Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего судьи Жельнио Е.С.,
судей Аноприеко К.В., Дорожкиной О.Б.,
при секретаре Носаль М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 ноября 2016 года гражданское дело по иску Поденко В. Л., Выборова С. Л. к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о взыскании денежных средств, по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 08 августа 2016 года, заслушав доклад судьи Жельнио Е.С.,
УСТАНОВИЛА:
Поденко В.Л., Выборов С.Л. обратились в суд с иском к Краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре" (КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре"), Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края о признании права на получение мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения, возложении обязанности предоставить указанную выплату. В обоснование заявленных требований истцы указали, что в период чрезвычайной ситуации в августе-сентябре 2013 года проживали в жилом доме "адрес", собственником которого являлась их мать ФИО1 На основании уведомления от 30.10.2014 года об удовлетворении заявления на предоставление денежных средств на строительство и приобретение жилья, 31.10.2014 года было выдано свидетельство на данную выплату. Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 09.02.2015 года денежные средства по выплате на строительство или приобретение жилого помещения лицу, пострадавшему в результате ЧС, в сумме 990000 руб. включены в наследство, открывшееся смертью ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, однако в предоставлении мер социальной поддержки им отказано со ссылкой на не проживание в утраченном жилом помещении на день объявления ЧС.
Представитель Министерства строительства Хабаровского края исковые требования не признал, указав на отсутствие у ответчика полномочий на принятие решений по предоставлению мер социальной поддержки.
Представитель КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре" иск не признал, ссылаясь на отсутствие у истцов прав на предоставление мер социальной поддержки, и установленный порядок реализации таких мер путем перечисления денежных средств непосредственно застройщику (продавцу), а не гражданам.
В ходе судебного разбирательства истцы исковые требования изменили, требования к КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре" и Министерству строительства Хабаровского края не поддержали, просили взыскать с Министерства социальной защиты населения Хабаровского края денежные средства в сумме 990000 руб., включенные в наследственную массу, оставшуюся после смерти ФИО1, в равных долях по "данные изъяты" доли.
Представитель Министерства социальной защиты населения Хабаровского края исковые требования не признал, указав, что мера социальной поддержки является адресной и в состав наследства не входит, право на ее получение истцы, имеющие иное пригодное для проживания жилье и не проживающие в утраченном жилом помещении на день объявления ЧС, не приобрели. Кроме того, предоставление указанных мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации, в 2015-2016 годах финансирование мероприятий по предоставлению данных выплат не производилось. Действующая программа "Жилище" перечисление межбюджетных трансфертов на реализацию мер социальной поддержки не предусматривает.
Решением Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 08.08.2016 года исковые требования удовлетворены, с Министерства социальной защиты населения Хабаровского края в пользу Поденко В.Л. и Выборова С.Л. взыскано по 495000 руб. каждому.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Хабаровского края Стасюк Д.А., повторяя доводы возражений против иска, просит отменить решение суда, как незаконное и принять новое об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на невозможность наследования не реализованного пострадавшим от наводнения гражданином неразрывно связанного с его личностью права на получение мер социальной поддержки.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истцы Поденко В.Л., Выборов С.Л. просят оставить решения суда без изменения.
В судебном заседании представитель истцов Поденко В.Л., Выборова С.Л. Сидоров Н.В. с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены, доказательств уважительности причин неявки не представили, в силу ст.167 ГПК РФ их неявка разбирательству дела не препятствует.
Заслушав объяснения, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с принятием нового решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в связи с крупномасштабным наводнением Распоряжением Правительства Хабаровского края от 09.08.2013 года N 569-рп 09.08.2013 года на территории Хабаровского края в границах городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" и Комсомольского муниципального района был введен режим чрезвычайной ситуации.
Заключением межведомственной комиссии от 01.11.2013 года принадлежавший на день объявления ЧС ФИО1 жилой дом по "адрес" признан не пригодным для проживания и не подлежащим восстановлению. По договору дарения от 26.08.2013 года ФИО1 произвела отчуждение жилого дома и земельного участка по указанному адресу в пользу сына Выборова С.Л..
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 09.02.2015 года денежные средства в сумме 990000 руб. по выплате на строительство или приобретение жилого помещения лицу, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации, включены в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. Министерство строительства Хабаровского края к участию в данном деле не привлекалось.
17 и 31.07.2015 года Поденко В.Л. и Выборову С.Л. (соответственно) были выданы свидетельства о праве на наследство по закону, открывшееся после смерти их матери ФИО1, в виде "данные изъяты" доли (каждому) сумм денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, причитающейся пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года в размере 990000 руб., подтверждаемую свидетельством на выплату N от 31.10.2014 года и решением Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 09.02.2015 года.
Уведомлением от 17.02.2016 года КГКУ "Центр социальной поддержи населения г.Комсомольску-на-Амуре" Выборову С.Л., Поденко В.Л. отказано в удовлетворении заявления на предоставление меры поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения в виду несоответствия предусмотренным требованиям вследствие недоказанности факта проживания на день объявления ЧС в утраченном жилом помещении по "адрес", принадлежавшего ФИО1., и наличия другого пригодного для проживания жилого помещения.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст.1112, 1183 Гражданского кодекса РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", и исходил из того, что в случаях, когда гражданину присуждены денежные средства, но он умер, не успев получить назначенную сумму, присужденные суммы входят в состав наследственного имущества и могут быть получены его наследниками. Суммы, подлежащие на момент открытия наследства уплате во исполнение обязательства, неразрывно связанного с личностью, наследуются, даже если они еще не были переданы наследодателю, поскольку неуплаченные, но подлежащие уплате суммы перестают обладать свойством неразрывной связи с личностью их получателя. Данное правило распространяется на выплаты любой природы, в том числе социальные. ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, спорная выплата в сумме 990000 руб. была назначена, и впоследствии включена в наследственную массу, в связи с чем, у истцов возникло право собственности на указанное имущество в равных долях.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела, и основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии со ст.1112 Гражданского кодека РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 N 923 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы", принятым во исполнение Указа Президента РФ от 31.08.2013 N 69 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области", были утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, согласно которым, одним из условий предоставления трансфертов является наличие утвержденных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения.
Предоставление трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации осуществлялось Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы на цели, указанные Правилах и согласно распределению, приведенному в приложении к данной программе.
Осуществление правового регулирования отношений по предоставлению мер социальной поддержки граждан, лишившихся жилых помещений вследствие чрезвычайной ситуации - крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 года на территории Хабаровского края, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъекта. К полномочиям субъекта Российской Федерации отнесено определение механизма реализации мер социальной поддержки, в том числе такой меры, как предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета. При этом наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения, является обязательным условием предоставления этому субъекту Российской Федерации межбюджетных трансфертов, то есть условием финансирования таких мероприятий Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.10.2013 N 347-пр в целях реализации Указа Президента РФ от 31.08.2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области", Постановления Правительства РФ от 12.10.2013 года N 923 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы" были внесены изменения в государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 года N 205-пр и определен Порядок предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, и являющихся собственниками утраченных жилых помещений.
Согласно п.п.1.2, 3.2 указанного Порядка право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, в отношении которых одновременно соблюдены следующие условия: в результате чрезвычайной ситуации утратили жилые помещения, находившееся в собственности граждан, в соответствии с актом обследования жилого помещения межведомственной комиссии органа местного самоуправления и решением органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания либо о признании многоквартирного дома аварийным, постоянно проживали на день объявления чрезвычайной ситуации в населенных пунктах, на территориях которых вводился режим чрезвычайной ситуации, не имеющие другого жилья, пригодного для проживания. Гражданин имеет право приобрести в собственность жилое помещение не только в пределах средств социальной выплаты, но и с использованием собственных и (или) кредитных (заемных) средств. Подбор жилого помещения осуществляется гражданином самостоятельно.
В силу п.4.1 для предоставления выплаты гражданин представляет в краевые государственные казенные учреждения - центры социальной поддержки населения (далее - Учреждения) на цели приобретения жилого помещения по договору купли-продажи жилого помещения или по договору долевого участия в строительстве жилья: заявление о перечислении выплаты с указанием реквизитов банковского счета для перечисления продавцу, застройщику; оригинал и копию договора на жилое помещение, зарегистрированного в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; оригинал и копию документа, подтверждающего оплату части стоимости приобретенного жилого помещения (доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение), превышающей размер социальной выплаты. На цели строительства индивидуального жилого дома: заявление о перечислении выплаты с указанием реквизитов банковского счета гражданина; оригинал и копию разрешения на строительство индивидуального жилого дома, полученное в установленном законом порядке и действующее на момент его представления; оригинал и копию договора подряда на строительство индивидуального жилого дома. Документы, указанные в настоящем пункте, представляется лично гражданином в Учреждение.
При этом, согласно п.4.2-4.3 в случае если сумма фактических расходов на приобретение (строительство) жилого помещения меньше расчетной суммы выплаты, Учреждением предоставляется выплата в размере фактических расходов в соответствии с договором на жилое помещение или договором подряда. В перечислении выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения может быть отказано, если не представлены (представлены не в полном объеме) документы, указанные в п.4.1 настоящего Порядка.
В соответствии с п.4.4 Порядка учреждение в течение десяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 4.1 настоящего Порядка, перечисляет в безналичной форме сумму выплаты на банковский счет продавца, застройщика в соответствии с договором на жилое помещение, выплата считается предоставленной с момента ее перечисления. В случае строительства индивидуального жилого дома по договору подряда выплата перечисляется на банковский счет гражданина.
Как следует из материалов дела, ФИО1 умерла до оформления свидетельства о праве на данную выплату, и документы, необходимые для предоставления выплаты в центр социальной поддержки населения не предоставляла. Доказательств, свидетельствующих о том, что ею при жизни были заключены договоры на жилое помещение (купли-продажи, долевого участия в строительстве жилья, подряда на строительство индивидуального жилого дома) не представлено.
В соответствии с ч.2 ст.61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21.12.2011 года N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела; тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности; наделение судебных решений, вступивших в законную силу, свойством преюдициальности - сфера дискреции федерального законодателя, который мог бы прибегнуть и к другим способам обеспечения непротиворечивости обязательных судебных актов в правовой системе, но не вправе не установить те или иные институты, необходимые для достижения данной цели; введение же института преюдиции требует соблюдения баланса между такими конституционно защищаемыми ценностями, как общеобязательность и непротиворечивость судебных решений, с одной стороны, и независимость суда и состязательность судопроизводства - с другой; такой баланс обеспечивается посредством установления пределов действия преюдициальности, а также порядка ее опровержения (Определение Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 N 1739-О).
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание положения ст.ст.11, 18 ФЗ от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в силу которых порядок и условия предоставления социальных гарантий, в том числе осуществления единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, устанавливаются законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для взыскания в пользу Выборова С.Л. и Поденко В.Л. денежных средств, составляющих выплату на строительство или приобретение жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, в нарушение установленного Порядка и их целевого назначения.
Вступившее в законную силу решение суда, которым в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1., включены денежные средства в сумме 990000 руб. по выплате на строительство или приобретение жилого помещения лицу, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации, и выданные в соответствии с ним свидетельства о праве на наследство основанием для взыскания в пользу истцов указанных денежных средств не являются, поскольку вопрос об изменении установленного порядка предоставления указанной выплаты данным судебным постановлением не разрешался.
Согласно информации, предоставленной Министерством социальной защиты населения Хабаровского края, ФИО1., умершая ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением о перечислении денежных средств продавцу либо застройщику не обращалась, соответственно единовременная выплата ФИО1. не начислялась и фактически не предоставлялась.
Кроме того, в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2015-2020 годы (в действующей редакции) финансирование мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, и оказание на эти цели какой-либо помощи из федерального бюджета (в том числе путем предоставления региональным бюджетам иных межбюджетных трансфертов) не предусмотрено, с 2015 года такое финансирование не осуществляется.
При таких обстоятельствах, решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 08 августа 2016 года отменить и принять новое решение.
Выборову Сергею Леонидовичу, Поденко Валентине Леонидовне в удовлетворении иска к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о взыскании денежных средств отказать.
Председательствующий судья Е.С. Жельнио
Судьи О.Б. Дорожкина
К.В. Аноприенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.