Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Кочуковой Г.Н.
судей Хуснутдиновой И.И.
Сенотрусовой И.И.
при секретаре Арабаджи М.С.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Олефир Т. Б. к Федеральному государственному казенному учреждению "144 Военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации, поликлинике (пос.Заветы Ильича) Федерального государственного казенного учреждения "144 Военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации о признании приказа незаконным, взыскании премии, по апелляционной жалобе Олефир Т. Б. на решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 21 сентября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Кочуковой Г.Н., пояснения представителя Олефир Т.Б. - Ермоленко О.В., пояснения представителя ФГКУ "144 Военный госпиталь" МО РФ - Александрова А.С., судебная коллегия
установила:
Олефир Т.Б. обратилась в суд с иском к ФГКУ "144 Военный госпиталь" МОРФ, поликлинике (пос.Заветы Ильича) ФГКУ "144 Военный госпиталь" МОРФ о признании приказа незаконным, взыскании премии.
В обоснование исковых требований указала, что с 05.01.2004 состоит в трудовых отношениях с ответчиком - поликлиникой (пос.Заветы Ильича) ФГКУ "144 Военный госпиталь" МОРФ, с 01.10.2014 - в должности "данные изъяты". В соответствии с приказом Минобороны РФ N1010 от 26.07.2010 ей полагалась премия по итогам работы за 1 квартал 2016 года в размере "данные изъяты", однако фактически премия в соответствии с приказом заведующего поликлиникой начислена в размере "данные изъяты".
Просила суд признать приказ заведующего поликлиникой (пос.Заветы Ильича) ФГКУ "144 Военный госпиталь" МОРФ о снижении премии за 1 квартал 2016 года незаконным, взыскать с ФГКУ "144 Военный госпиталь" МОРФ в свою пользу дополнительное материальное стимулирование за 1 квартал 2016 года в размере "данные изъяты", судебные расходы в размере "данные изъяты".
Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 21 сентября 2016 года в удовлетворении исковых требований Олефир Т.Б. отказано.
В апелляционной жалобе Олефир Т.Б. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, существенное нарушение норм материального права, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что оснований для снижения ей размера материального стимулирования не имелось. Приказ Минобороны РФ N1010 от 26.07.2010 не предусматривает возможность такого снижения. Проект оспариваемого приказа от 14.04.2016 N не направлялся для согласования в профсоюзный орган.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФГКУ "144 Военный госпиталь" МОРФ просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что Олефир Т.Б. с 05.01.2004 состоит в трудовых отношениях с ответчиком - поликлиникой (пос.Заветы Ильича) ФГКУ "144 Военный госпиталь" МОРФ, с 01.10.2014 - в должности "данные изъяты".
На основании приказа заведующего поликлиникой ФГКУ "144 Военный госпиталь" МОРФ (пос.Заветы Ильича) от 14.04.2016 N Олефир Т.Б. произведена выплата дополнительного материального стимулирования за 1 квартал 2016 года в размере "данные изъяты".
Статьей 37 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 144 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право в предусмотренном порядке устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти", Приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие указанным лицам (далее по тексту Порядок).
Из положений данного Порядка усматривается, что материальное стимулирование установлено в виде премий для гражданского персонала и должно осуществляться ежеквартально (п. 1). Конкретные размеры материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с п. 4 Порядка, по результатам исполнения лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование, и не могут превышать пятикратного размера расчетной суммы исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава (п. 7).
Согласно п. 4 Порядка расчетная сумма дополнительного материального стимулирования на одного человека устанавливается Министром обороны РФ по представлению заместителя Министра обороны РФ по финансово-экономической работе. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил РФ в пределах доводимых Министерству обороны РФ на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала (п. 2).
Дополнительное материальное стимулирование, установленное Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, осуществляется по результатам службы (работы) только за счет средств, высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов.
Дополнительное материальное стимулирование представляет собой часть экономии фонда оплаты труда за счет сокращения численности Вооруженных Сил, то есть формируется за счет экономии средств на оплату денежного довольствия и выплату заработной платы уволенным в связи с сокращением численности военнослужащим и лицам гражданского персонала. Выплачиваются по решению руководителя в пределах сумм, доведенных на эти цели, не носят обязательный, гарантированный характер, не определены трудовым договором работника и не входят в систему оплаты труда.
Производство выплат гражданскому персоналу в размере расчетной суммы действующим Порядком не устанавливается и не гарантируется. Условием установления Министром обороны Российской Федерации указанных дополнительных выплат является наличие выделенных на эти цели ассигнований, их выплата производится военнослужащим и лицам гражданского персонала в зависимости от степени выполнения ими совокупного объема обязанностей. При этом дифференциация объема таких обязанностей находится в компетенции Министра обороны Российской Федерации.
Таким образом, указанная премия является стимулирующей выплатой, назначение премии является правом, а не обязанностью работодателя. При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имелось.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, они сводятся к позиции, занятой истцом по делу, с которой суд первой инстанции обоснованно не согласился, изложив мотивы в решении. Фактически доводы жалобы направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56, 67 ГПК РФ.
Для переоценки доказательств по делу у суда апелляционной инстанции правовых оснований не имеется.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 21 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Олефир Т. Б. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Н. Кочукова
Судьи И.И. Хуснутдинова
И.В. Сенотрусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.