Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего Шиловой О.М.
судей Романовой И.А., Масловой Т.В.
при секретаре Солоха А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 ноября 2016 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску прокурора Вяземского района заявленному в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения "Село Аван" Вяземского муниципального района Хабаровского края, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя образовательная школа с.Аван Вяземского муниципального района Хабаровского края, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад с.Аван Вяземского муниципального района Хабаровского края о понуждении к совершению действий
по апелляционным жалобам Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад с.Аван Вяземского муниципального района Хабаровского края и Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя образовательная школа с.Аван Вяземского муниципального района Хабаровского края на решение Вяземского районного суда Хабаровского края от 31 августа 2016 года.
Заслушав доклад судьи Т.В. Масловой, пояснения прокурора Доськовой Т.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Вяземского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам об обязании совершить определенные действия, просил с учетом уточнений обязать администрацию сельского поселения "Село Аван" обеспечить в с.Аван объекты защиты жилые дома по "адрес" источниками внешнего противопожарного водоснабжения, провести ремонт пожарного гидранта по "адрес", обеспечить у пожарного водоема по "адрес" площадку с укрепленным покрытием размерами не менее 12х12, провести ремонт пожарного водоема по "адрес". Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа с.Аван обеспечить объект защиты МБОУ СОШ с.Аван источником внешнего водоснабжения, а именно обеспечить беспрепятственный проезд к пожарному водоему по "адрес". Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с.Аван исполнить требования противопожарной безопасности, обеспечить объект защиты МБДОУ Детский сад с.Аван источником внешнего противопожарного водоснабжения
В обоснование иска указав, что в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, невыполнение которого создает угрозу жизни и здоровью населения, проживающему в с.Аван, лицам, находящимся в школе и детском саду, а также их имуществу.
Решением Вяземского районного суда Хабаровского края от 31 августа 2016 года исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
В апелляционных жалобах Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с.Аван Вяземского муниципального района Хабаровского края и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа с.Аван Вяземского муниципального района Хабаровского края просят решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы указав на то, что ни МБОУ СОШ с.Аван, ни МБДОУ детский сад с.Аван не являются собственником пожарного водоема, финансовое обеспечение учреждения осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета. Мероприятия по пожарной безопасности финансируются органами местного самоуправления, а также путем выделения из соответствующего бюджета целевых денежных средств. Денежные средства на перемещение или реконструкцию железного забора, ограждающего территорию школы и проведение МБДОУ детский сад с.Аван ремонта бесхозяйного имущества повлечет нецелевое использование денежных средств, что влечет как административную, так и уголовную ответственность.
Администрация Вяземского муниципального района поддержала доводы апелляционных жалоб, представив письменный отзыв.
Прокурор, участвующий в деле просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Согласно части 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражения на них, выслушав пояснения участника процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая исковые требования прокурора об обязании ответчиков выполнить определенные действия, суд первой инстанции, руководствуясь положениями п.п. 3,5, 8,9 ч.1 ст. 14,34 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст.ст. 1,19,10 Федерального закона РФ от 21.12.1994г. N69 "О пожарной безопасности", ч.4 ст. 6, ст. 63,68, п.8 ст.98 Федерального закона РФ от 22.07.2008г. N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.п.16,55 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. N 390, установив нарушения норм пожарной безопасности, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором исковых требований, установив каждому из ответчиков срок совершения действий в течении 1 месяца.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки выявлены следующие нарушения норм противопожарной безопасности.
Жилые дома в "адрес" не обеспечены источниками внешнего противопожарного водоснабжения; пожарный гидрант по "адрес" не обеспечивает забор воды, затоплен, имеет низкую водоотдачу. Пожарный водоем по "адрес", расположенный рядом со школой не обеспечивает забор воды: отсутствует площадка с укрепленным покрытием размерами не менее 12х12, подъезд затрудняет металлическое ограждение. Пожарный водоем по "адрес", расположенный на территории детского сада неисправен, приемный колодец не обеспечивает требуемый забор воды, к горловинам резервуара подъезд затруднен.
В силу ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно статье 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Статьей 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
В соответствии со статьей 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территориях поселений должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5 000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Из пункта 80 данных Правил следует, что органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Таким образом, приведенные положения закона предусматривают возложение на органы местного самоуправления обязанностей по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе и путем устройства соответствующих источников наружного противопожарного водоснабжения и поддержания их в исправном техническом и пригодном для использования состоянии.
Требования пожарной безопасности установлены в Правилах противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. N 390
В силу п.55 названных Правил руководитель организации обеспечивает доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года.
Возлагая обязанность на МБОУ СОШ с.Аван обеспечить объекты защиты МБОУ СОШ с.Аван источниками внешнего противопожарного водоснабжения, путем обеспечения беспрепятственного проезда к пожарному водоему по "адрес" суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что проезд к пожарному водоему расположенному вблизи школы затруднен, вследствие наличия металлического ограждения, которое относится к ведению МБОУ СОШ с.Аван.
Отсутствие финансирования не является основанием для освобождения МБОУ СОШ с.Аван от исполнения обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности и принятию мер, направленных на устранение выявленных нарушений правил и норм пожарной безопасности.
В связи с вышеизложенным судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы МБОУ СОШ с.Аван.
Возлагая на МБДОУ детский сад с.Аван обязанность обеспечить объект защиты источником внешнего противопожарного водоснабжения, суд первой инстанции исходил из того, что пожарный водоем, находящийся на территории детского сада неисправен. Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку данный вывод основан на ошибочном толковании норм материального права.
Пунктом 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, определено, что руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года.
Доказательства принадлежности МБДОУ детский сад с.Аван противопожарного водоема на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления в материалы дела не предоставлено.
Нахождение противопожарного водоема на земельном участке эксплуатируемым учреждением, не является доказательством наличия у него каких-либо вещных прав на пожарный водоем, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения обязанности на МБДОУ детский сад с.Аван по обеспечению источником внешнего противопожарного водоснабжения.
В силу указанных выше норм материального права обеспечение надлежащего состояния источника противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности относится к ведению соответствующего органа государственной власти и органа местного самоуправления.
При указанных обстоятельства у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения на МБДОУ детский сад с.Аван обязанности обеспечить объект защиты источником внешнего противопожарного водоснабжения.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает необходимым решение суда в указанной части отменить на основании п.п.3,4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ, вынести в данной части новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад с.Аван Вяземского муниципального района Хабаровского края об обязании исполнить требования противопожарной безопасности, обеспечить объект защиты МБДОУ Детский сад с.Аван источником внешнего противопожарного водоснабжения
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329,330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вяземского районного суда Хабаровского края от 31 августа 2016 года отменить в части возложения на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с.Аван Вяземского муниципального района Хабаровского края обязанности обеспечить объект защиты источником внешнего противопожарного водоснабжения, вынести в указанной части новое решение.
В удовлетворении требований прокурора Вяземского района к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад с.Аван Вяземского муниципального района Хабаровского края об обязании исполнить требования противопожарной безопасности, обеспечить объект защиты МБДОУ Детский сад с.Аван источником внешнего противопожарного водоснабжения отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу МБОУ СОШ с.Аван без удовлетворения.
Председательствующий О.М.Шилова
Судьи: И.А.Романова
Т.В. Маслова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.