Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Т.А.Разуваевой
судей Е.А.Бузыновской, В.А.Галенко
при секретаре М.С.Носаль
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 ноября 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе Федоровой Л. А. на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 22 июля 2016 года по иску Федоровой Л. А. к министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании права на включение периода работы в стаж государственной гражданской службы.
Заслушав доклад судьи Разуваевой Т.А., пояснения Федоровой Л.А., ее представителя Федоровой Н.И., представителя Правительства Хабаровского края Ислямовой Е.Г., представителя министерства социальной защиты населения Хабаровского края Стасюка Д.А., судебная коллегия
установила:
Федорова Л.А. обратилась с иском к министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании права на включение в стаж государственной службы за выслугу лет государственным служащим Хабаровского периода работы с 10 октября 1986 года по 01 марта 1991 года в проектно-технологическом бюро территориального объединения "Хабаровскавтотранс". В обоснование своих требований указала, что приказом министерства социальной защиты населения Хабаровского края N от 03 октября 2014 года она была освобождена от замещаемой должности "данные изъяты" по собственной инициативе. Кадровая служба ответчика при оформлении документов на получение ею пенсии не включила в стаж государственной гражданской службы период ее работы в проектно-технологическом бюро территориального объединения "Хабаровскавтотранс" с 10 октября 1986 года по 01 марта 1991 года в связи с отсутствием документов, подтверждающих организационно-правовой статус указанного учреждения, а также осуществление им отдельных функций государственного управления. Считает данный отказ необоснованным, поскольку в справочнике по материалам государственных архивов в перечне высших органов государственной власти и органов центрального управления РСФСР имеется историческая справка о создании Министерства автомобильного транспорта. Согласно Постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР N 824 от 08 июля 1988 года "О генеральной схеме управления народным хозяйством РСФСР" создаваемые территориальные производственные объединения организовывали свою деятельность как единый производственно-хозяйственный комплекс народного хозяйства на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Постановлением Совмина РСФСР от 26 июля 1988 года N 270 была утверждена Генеральная схема управления автомобильным транспортом общего пользования РСФСР. Данная схема в указанный период времени предусматривала создание в автономных республиках, краях, областях 76 территориальных производственных объединений автомобильного транспорта Министерства на базе упраздняемых государственных производственных объединений, в том числе "Востокавтотранс", в подчинении территориального объединения "Хабаровскавтотранс" находилось проектно-технологическое бюро. Период ее работы в указанном бюро составил 4 года 4 месяца 21 день с 10 октября 1986 года по 01 марта 1991 года. Положение или Устав территориального объединения "Хабаровскавтотранс" не сохранились. Полагает, что поскольку ее профессиональная деятельность в проектно-технологическом бюро носила функции государственного управления, а "Хабаровскавтотранс" отвечает критериям, перечисленным в пункте 17 Перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года N 1141, то период замещения ею должности "данные изъяты" в указанной организации подлежит включению в стаж государственной гражданской службы, дающий право на пенсию за выслугу лет.
Определением Центрального районного суда города Хабаровска от 22 июня 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Хабаровского края.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 22 июля 2016 года исковые требования Федоровой Л.А. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Федорова Л.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Полагает, что суд должен был возложить бремя доказывания отсутствия ее права на включение в стаж государственной гражданской службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, спорного периода ее работы на министерство социальной защиты населения Хабаровского края, поскольку спорный период ее работы по независящим от нее причинам не засчитан в стаж государственной гражданской службы. Считает вывод суда о том, что главные задачи территориального объединения отличаются от главных задач республиканского объединения, является ошибочным, поскольку в пункте 4 Положения о территориальном объединении указаны главные задачи территориального объединения, аналогичные главным задачам республиканского объединения, в связи с чем, считает, что ее профессиональная деятельность в проектно-технологическом бюро территориального объединения "Хабаровскавтотранс" носила функции государственного управления, а территориальное объединение "Хабаровскавтотранс" отвечает критериям, перечисленным в пункте 17 Перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года N 1141, следовательно, она имеет право на включение в стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Хабаровского края, периода работы с 10 октября 1986 года по 01 марта 1991 года.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представители Правительства Хабаровского края, министерства социальной защиты населения Хабаровского края просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 169 -ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" регламентированы условия пенсионного обеспечения за выслугу лет федеральных государственных служащих, что касается государственных служащих субъектов Российской Федерации, то согласно пункту 4 статьи 7 указанного закона, условия предоставления им права на пенсию за счет средств субъектов РФ определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ.
Полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещающих должности государственной гражданской службы субъектов РФ, возложены федеральным законодателем на субъекты РФ, которые до принятия соответствующего федерального закона самостоятельно устанавливают порядок такого пенсионного обеспечения за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим, в том числе, ежемесячную доплату к трудовой пенсии, пенсии за выслугу лет.
Пенсия за выслугу лет гражданскому служащему устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и выплачивается одновременно с ней.
Статьей 17 Закона Хабаровского края от 29 июня 2005 года N 280 "О государственной гражданской службе Хабаровского края" закреплено право выхода на пенсию государственного гражданского служащего в порядке, установленном федеральным законодательством.
Согласно части 3 статьи 17 Закона Хабаровского края от 29 июня 2005 года N 280 "О государственной гражданской службе Хабаровского края" при достижении возраста, дающего право на установление страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" или на назначение пенсии в соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в РФ", и при наличии стажа гражданской службы не менее 15 лет, лицо имеет право на пенсию за выслугу лет за счет средств краевого бюджета при увольнении с гражданской службы по отдельным основаниям, в том числе в связи с увольнением по собственному желанию.
Судом установлено, что Федорова Л.А. замещала в министерстве социальной защиты населения Хабаровского края должность "данные изъяты" с 16 мая 2008 года по 24 октября 2008 года и с 18 ноября 2008 года по 03 октября 2014 года.
Приказом от 03 октября 2014 года Федорова Л.А. уволена по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию по пункту 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июня 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ".
Из материалов дела следует, что при оформлении справки о периодах работы Федоровой Л.А., учитываемых при исчислении стажа государственной службы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, кадровой службой министерства были включены периоды работы с 10 октября 1986 года по 01 марта 1991 года в проектно-технологическом бюро территориального объединения "Хабаровскавтотранс" 4 года 04 месяца 21 день, с 16 мая 2008 года по 03 октября 2014 года в министерстве социальной защиты населения 5 лет 10 месяцев 15 дней.
29 октября 2015 года решением краевой комиссии в стаж государственной гражданской службы Федоровой Л.А. включен период ее работы с 25 июня 1997 года по 16 мая 2008 года в должности "данные изъяты".
17 ноября 2015 года министерством было принято решение о представлении Федоровой Л.А. к назначению пенсии за выслугу лет с 29 октября 2015 года исходя из стажа государственной гражданской службы 15 лет 08 месяцев 14 дней и подготовлен проект распоряжения Губернатора края "О назначении пенсии за выслугу лет Федоровой Л.А.".
26 января 2016 года письмом министра социальной защиты населения N проект распоряжения на стадии внешнего согласования был возвращен без согласования в связи с отсутствием документов, подтверждающих организационно-правовой статус проектно-технического бюро, а также осуществление им отдельных функций государственного управления.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 26 августа 1983 года N 406 "Вопросы Министерства автомобильного транспорта РСФСР" были утверждены Положение о республиканском объединении (главном управлении) автомобильного транспорта и Положение о территориальном объединении автомобильного транспорта Министерства автомобильного транспорта РСФСР.
Главные задачи республиканского объединения обозначены в пункте 3 указанного положения, в перечень которых входит такая задача как совершенствование планирования и управлении входящих в его состав предприятий и организаций, что дает основание сделать вывод о том, что республиканское объединение выполняло отдельные функции государственного управления.
Судом установлено, что из положения о территориальном объединении не следует, что территориальные объединения осуществляли отдельные функции государственного управления, поскольку главные задачи территориального объединения по своему содержанию отличаются от задач республиканского объединения.
Территориальное объединение как единый производственно-хозяйственный комплекс должен был обеспечить полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в автомобильных перевозках, выполнение автомобильным транспортом планов перевозок грузов и пассажиров, обеспечение сохранности перевозимых грузов и своевременной доставки их в пункты назначения.
Выполнение территориальным объединением производственно-хозяйственной функции подтверждают позицию пункта 5 Положения о республиканском объединении, согласно которой проектно-конструкторские работы, научно-исследовательские работы отнесены к производственно-хозяйственным функциям, которые централизованно могут возлагаться, в том числе на действующие территориальные и производственные объединения.
Согласно ответу ООО "Автодиалог" от 11 августа 2015 года N, проектно-технологическое бюро было создано в результате реорганизации Бюро технической помощи Хабаровского транспортного управления.
В соответствии с пунктом 1 Типового положения основными задачами бюро является оказание технической и методической помощи транспортным предприятиям по направлениям, указанным в Типовом положении. Как следует из пункта 3 Типового положения бюро технической и методической помощи при управлениях и трестах находились на полном хозяйственном расчете и выполняли работы по договорам с автотранспортными предприятиями.
Во исполнение приказа N от 26 октября 1967 года был издан приказ по Хабаровскому транспортному управлению от 20 февраля 1969 года N, согласно которому при Хабаровском управлении на полном хозяйственном расчете необходимо создать с 14 января 1969 года бюро технической помощи.
В Типовом положении о бюро технической помощи транспортных управлений и трестов Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР, утвержденного приложением N 2 к Приказу Министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР от 26 октября 1967 года N 329, определены его основные задачи - это оказание технической и методической помощи транспортным предприятиям.
Осуществление бюро технической помощи функций государственного управления в указанном Положении не предусмотрено.
Приказом Министра автомобильного транспорта РСФСР от 13 октября 1973 года N 376-ц "О реорганизации бюро технической помощи (БТП) транспортных управлений в проектно-технологическое бюро (ПТБ)" дано поручение реорганизовать бюро технической помощи в проектно-технологическое бюро (ПТБ) с возложением на них задач, перечисленных в данном приказе.
Из приказа министра автомобильного транспорта РСФСР от 12 октября 1973 года N 376-Ц следует, что на ПТБ возлагаются задачи по разработке и внедрению прогрессивных технологических процессов при перевозках пассажиров и грузов, техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава, разработка конструкций, проектно-технологической документации.
Согласно приказу Хабаровского территориального объединения автомобильного транспорта от 10 марта 1989 года N 95 "О реорганизации предприятия и утверждении состава Хабаровского территориального производственного объединения автомобильного транспорта" должностным лицам объединения дано поручение разработать проекты положений о структурных единицах. Такие положения были утверждены, что подтверждается письмом генерального директора ТПО "Хабаровскавтотранс" от 07 апреля 1989 года N 1-1-630 "О структурных единицах ТПО "Хабаровскавтотранс", но текст Положений о проектно-технологическом бюро, как структурной единице в архиве отсутствует.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе рассмотрения дела не было установлено то обстоятельство, что проектно-технологическое бюро территориального объединения "Хабаровскавтотранс", в котором работала Федорова Л.А. в период с 10 октября 1986 года по 01 марта 1991 год, осуществляло в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, в связи с чем, довод жалобы о том, что бюро осуществляло главные задачи территориального объединения, которые аналогичны главным задачам республиканского объединения, судебная коллегия считает необоснованным.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку исходя из анализа Типового положения о бюро технической помощи транспортных управлений и трестов Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР, утвержденного приложением N 2 к Приказу министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР от 26 октября 1967 года N 329, Приказа министра автомобильного транспорта РСФСР от 12 октября 1973 года N 376 -Ц "О реорганизации бюро технической помощи (БТП) транспортных управлений в проектно-технологическое бюро", основной функцией территориального объединения автомобильного транспорта как единого производственно-хозяйственного комплекса являлось полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в автомобильных перевозках, выполнение автомобильным транспортом планов перевозок грузов и пассажиров, обеспечение сохранности перевозимых грузов и своевременной доставки их в пункты назначения, что не является функциями государственного управления.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд должен был возложить бремя доказывания отсутствия ее права на включение в стаж государственной гражданской службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, спорного периода ее работы на министерство социальной защиты Хабаровского края, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда об отказе в удовлетворении исковых требований направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований для которой у судебной коллегии не имеется.
Суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, что нашло свое отражение в мотивировочной части решения, спор разрешилв соответствии с нормами материального и процессуального права, регулирующими спорные правоотношения, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 22 июля 2016 года по иску Федоровой Л. А. к министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании права на включение периода работы в стаж государственной гражданской службы оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Т.А.Разуваева
Судьи Е.А.Бузыновская
В.А.Галенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.