Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Соколовой Н.М., Яковлева В.Н.,
при секретаре Ивановой О.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 ноября 2016 г. административное дело по апелляционной жалобе филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области на решение Одинцовского городского суда Московской области от 4 мая 2016 г. по административному исковому заявлению Листикова "данные изъяты" о признании незаконным решения филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области об отказе в осуществлении постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости,
заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения представителя ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области - Сибашвили Н.М.,
установила:
решением филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области от 6 ноября 2015 г. "данные изъяты" отказано Листикову И.С. в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости - жилого дома в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и неустранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, а именно заполнение декларации об объекте недвижимости ненадлежащим лицом.
Листиков И.С. оспорил в суде данное решение, мотивировал тем, что 18 октября 2012 г. заключил с администрацией Шатурского муниципального района заключили договор аренды земельного участка "данные изъяты" кадастровый номер "данные изъяты", для индивидуального жилищного строительства. После заключения договора аренды земельного участка и возведения жилого дома, административный ответчик незаконно препятствует ему в реализации права на постановку на государственный кадастровый учёт жилого дома в соответствии с действующим законодательством, предусматривающим, что декларантом выступает то лицо, которое совершило юридически значимые действия и заявляет об этом в компетентный орган. Вступившим в законную силу решением суда признано, что он сам вправе подписать декларацию об объекте недвижимости. Правовых оснований для принятия оспариваемого решения у органа кадастрового учета не имелось.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 4 мая 2016 г. административный иск удовлетворен.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области в апелляционной жалобе просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Листиков И.С., извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, не явился. Судебная коллегия в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия признает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, нарушение данным актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11-21 1, 25-30 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям данного Федерального закона (пункт 5 части 2 статьи 26); орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении (пункт 6 части 2 статьи 27).
Как усматривается из имеющихся в материалах дела доказательств, 18 октября 2012 г. администрацией Шатурского муниципального района заключен с Листиковым И.С. договор аренды земельного участка "данные изъяты" сроком до 17 октября 2015 г. (пункт 2.1).
28 июля 2015 г. Листиков И.С. подал в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области заявление о постановке на кадастровый учет здания - индивидуальный жилой дом, площадь "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты" приложив к заявлению декларацию об объекте недвижимости, технический план здания.
Решением филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области от 4 августа 2015 г. осуществление кадастрового учета объекта недвижимости приостановлено в связи с нарушением заявителем требований пункта 21 приказа Минэкономразвития России "Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости и требований к ее подготовке", декларация заполнена и заверена ненадлежащим лицом.
6 ноября 2015 г. ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области вынесло решение об отказе в осуществлении кадастрового учета здания, поскольку срок приостановления осуществления кадастрового учета истек и обстоятельства, прослужившие основанием для принятия решения о приостановлении, не устранены.
Суд первой инстанции, удовлетворяя административное исковое заявление, пришел к выводу, что у филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области не имелось оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости, так как декларация заполнена и заверена надлежащим лицом - Листиковым И.С., являющимся арендатором земельного участка.
С таким выводом суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу части 8 статьи 41 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действующей до 4 июля 2016 г.) сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Согласно части 10 статьи 41 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" форма декларации и требования к ее подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 13 декабря 2010 г. N 628 утверждена форма декларации об объекте недвижимости и требования к ее подготовке (далее - Требования).
В соответствии с пунктом 2 Требований декларация составляется и заверяется правообладателем объекта недвижимости или его представителем в отношении здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства (далее - объект недвижимости). При этом декларация о созданных объектах недвижимости составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такое здание, сооружение, объект незавершенного строительства.
Пунктом 21 Требований предусмотрено, что в случае если декларация об объекте недвижимости заполняется в отношении созданного объекта недвижимости, реквизиты "Правообладатель объекта недвижимости (земельного участка, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)" и "Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)" заполняются в отношении лица, обладающего соответствующим земельным участком на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды земельного участка, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет, реквизит "Сведения о представителе правообладателя объекта недвижимости (земельного участка, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)" - в отношении представителя правообладателя такого земельного участка.
Из содержания приведенных норм следует, что федеральный законодатель к числу правообладателя земельного участка, на котором создан объект недвижимости, относит не всех арендаторов земельных участков, а только тех, срок договора аренды у которых составляет более пяти лет.
Перечень прав арендаторов по долгосрочным договорам аренды земельных участков, заключенным на срок более чем пять лет, указанными выше нормами расширяется.
Срок договора аренды земельного участка "данные изъяты" администрацией Шатурского муниципального района заключен с Листиковым И.С. на три года (с 18 октября 2012 г. до 17 октября 2015 г.), следовательно, в силу приведенных выше норм административный истец не имел права подписывать декларацию об объекте недвижимости.
Ссылка административного истца на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. N Д23и-5307, согласно которому декларация может быть составлена и заверена самим арендатором земельного участка, необоснованна, так как это письмо издано до внесения изменений в Требования на основании приказа Минэкономразвития России от 31 декабря 2013 г. N 805 (вступил в силу с 30 июня 2014 г.).
Кроме того, названное письмо официально не опубликовано для всеобщего сведения, не обладает признаками нормативного правового акта и не подлежит применению.
При таких обстоятельствах судебная коллегия признает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда - отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Одинцовского городского суда Московской области от 4 мая 2016 г. отменить, принять по административному делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Листикова "данные изъяты" о признании незаконным решения филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области от 6 ноября 2015 г. отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.