Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ракуновой Л.И.
при секретаре Коньшиной А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-779/16 по административному исковому заявлению Дударина Е. В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в виду использования недостоверных сведений об участке при определении кадастровой стоимости,
установил:
Дударин Е.В. (далее-административный истец) обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в виду использования недостоверных сведений об участке при определении кадастровой стоимости.
Требования мотивированы тем, что в результате необоснованного отнесения принадлежащего административному истцу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения промышленных, складских объектов, делового центра к 7 группе видов разрешенного использования, увеличилась кадастровая стоимость земельного участка, что повлекло за собой значительное увеличение размера налога на землю.
Просил изменить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в связи с выявлением кадастровой ошибки, допущенной Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, определив кадастровую стоимость в размере 54 248 785, 92 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца административный иск поддержал, представлены письменные пояснения (л.д. 35-37).
Представитель Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области (далее-административный ответчик) в судебное заседание не явилась. Представлены письменные возражения, в которых содержится просьба об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области (далее-заинтересованное лицо) вопрос об удовлетворении административного иска оставил на усмотрение суда.
Иные заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку в суд своих представителей.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка, за исключением случаев, определенных пункт 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. N 316 (далее - Правила кадастровой оценки), установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения (пункты 2, 3 Правил кадастровой оценки). Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил кадастровой оценки). В пункте 10 названных Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) кадастровой ошибкой в сведениях является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
На основании пункта 4 статьи 28 Закона N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 данного Закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно пункту 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном пунктом 4 данной статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Министерство экологии и природопользования Московской области в пределах своих полномочий Распоряжением N 566-РМ от 27.11.2013 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области" утвердило результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области в соответствии с предусмотренными группами видов разрешенного использования. Также были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель населенных пунктов Московской области.
Обращаясь с настоящим административным иском, административный истец полагает, что принадлежащий ему на праве собственности земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения промышленных, складских объектов, делового центра необоснованно отнесен к 7 группе видов разрешенного использования, тогда как с учетом его фактического использования под складской логистический центр земельный участок следует на основании Распоряжения N 566-РМ от 27.11.2013 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области" отнести к 9 группе видов разрешенного использования.Согласно Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007г. N 39, земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения и для размещения промышленных, складских объектов отнесены к разным видам разрешенного использования, имеющим различные номера (цифровые обозначения).
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Земельный участок административного истца относится к категории земель населенных пунктов.
В силу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к ряду территориальных зон, включая производственные и сельскохозяйственного использования.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 статьи 1, статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно статье 372 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении налога на имущество законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
В части 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено понятие административно-делового центра, которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Как следует из установленных судом при рассмотрении настоящего административного дела обстоятельств, 13 мая 2016 года Министерством строительного комплекса Московской области выдано разрешение на ввод в эксплуатацию 1 этапа складского логистического комплекса, расположенного, в том числе, и на участке, принадлежащем административному истцу.
Таким образом, как на период проведения массовой кадастровой оценки земель в районе деревни "данные изъяты" так и на дату рассмотрения судом настоящего административного дела, на земельном участке юридически и фактически отсутствовало нежилое помещение, соответствующее понятию делового, административного или коммерческого назначения.
При таких обстоятельствах, при отнесении земельного участка административного истца к 7 группе видов разрешенного использования, административным ответчиком была допущена кадастровая ошибка, подлежащая исправлению в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
С учетом изложенного в настоящем решении, административное исковое заявление подлежит удовлетворению частично. Удовлетворяя административный иск частично, суд в целях исключения неопределенности при исполнении решения суда органом кадастрового учета полагает необходимым изложить резолютивную часть решения в нижеприведенной редакции. При этом суд исходит из того, что приведенная редакция не изменяет существо рассмотренного судом административного иска.
руководствуясь ст. 177, 178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Дударина Е. В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в виду использования недостоверных сведений об участке при определении кадастровой стоимости, поданное в Московский областной суд 2 сентября 2016 года, удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения промышленных, складских объектов, делового центра, в размере 54 248 785 рублей 92 копейки исходя из среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для 9 группы видов функционального использования земель в размере 843 рубля 84 копейки за квадратный метр, утвержденного Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 566-РМ от 27.11.2013 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области".
Настоящая кадастровая стоимость действует до даты установления новой кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегия по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.И. Ракунова
Мотивированное решение составлено 21 ноября 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.