Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего Разуваевой Т.А.,
судей В.А. Галенко, Ющенко И.К.,
при секретаре Никитченко С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 ноября 2016 года в городе Хабаровске дело по апелляционной жалобе Золотникова М. В. на решение Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 10 августа 2016 года по исковому заявлению Золотникова М. В. к муниципальному образованию городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" о признании отказа в заключении договора аренды земельного участка незаконным, возложении обязанности заключения договора аренды земельного участка,
заслушав доклад судьи И.К. Ющенко, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Золотников М.В. обратился в суд с иском к МОГО "Город Комсомольск-на-Амуре" о признании незаконным отказа от 18 мая 2016 года в заключении договора аренды земельного участка, кадастровый номер "данные изъяты", расположенного по "адрес", возложении обязанности заключения договора аренды земельного участка сроком на 20 лет. Считает отказ по причине нахождения участка в зоне затопления в период 2013 года, необоснованным, поскольку его участок не был внесен в границы затопления. Он пользуется им, намерен построить жилой дом.
Решением Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 10 августа 2016 года в удовлетворении исковых требований было отказано.
В апелляционной жалобе Золотников М.В. просит отменить решение суда, указав, что суд не учел, что определять зоны затопления уполномочен только орган Правительства РФ, а не глава города. Имеется судебная практика о признании подобных отказов незаконными. Считает, что ранее постановлением администрации города ему данный участок был предоставлен ему в аренду для строительства жилого дома. Указал, что имеет право построить дом на участке, который его родственники возделывали десятилетиями.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились, были надлежаще извещены о дате, времени и месте судебного заседания, об отложении рассмотрения дела не просили, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Статьёй 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны затопления, подтопления отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с требованиями Нормативов градостроительного проектирования Хабаровского края, утверждённых Постановлением Правительства Хабаровского края от 27.05.2013 г. N 136-пр, при проектировании на территории края следует учитывать районы, подверженные затоплению в период весеннего снеготаяния, сезонного таяния ледников и ливневых паводков. На территориях, подверженных затоплению и подтоплению, размещение новых населённых пунктов и строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещается (пункт 12.8.1).
В соответствии со статьёй 1 Водного кодекса Российской Федерации, к негативному воздействию вод отнесено затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определённые территории.
Из положений статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации следует, что в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Размещение новых населённых пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещается.
Границы зон затопления, подтопления, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, что предусмотрено частью 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014г. N 360 утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления.
В силу пункта 3, 9 названных Правил, границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта РФ, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и карты (плана) объекта землеустройства, составленной в соответствии с требованиями Федерального закона "О землеустройстве". Границы зон затопления, подтопления могут быть изменены в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, в случае возникновений аварий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, пропуска вод в катастрофически большом количестве.
Статьёй 1 Закона Хабаровского края от 10.12.2014 г. N 22 "Об исключении нового строительства на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, вызванных наводнением" установлено, что при осуществлении градостроительной деятельности органами исполнительной власти Хабаровского края, органами местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края необходимо исключить строительство объектов капитального строительства (в том числе жилья, садовых и дачных строений, объектов производственного и социального назначения, транспортной и энергетической инфраструктуры) без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, вызванных наводнением, в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, из вышеперечисленных норм следует, что на территориях, подверженных затоплению и подтоплению, запрещено строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод.
Статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела, что между Золотниковым М.В. и администрацией г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края 21.04.2008 г. заключен договор N аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного по "адрес", для сельскохозяйственного использования. Срок договора с 01.01.2008 г. до 30.12.2008 г.
На основании Постановления Администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края N от 02.07.2012 г. Золотникову М.В. предоставлен в аренду земельный участок, расположенный по "адрес", в кадастровом квартале "данные изъяты" г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, предназначенный для размещения домов индивидуальной жилой застройки, с целью строительства индивидуального жилого дома.
В пункте 2 названного постановления предусмотрено, что Золотникову М.В. необходимо выполнить следующие мероприятия: обратиться в организацию, осуществляющую землеустроительные работы, для изготовления межевого плана земельного участка; обратиться в орган кадастрового учёта для постановки земельного участка на государственный кадастровый учёт; представить в администрацию города Комсомольска-на-Амуре кадастровый паспорт земельного участка для заключения договора аренды земельного участка; приступить к строительству индивидуального жилого дома после окончания разработки проектной документации и получения в администрации города Комсомольска- на-Амуре разрешения на строительство; вести строительство индивидуального жилого дома в соответствии с градостроительным планом земельного участка, утверждённым администрацией города Комсомольска-на-Амуре; предоставить по окончании строительства индивидуального жилого дома подлинные материалы исполнительной геодезической съемки земельного участка в масштабе 1:500 и его нивелировки в Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
В кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 14.04.2016 г. N внесены сведения, что земельный участок с кадастровым номером N, месторасположение: "данные изъяты", строительный номер "данные изъяты", внесён в государственный кадастр недвижимости 13.04.2016 г., категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование: предназначен для размещения домов индивидуальной жилой застройки - с целью строительства индивидуального жилого дома.
Как следует из материалов дела, Золотников М.В. обратился в администрацию г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по "адрес", кадастровый номер "данные изъяты", на что был получен ответ за N от 18.05.2016 г., из которого следует, что выдача разрешения на строительство объекта осуществляется в соответствии со статьёй 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации и административным регламентом "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства", утверждённым постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 08.06.2015 г. N. Спорный участок имеет высотную отметку 22,03 м., расположен в квартале жилой застройки Менделеева, который был затоплен в период наводнения в сентябре 2013 г.
Границы зон затопления (подтопления) в результате чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" определены постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 02.10.2013г. N3143-па.
В указанную зону затопления (подтопления) в результате чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" вошла "адрес", что подтверждено приложением к данному постановлению, с указанием жилых домов, расположенных на этой улице.
В списке имеется примечание, что дома были затоплены свыше 1 м.
Заключениями о признании жилых домов непригодными для проживания N от 11.11.2013 г. ( "адрес"), N от 30.10.2013 г. ( "адрес"), N от 27.11.2013 г. ( "адрес"), N от 06.11.2013 г. ( "адрес"), N от 30.10.2013 г. ( "адрес"), N от 16.01.2014 г. "адрес"), N от 20.11.2013 г. ( "адрес") указанные дома, граничащие со спорным земельным участком, признаны непригодными для проживания и не подлежащими восстановлению; актами N от 12.20.2013 г., N от 10.10.2013 г., N от 27.11.2013 г., N от 10.10.2013 г., N от 10.10.2013 г., N от 10.10.2013 г., N от 11.10.2013 г., N от 12.10.2013 г. установлен максимальный подъём воды в названных домах от уровня пола до 180 см.
Суд первой инстанции, установив, что спорный земельный участок расположен в зоне возможного затопления (подтопления), на нём отсутствуют защитные гидравлические сооружения, обеспечивающие предотвращение негативного воздействия вод, руководствуясь вышеуказанными нормами, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
Довод жалобы о том, что зоны подтопления законодательно не определены и не внесены в государственный кадастр недвижимости, отклоняются, поскольку в данном случае спорный земельный участок находится на территории смежной с территорией, попавшей в зону затопления, в связи с чем, строительство на данном участке объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий от негативного воздействия вод, является недопустимым.
Выводы суда мотивированы в судебном решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, и оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Определение круга доказательств по делу, их анализ и оценка произведены судом в соответствии с требованиями статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 10 августа 2016 года по исковому заявлению Золотникова М. В. к муниципальному образованию городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" о признании отказа в заключении договора аренды земельного участка незаконным, возложении обязанности заключения договора аренды земельного участка - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Золотникова М. В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Т.А. Разуваева
Судьи В.А. Галенко
И.К. Ющенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.