Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Кочуковой Г.Н.,
судей Галенко В.А., Разуваевой Т.А.,
при секретаре Ильчук Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Добровольской Н.В. к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края о признании отказа в назначении пенсии недействительным, возложении обязанности, по апелляционной жалобе Добровольской Н.В. на решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 25 июля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Галенко В.А., пояснения истца Добровольской Н.В., представителя истца Власовой Н.А., судебная коллегия
установила:
Добровольская Н.В. обратилась в суд с иском к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края о признании отказа в назначении пенсии недействительным, возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указала, что в период с 24 августа 1991 года по 2009 год работала в должности бортпроводника воздушного судна, выполняла полеты в составе экипажа воздушного судна. 05 ноября 2015 года Добровольская Н.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. Решением от 03 февраля 2016 года в назначении пенсии ей было отказано со ссылкой на отсутствие необходимого специального стажа. С отказом истец не согласна, так как занимала в спорный период должность в летном составе гражданской авиации, принимала непосредственное участие в выполнении полетов, поэтому приобрела право на досрочное назначение пенсии по основаниям, предусмотренным пп.13 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях Российской Федерации" и п.13 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Просит суд решение управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края N26 от 05 ноября 2015 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии отменить. Обязать ответчика включить период работы с 24 августа 1990 года по 18 сентября 2008 года в качестве бортпроводника воздушного судна в специальный стаж работы в летном составе гражданской авиации. Обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию с 05 ноября 2015 года. Взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 25 июля 2016 года в удовлетворении исковых требований Добровольской Н.В. отказано.
В апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного постановления, Добровольская Н.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. Указывает, что в соответствии со Списком должностей работников летного состава авиации, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года N 459, к должностям работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, относятся члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов. Понятие летного состава, а не отдельного экипажа, приведено в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Летный и кабинный экипажи вместе образуют летный состав, следовательно члены экипажей независимо от вида имеют право на получение досрочной пенсии на равных условиях и основаниях, без каких-либо ограничений и исключений.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, согласно ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Добровольская Н.В. работала в Хабаровском объединенном авиаотряде в должности бортпроводника с 23 августа 1990 года по 02 февраля 2009 года.
Решением управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края N26 от 03 февраля 2016 года Добровольской Н.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемых условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что Добровольская Н.В., работая в должности бортпроводника, являлась членом кабинного экипажа летного состава, осуществляла трудовую функцию не связанную с управлением воздушным судном, направленную на выполнение мероприятий по обеспечению полета, обслуживание пассажиров и прием-сдачу коммерческой загрузки, что существенно отличается от основных функций членов летного состава экипажа воздушного судна, вследствие чего отказал в назначении досрочной страховой пенсии по п. 13 ч. 1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к такому выводу, приведены в обжалуемом решении и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Оценка и выводы суда первой инстанции относительно имеющихся доказательств и установленных по делу обстоятельств соответствуют требованиям действующего законодательства при его правильном применении.
Довод апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда об отсутствии правовых оснований для досрочного назначения страховой пенсии, судебная коллегия считает несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно пп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона N173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Закона, мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
Аналогичное правовое регулирование по назначению пенсии работникам летного состава гражданской авиации закреплено в п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года.
Пунктом 2 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Такие же положения содержатся в части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Правительством Российской Федерации в рамках предоставленного ему полномочия 18 июля 2002 года принято постановление N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С 1 января 2015 года также вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с указанными постановлениями Правительства Российской Федерации при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым, в частности, на работах с вредными условиями труда, применяется Список N 1, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10; в летном составе гражданской авиации применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в РСФСР" (утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года N 459).
Статьей 79 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утратившего силу с 1 января 2002 года в связи с введением в действие Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", было определено, что пенсия в связи с работой в летном и летно-испытательном составе устанавливается: мужчинам при выслуге не менее 25 лет, женщинам - не менее 20 лет; при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам при выслуге не менее 20 лет, женщинам - не менее 15 лет. Пенсия в связи с работой по управлению воздушным движением устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов. Пенсия в связи с работой в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов.
Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года N 459, предусмотрен исчерпывающий перечень должностей, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости работникам летного состава гражданской авиации. К ним отнесены члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов; летно-инструкторский состав; командно-летный состав: руководители (их заместители), инспекторы и другие специалисты по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата; парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники-пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.
Согласно пункту 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж пилотируемого воздушного суда состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Пунктом 2.3.3 Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР, утвержденного Министерством гражданской авиации СССР 8 апреля 1985 года N 77 (действовал с 1 декабря 1985 года и утратил силу с 9 ноября 2009 года в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 6 ноября 2009 года N 198), к летному составу экипажа были отнесены лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу экипажа отнесены бортпроводники, бортоператоры транспортных самолетов и другие специалисты, перечень которых определяется МГА.
Пунктом 3.1 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июля 2008 года N 108 (утратил силу в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 года N 128), было определено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Пунктом 21 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 года N 275, к летному составу отнесены летчики, штурманы, курсанты (слушатели) летных учебных заведений и другие должностные лица, имеющие соответствующую специальность, годные по медицинскому заключению к летной работе и выполняющие функциональные обязанности в полете в составе экипажа в соответствии с руководством по летной эксплуатации воздушного судна.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по подпункту 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ (пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") из числа работников гражданской авиации имеют только отдельные категории таких работников, к числу которых относятся работники летного состава экипажа воздушного судна. Бортпроводники не входят в летный состав экипажа воздушного судна, относятся к кабинному экипажу. Такое разделение правовых оснований досрочного назначения трудовой пенсии по старости между бортпроводниками и лицами, входящими в летный экипаж воздушного судна, связано с тем, что их функциональные обязанности различны по своей специфике и характеру, психофизиологические нагрузки, испытываемые ими во время полета, не идентичны.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда и могли повлиять на принятое решение, в апелляционной жалобе не содержится, в связи с чем решение суда, проверенное по доводам жалобы, является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 25 июля 2016 года по иску Добровольской Н.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края о признании отказа в назначении пенсии недействительным, возложении обязанности - оставить без изменения, апелляционную жалобу Добровольской Н.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий Г.Н. Кочукова
Судьи В.А. Галенко
Т.А. Разуваева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.