Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Дорожко С.И.
судей Моргунова Ю.В., Порохового С.П.
при участии прокурора Максименко Е.В.
при секретаре Ильчук Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" о понуждении к производству работ,
по апелляционной жалобе представителя ответчика ООО "Главное управление жилищным фондом" Полинякина А.Е. на решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 10 августа 2016 года.
Заслушав доклад судьи Порохового С.П., объяснения прокурора Максименко Е.В., судебная коллегия
установила:
Военный прокурор Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО "Главное управление жилищным фондом" в лице обособленного подразделения "Хабаровский" о понуждении к производству работ. Требования мотивировал тем, что военной прокуратурой Хабаровского гарнизона совместно со специалистами Управления регионального Государственного контроля и лицензирования Хабаровского края, проведена проверка исполнения должностными лицами ООО "Главное управление жилищным фондом" требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, при оказании коммунальных услуг, в ходе которой выявлены нарушения, связанные с не вывозом твердых бытовых отходов. Так, 27.07.2015 года между Минобороны России и ООО "ГУЖФ" заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными Силами РФ N, в соответствии с которым последние приняли на себя обязательства по управлению с 03.08.2015 года жилыми домами Минобороны РФ. В соответствии с перечнем жилищного фонда, приложение N1 к вышеуказанному договору, в управление ООО "ГУЖФ" передан в том числе и жилой дом "адрес". Проверкой установлено, что дом "адрес" не оборудован местом для сбора жидких бытовых отходов, а также уборной и выгребной ямой, в связи с чем выброс бытовых отходов жильцов дома производится на земельный участок, что подтверждается актом проверки. Таким образом, ненадлежащее исполнение ООО "ГУЖФ" своих обязанностей, как управляющей компании, по обслуживанию указанного выше жилого дома, влечет нарушение жилищных прав неопределенного круга лиц, проживающих в спорном доме. Просил обязать ООО "ГУЖФ" в срок до 15 июля 2016 года произвести работы по оборудованию жилого дома "адрес" места для сбора жидких бытовых отходов, уборной, а также выгребной ямой.
В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Руник В.А. просил установить срок исполнения работ 3 месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 10 августа 2016 года, исковые требования Военного прокурора Хабаровского гарнизона, удовлетворены.
На ООО "Главное управление жилищным фондом" возложена обязанность ликвидировать несанкционированное размещение отходов по "адрес", путем оборудования места для сбора жидких бытовых отходов, а также уборной и выгребной ямы, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ООО "Главное управление жилищным фондом" Полинякин А.Е. с решением суда не согласился, считая его незаконным и необоснованным, подлежащего отмене. В обосновании доводов жалобы ссылается, что в соответствии с договором управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами РФ N от 27.07.2015 года, общество приняло на эксплуатационное содержание и комплексное обслуживание жилищный фонд Министерства обороны РФ, поименной в Приложении N договора управления с 03.08.2015 года, в том числе жилой дом "адрес", на основании указанного договора ответчик управляет указанным домом, но не является его собственником. Полномочия собственника указанного имущества осуществляет Министерство обороны. В решении суда не приведено ни одной нормы, прямо указывающей на обязанность ООО "ГУЖФ" установить сборник для жидких бытовых отходов. Кроме того, ссылка суда на п.28.2 Правил благоустройства городского округа "Город Хабаровск", утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 года N, некорректна, так термины "содержание" и "установка" имеют разный смысл. Считает, что действующим законодательством РФ, а также договором управления N обязанность по оборудованию многоквартирных домов средствами для сбора жидких бытовых отходов, а также по установке дворовой уборной на управляющую компанию не возлагается. Также указала, на привлечение в качестве соответчика Администрации г.Хабаровска, поскольку в её функции входит решение вопросов, связанных с организацией сбора отходов, в том числе и оборудование контейнерных площадок, сборников, а также Министерство обороны РФ как собственника указанного многоквартирного дома. Также ответчик не был извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, судебная повестка в адрес ООО "ГУЖФ" не поступала. Просила решение суда отменить, ООО "ГУЖФ" является ненадлежащим ответчиком.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
В заседание судебной коллегии военный прокурор Хабаровского гарнизона, представитель ответчика ООО "Главное управление жилищным фондом" не явились, заблаговременно извещены о дате и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела не направили, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст.327 и ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
В заседание судебной коллегии прокурор Максименко Е.В. просит решение суда первой инстанции как законное и обоснованное оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения, считая доводы жалобы необоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения прокурора Максименко Е.В., принявшей участие в рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, ввиду следующего.
Судом установлено, что на основании договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами РФ N от 27.07.2015 года, Министерство обороны РФ (заказчик), выполняющее полномочия собственника жилищного фонда, и ООО "Главное управление жилищным фондом" (управляющая организация), заключили договор, согласно которому Заказчик передает Управляющей организации в управление и эксплуатацию жилищный фонд, указанный в Перечне жилищного фонда (Приложение N 1 к договору), а управляющая организация принимает в управление жилищный фонд и обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда по адресам, упомянутым в перечне жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом деятельность. В состав переданного ответчику жилищного фонда включен многоквартирный дом, расположенный по "адрес".
Как следует из материалов дела, при осмотре придомовой территории многоквартирного дома по "адрес" выявлены нарушения пп.3.7.8 и 3.7.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года N 170, на придомовой территории отсутствуют уборная и сборник для сбора жидких отходов.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Жилищным кодексом Российской Федерации закреплено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии со ст.ст. 39 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (в редакции Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354) утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 10 данных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В соответствии с п. 40, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений вправе требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения. Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Из СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", следует, что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
В соответствии с п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержания в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.42 Конституции, ч.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, ст.1, ч.2 ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ от 10.01.2002 года, ст.1, 12, 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 года N 89-ФЗ, ст.1, 2, 8, 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 года N 52-ФЗ, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года N 170, СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" исходил из того, территория многоквартирного дома "адрес" не оснащена сборником для сбора жидких бытовых отходов и уборной, а на основании договора управления жилищным фондом, за крепленным за Вооруженными Силами РФ от 27.07.2015 года N 2-УФЖ-03 ООО "Главное управление жилищным фондом" является управляющей организацией обслуживающей вышеуказанный жилой дом, пришел к правильному выводу о том, что бездействие управляющей организации, нарушает требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и прав граждан на благоприятные условия жизнедеятельности, в связи с чем, возложил на ответчика обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, ликвидировать несанкционированное размещение отходов, путем установки сборника для сбора жидких бытовых отходов, а также уборной и выгребной ямы.
Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным в судебном заседании обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права и исследованных доказательствах, которым в решении суда дана должная правовая оценка и оснований считать их неправильными, судебная коллегия не усматривает.
Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает, поскольку при рассмотрении дела судом установлено, ненадлежащее исполнение ответчиком, являющимся управляющей организацией и обязанной в силу действующего законодательства и принятых обязательств оказывать услуги надлежащего качества.
Довод жалобы на то, что в решении суда не приведено ни одной нормы, прямо указывающей на обязанность ООО "ГУЖФ" установить сборник для жидких бытовых отходов, основан на неверном толковании нормы материального права, обязанность осуществлять управление общим имуществом в жилищном фонде возложена именно на ООО "ГУЖФ".
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 2.3.1 СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено, что для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций.
Из материалов дела следует, что у многоквартирного жилого дома "адрес" отсутствует дворовая помойница для сбора жидких бытовых отходов, а также уборная, выгребная яма.
Согласно п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года N170, организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обязанность по установке дворовой помойницы, уборной и выгребной ямы в районе дома "адрес" лежит на ООО "ГУЖФ", как на управляющей организации, имеющей своей целью обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Утверждение в жалобе на то, что суд некорректно указал на п.28.2 Правил благоустройства городского округа "Город Хабаровск", утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 года N 721, основано на неверном толковании нормы права, и выражает по существу субъективное мнение подателя жалобы.
Не находят своего подтверждения в материалах дела и доводы жалобы об иных указываемых им процессуальных нарушениях, которых судом в действительности допущено не было. Во всяком случае, о привлечении к участию в деле названных в жалобе лиц (Министерства обороны РФ и Администрации г.Хабаровска) прокурор (истец) суд не просил, и какая-либо объективная процессуальная необходимость в этом отсутствовала, учитывая, что вопрос об их правах и обязанностях судом не рассматривался и не разрешался.
Довод подателя жалобы о том, что ответчик не был надлежащим образом извещен, в его адрес не поступала заказанная корреспонденция, несостоятелен, поскольку материалами дела установлено обратное.
Так, 27.07.2016 года судом в адрес ответчика ООО "ГУЖФ" / "данные изъяты" было направлено судебное извещение, назначенное на 10.08.2016 года на 14 часов 00 минут, согласно списка внутренних почтовых отправлений, указанное заказное с уведомлением письмо отправлено 29.07.2016 года и получено ответчиком 08.08.2016 года (ответ об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N).
Таким образом, судебная коллегия не усматривает нарушений со стороны суда о ненадлежащем извещении ответчика.
Согласно ч. 1 ст. 35 Гражданского процессуального кодекса РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
При указанных обстоятельствах нарушений норм процессуального права и оснований к отмене решения по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Довод апелляционной жалобы о том, что ООО "ГУЖФ" является ненадлежащим ответчиком судебная коллегия отклоняет, как основанный на неверном толковании норм материального права, поскольку обязанность управляющей организации многоквартирного дома по обеспечению содержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативных документов, по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома установлены положениями Жилищного кодекса РФ (ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ) и договором управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами РФ от 27.07.2015 года, заключенным с Министерством обороны РФ.
Таким образом, принятое судом решение соответствует требованиям закона и верно установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 10 августа 2016 года по гражданскому делу по иску Военного прокурора Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" о понуждении к производству работ, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" Полинякина А.Е., без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий С.И. Дорожко
Судьи Ю.В. Моргунов
С.П. Пороховой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.