Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Шиловой О.М.,
судей Масловой Т.В., Романовой И.А.,
с участием прокурора Жиляевой О.Ю.,
при секретаре Солоха А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дальневосточного транспортного прокурора к Федеральному бюджетному учреждению "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" о возложении обязанности оснастить портовое сооружение техническими средствами обеспечения безопасности,
по апелляционной жалобе представителя ответчика ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 17 августа 2016 г.,
заслушав доклад судьи Романовой И.А., пояснения представителя ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" Есипчук И.А., прокурора Жиляевой О.Ю.,
УСТАНОВИЛА:
Дальневосточный транспортный прокурор обратился с иском к ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей". В обоснование указал, что в ходе проверки исполнения законодательства о транспортной безопасности в деятельности ответчика выявлены нарушения закона. Установлено, что ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" использует на праве оперативного управления объект транспортной инфраструктуры - портовое сооружение, расположенное по "адрес". С учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, объекту транспортной инфраструктуры присвоена 3 категория. 30.05.2013 года утвержден план обеспечения транспортной безопасности. До настоящего времени план обеспечения транспортной безопасности портового сооружения в части размещения и оборудования на объекте технических средств обеспечения транспортной безопасности не реализован, что является нарушением, и может привести к возникновению условий для незаконного вмешательства в деятельность объектов транспорта и, как следствие, причинение вреда жизни, здоровью и законным интересам граждан, круг которых не представляется возможным определить, гибели людей и иным негативным последствиям.
Просит обязать ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу реализовать план обеспечения транспортной безопасности в части оснащения портового сооружения следующими техническими средствами обеспечения транспортной безопасности: 1) системой видеонаблюдения, обеспечивающей: непрерывную, круглосуточную видеоидентификацию объектов видеонаблюдения, перемещающихся через контрольно-пропускной пункт, на границах зон транспортной безопасности, и критических элементах объектов транспортной инфраструктуры; непрерывное, круглосуточное видеообнаружение на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры; непрерывный, круглосуточный видеомониторинг периметра, критических элементов контрольно-пропускного пункта и пункта управления транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры; непрерывную, круглосуточную запись и сохранность видеоинформации в течение 10 суток. 2) системой охранного освещения, управление которой должно быть установлено в пункте управления обеспечения транспортной безопасности. 3) сетью громкоговорящей связи и каналом радиосвязи, используемым в качестве резервного вида связи. 4) техническими средствами досмотра: досмотровыми зеркалами, ручным металлодетектором. 5) средствами обеспечения защиты технических систем обеспечения транспортной безопасности ОТИ от несанкционированного доступа к элементам управления, обработки и хранения данных. 6) системой сбора и обработки информации, обеспечивающей интеграцию, обработку и хранение информации. 7) системой охранной сигнализации сооружений.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 17 августа 2016 г. исковые требования Дальневосточного транспортного прокурора удовлетворены.
На Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу реализовать план обеспечения транспортной безопасности в части оснащения портового сооружения (г.Комсомольск-на-Амуре, Хорпинское шоссе 4), техническими средствами обеспечения транспортной безопасности: системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывную, круглосуточную видео идентификацию объектов видеонаблюдения, перемещающихся через контрольно-пропускной пункт, на границах зон транспортной безопасности, и критических элементах объектов транспортной инфраструктуры, непрерывное, круглосуточное видео обнаружение на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры, непрерывный, круглосуточный видеомониторинг периметра, критических элементов контрольно-пропускного пункта и пункта управления транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, непрерывную, круглосуточную запись и сохранность видеоинформации в течение 10 суток; системой охранного освещения, управление которой должно быть установлено в пункте управления обеспечения транспортной безопасности; сетью громкоговорящей связи и каналом радиосвязи, используемым в качестве резервного вида связи; техническими средствами досмотра: досмотровыми зеркалами, ручным металлодетектором; средствами обеспечения защиты технических систем обеспечения транспортной безопасности ОТИ от несанкционированного доступа к элементам управления, обработки и хранения данных; системой сбора и обработки информации, обеспечивающей интеграцию, обработку и хранение информации; системой охранной сигнализации сооружений.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права, указывая, что ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" невозможно понудить исполнить обязательство в связи с обстоятельствами, преодолеть которые оно не в состоянии в силу объективных причин, которые суд не учел и в решении не отразил. Считает, что вины ответчика в неисполнении нет, так как исполнить обязательство при отсутствии финансирования невозможно. Портовые сооружения не эксплуатируются, так как они не введены в эксплуатацию, однако охрана объектов осуществляется. Требования по обеспечению транспортной безопасности, установленные ст.8 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. " О транспортной безопасности", применяются до дня издания нормативного правового акта Правительства Российской Федерации. Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 г. N 41, утратили силу. Приказом Минтранса России от 08.02.2011 г. N 43 изменены требования, предъявляемые к ответчику, что не нашло отражения в судебном решении.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
В силу части 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, выслушав участвующих лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Материалами дела установлено, что в ходе проверки используемого ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" на праве оперативного управления объекта транспортной инфраструктуры - портового сооружения, расположенного по "адрес", Дальневосточной транспортной прокуратурой исполнения законодательства о транспортной безопасности в деятельности ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" выявлены нарушения закона в указанной сфере.
Указанному объекту присвоена 3 категория.
Результаты оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" утверждены руководителем Федерального агентства морского и речного транспорта 16.12.2011 года.
План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры утвержден 30.05.2013 года.
Согласно п.10 Плана обеспечения транспортной безопасности указанного сооружения на объекте предусмотрено оборудовать и разместить технические средства ОТБ ОТИ: системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывную, круглосуточную видеоидентификацию объектов видеонаблюдения, перемещающихся через контрольно-пропускной пункт, на границах зон транспортной безопасности, и критических элементах объектов транспортной инфраструктуры; непрерывное, круглосуточное видеообнаружение на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры; непрерывный, круглосуточный видеомониторинг периметра, критических элементов контрольно-пропускного пункта и пункта управления транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры; непрерывную, круглосуточную запись и сохранность видеоинформации в течение 10 суток; системой охранного освещения, управление которой должно быть установлено в пункте управления обеспечения транспортной безопасности; сетью громкоговорящей связи и каналом радиосвязи, используемым в качестве резервного вида связи; техническими средствами досмотра: досмотровыми зеркалами, ручным металлодетектором; средствами обеспечения защиты технических систем обеспечения транспортной безопасности ОТИ от несанкционированного доступа к элементам управления, обработки и хранения данных; системой сбора и обработки информации, обеспечивающей интеграцию, обработку и хранение информации; системой охранной сигнализации сооружений.
Как следует из представленной ФБУ "Администрация Амурводпуть" информации до настоящего времени данный план не реализован в части размещения и оборудования на объекте вышеуказанных технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства, пришел к правильному выводу о том, что не выполнение Плана обеспечения транспортной безопасности может привести к возникновению условий для незаконного вмешательства в деятельность объектов транспорта, и, как следствие, причинение вреда жизни и здоровью, законным интересам граждан, в связи с чем ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" в оперативном управлении которого находится портовое сооружение, обязано реализовать план обеспечения транспортной безопасности в части оснащения портового объекта транспортной инфраструктуры - портовое сооружение, расположенного по "адрес", техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
Проверяя законность вынесенного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда соглашается.
Доводы жалобы о том, что судом не учтено изменение действующего законодательства в части изменения требований, предъявляемых к ответчику, не являются основанием для отмены правильного по существу решения.
Как следует из содержания ч.1 ст.9 Федерального закона " О транспортной безопасности", разработка планов обеспечения транспортной безопасности на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры, является обязанностью субъектов транспортной инфраструктуры. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры.
Необходимость соблюдения требований в части разработки, утверждения, реализации планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъектами транспортной инфраструктуры установлена нормами законодательства как на дату разработки и утверждения плана обеспечения транспортной безопасности ответчиком, так и в настоящее время.
План обеспечения транспортной безопасности в части оснащения портового сооружения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, о возложении обязанности реализации которого предъявлены требования прокурором в отношении объекта транспортной инфраструктуры 3 категории, разработан и утвержден в установленном порядке, что возлагает на ответчика обязанность его реализации, не зависимо от изменений действующего законодательства после утверждения данного плана.
Вышеуказанные нормативные акты не отменены и действуют в настоящее время и несоблюдение их положений со стороны субъектов транспортной инфраструктуры, которым и является ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей", влечет нарушение требований Федерального закона РФ от 09.02.2007 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
В соответствии с п. 9 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса РФ 11.02.2010 N 34, изменения (дополнения) вносятся в План и представляются в компетентный орган на утверждение в течение 30 дней с момента: изменения оценки уязвимости; изменения требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.
Изменения действующего законодательства, утверждение Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства Постановлением Правительства от 16.07.2016 г. N 678, не освобождают субъектов транспортной инфраструктуры от реализации утверждённых планов транспортной безопасности и не лишают возможности проведения, в случае необходимости, мероприятий дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в части, касающейся произошедших изменений и утверждение ее результатов, внесение изменений (дополнений) в План обеспечения транспортерной безопасности и предоставление их для утверждения компетентным органом.
Доводы жалобы о том, что ответчик является бюджетным учреждением и не может исполнить обязательство при отсутствии финансирования, судебная коллегия отклоняет, поскольку указанное обстоятельство не освобождает субъект от соблюдения требований по обеспечению транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры.
Доводы апелляционной жалобы о том, что портовое сооружение не эксплуатируется, судебной коллегией отклоняется.
Указанные обстоятельства не освобождают от оснащения объекта транспортной инфраструктуры и транспортерных средств ФБУ "Администрация Амурводпуть" инженерно-техническим и средствами обеспечения транспортной безопасности.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению фактических обстоятельств дела, не опровергают выводы суда и не содержат правовых оснований для отмены решения.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно.
Предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ безусловных оснований к отмене решения суда первой инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 17 августа 2016 г. по гражданскому делу по иску Дальневосточного транспортного прокурора к Федеральному бюджетному учреждению "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" о возложении обязанности оснастить портовое сооружение техническими средствами обеспечения безопасности, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" - без удовлетворения.
Председательствующий: Шилова О.М.
Судьи: Маслова Т.В.
Романова И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.