 25 марта 1970 года, сама она инвалид с детства, решением Канашского районного суда Чувашской Республики от 23.06.2015 на КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минздравсоцразвития Чувашии возложена обязанность назначить ей предусмотренную ч.10 ст.3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячную денежную компенсацию; в соответствии с договором социального найма N от 04.06.2013 она с пятью членами ее семьи проживает в квартире "адрес" общей площадью 59,73 кв.м., то есть обеспечена общей площадью жилого помещения менее учетной нормы (в г.Канаш это 13 кв.м. на человека), а потому нуждается в улучшении жилищных условий; 21 декабря 2015 года она обратилась к ответчику с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях дочери умершего участника ВОВ, однако, в принятии на такой учет ей отказано; по мнению администрации г.Канаш, представленные ею документы не подтверждают ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, с чем она в корне не согласна и просит признать отказ администрации г.Канаш Чувашской Республики незаконным, признать за ней право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" и обязать ответчика поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях с 21 декабря 2015 года, взыскать в ее пользу судебные расходы в размере 2000 рублей.
Администрация г.Канаш Чувашской Республики иск не признала и указала в письменном отзыве о том, что как минимум трое членов семьи Николаевой Т.Г. были вселены в квартиру "адрес" без согласия наймодателя, а при установленной в г.Канаш учетной норме общей площади жилья 13 кв.м. на человека в квартире площадью 59,73 кв.м. на каждого из троих легально вселенных приходится более этой нормы; постановлением администрации г.Канаш Чувашской Республики N 153 от 17.02.2016 Николаевой Т.Г. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях члена семьи участника ВОВ на основании п.2 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
19 августа 2016 года Канашский районный суд Чувашской Республики решил:в иске Николаевой Т.Г. к администрации г.Канаш Чувашской Республики о признании незаконным постановления главы администрации г.Канаш Чувашской Республики N 153 от 17.02.2016 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, признании за ней права на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях с 21 декабря 2015 года, взыскании судебных расходов отказать.
При этом суд первой инстанции исходил из отсутствия у администрации г.Канаш Чувашской Республики на момент вынесения постановления N 153 от 17.02.2016 документов о нахождении Николаевой Т.Г. на иждивении ФИО1 до его смерти и получения ею пенсии по случаю потери кормильца (наличия права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Николаева Т.Г., дублируя содержание искового заявления, просит об отмене решения и удовлетворении ее исковых требований; дополнительно указывает, что, являясь с детства инвалидом "данные изъяты", в связи с чем не работала, она вплоть до дня смерти своего отца ФИО1 находилась на его иждивении, пенсия по потере кормильца после смерти отца в 1970 году не была оформлена из-за юридической неграмотности ее матери и ее самой; вывод суда о несении ее отцом значительных затрат на свое лечение считает надуманным, поскольку в 1970 году медицинское обслуживание было бесплатным, а лекарства были недорогими; суд не разъяснил ей право на обращение с ходатайством об оказании содействия в собирании доказательств факта ее нахождения на иждивении участника ВОВ.
Апелляционная жалоба представителя Николаевой Т.Г. - Козиной Р.М. содержит такую же просьбу; в ней указано, что суд отказал в удовлетворении иска по тем основаниям, о которых администрация г.Канаш не заявляла ни в момент отказа в постановке Николаевой Т.Г. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, ни в судебном заседании, чем вышел за пределы судебного разбирательства. По мнению автора жалобы, судебной проверке подлежала только обоснованность отказа в принятии на учет по мотиву превышения имеющейся у Николаевой Т.Г. общей площади жилого помещения над учетной нормой, однако превышения фактически не имеется, поскольку в одной квартире с Николаевой Т.Г. и ее бывшим мужем в качестве членов семьи проживают ее дочь, два внука и правнук, регистрация которых произведена на законных основаниях, согласие наймодателя на вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требовалось; вывод суда о непредставлении Николаевой Т.Г. документов о ее нахождении на иждивении ФИО1 до его смерти сделан с грубейшими нарушениями норм пенсионного законодательства, поскольку, будучи инвалидом с детства, Николаева Т.Г. являлась нетрудоспособным членом семьи (иждивенцем) своего отца ФИО1 независимо от возраста и после его смерти имела право на получение пенсии по случаю потери кормильца; указанный факт в каких-либо дополнительных доказательствах не нуждается, он подтвержден имеющимися в деле доказательствами; вывод суда о несении ФИО1 существенных затрат на свое собственное лечение неуместен, в рамках рассматриваемого дела это значения не имеет и на права Николаевой Т.Г. как члена его семьи не влияет.
В суде апелляционной инстанции Николаева Т.Г. и представитель Козина Р.М. поддержали доводы жалоб и просьбу об отмене решения.
Администрация г.Канаш Чувашской Республики, получившая судебное извещение, в письменном отзыве на апелляционную жалобу Николаевой Т.Г. просила рассмотреть дело без участия своего представителя и оставить жалобу без удовлетворения.
Проверив дело в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная не усматривает нарушений норм материального или процессуального права, в связи с чем признает решение законным и обоснованным.
Из содержания ст.72, 76 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны" закреплено право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах".
В соответствии с п.4 ч.1 ст.11 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 N 42 "О регулировании жилищных отношений в Чувашской Республике" право на получение жилого помещения по договору социального найма имеют граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно ч.2-4 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (в том числе определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях). Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
В частях 3, 4.1 ст.4 Закона Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений" перечислены документы, подлежащие представлению гражданами самостоятельно для постановки на учет, а также круг сведений, получаемых в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с ч.5 ст.4 этого же Закона Чувашской Республики граждане, указанные в статье 11 настоящего Закона (в частности, граждане, указанные в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах") одновременно с документами, предусмотренными частью 3 настоящей статьи, представляют документы, подтверждающие отнесение их к иным категориям граждан.
Следовательно, при обращении в орган местного самоуправления для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании ст.21 Федерального закона "О ветеранах" Николаева Т.Г. должна была предоставить документы, подтверждающие отнесение ее к указанной категории граждан.
Как установилсуд и следует из материалов дела, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях дочери участника ВОВ Николаева Т.Г. обратилась в администрацию г.Канаш 27 января 2016 года.
В постановлении главы администрации г.Канаш Чувашской Республики N 153 от 17.02.2016 и направленном в адрес заявителя сообщении было указано об отказе в принятии Николаевой Т.Г. на учет со ссылкой на п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ.
Пунктом 2 ч.1 ст.54 ЖК РФ предусмотрен отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, с учетом оснований иска и исковых требований Николаевой Т.Г., независимо от существа выдвигаемых ответчиком возражений, предметом судебной проверки должны были являться и являлись представленные истцом в администрацию г.Канаш документы на предмет подтверждения ими права заявителя состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании ст.21 Федерального закона "О ветеранах", а в апелляционной жалобе представителя истца желаемый предмет судебного разбирательства необоснованно сужен до рамок установления простой нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий.
Исходя из буквального толкования ч.1 ст.21 Федерального закона "О ветеранах", суд правильно заключил, что реализация членом семьи погибшего (умершего) участника ВОВ права на получение мер социальной поддержки возможна при одновременном наличии двух условий: нетрудоспособность, нахождение на иждивении погибшего (умершего) участника ВОВ и получение пенсии по случаю потери кормильца (наличие права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
По справке об инвалидности, свидетельствам и записям об актах гражданского состояния, решению Канашского районного суда Чувашской Республики от 23.06.2015 о возложении на КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минздравсоцразвития Чувашии обязанности назначить Николаевой Т.Г. предусмотренную ч.10 ст.3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячную денежную компенсацию суд установил, что Николаева Т.Г. является нетрудоспособным членом семьи умершего 25 марта 1970 года участника ВОВ ФИО1.
Оспаривая вывод суда о недоказанности наличия второго условия, апеллянты ссылаются на те же документы, однако в 1970 году Николаева Т.Г. являлась совершеннолетней и не была признана инвалидом, поэтому справка об инвалидности от 15.07.1977 не является надлежащим самостоятельным и бесспорным подтверждением того, что на момент смерти отца Николаева Т.Г. находилась на его иждивении и в соответствии со ст.28 действовавшего в то время Закона СССР от 14.07.1956 года "О государственных пенсиях" и п.61 Постановления Совмина СССР от 04.08.1956 N 1044 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" получала или имела право на получение пенсии по случаю потери кормильца. Решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 23.06.2015 этого также не устанавливает, так как право на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч.10 ст.3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ, не зависит от нахождения на иждивении погибшего (умершего) кормильца или трудоспособности.
Кроме того, при обращении в январе 2016 года с заявлением о постановке на учет Николаева Т.Г. представляла справку N от 26.01.2016 отдела социальной защиты населения города Канаша и Канашского района о том, что она является дочерью участника ВОВ и имеет право на меры социальной поддержки в соответствии со ст.21 Федерального закона "О ветеранах".
Однако, в соответствии со ст.28 Федерального закона "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Удостоверение члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий (далее соответственно - член семьи погибшего (умершего), удостоверение), выдаваемое лицам, указанным в статье 21 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим их право на меры социальной поддержки. Удостоверение выдается в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 20.06.2013 N 519 "Об удостоверении члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий".
Как пояснила Николаева Т.Г. суду апелляционной инстанции, удостоверение члена семьи погибшего (умершего) участника ВОВ ей не выдавалось, из чего следует, что справка N от 26.01.2016 ей выдана до получения удостоверения.
При таких обстоятельствах представленные Николаевой Т.Г. в администрацию г.Канаш 27 января 2016 года документы, действительно, не подтверждали ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях в соответствии со ст.21 Федерального закона "О ветеранах", и вывод суда об отсутствии оснований для признания постановления главы администрации г.Канаш Чувашской Республики N 153 от 17.02.2016 незаконным и удовлетворения производных исковых требований соответствует нормам материального права.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не оказал истцу содействия в сборе доказательств в подтверждение факта нахождения на иждивении, не влияет на судьбу решения, поскольку судом рассматривалось не дело об установлении соответствующего юридического факта, а спор о праве Николаевой Т.Г. быть поставленной на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании ст.21 Федерального закона "О ветеранах" по представленным ею 27 января 2016 года в администрацию г.Канаш документам.
Иные доводы апелляционных жалоб отмену решения суда тоже не влекут.
Постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий носит заявительный характер, потому Николаева Т.Г. после получения подтверждающих ее право на меры социальной поддержки документов не лишена возможности вновь обратиться в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционные жалобы Николаевой Т.Г. и ее представителя Козиной Р.М. на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 19 августа 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Юркина
Судьи : Ю.Г. Карачкина
Г.О. Савелькина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.