Судья Верховного Суда Республики Дагестан Джарулаев А-Н.К., рассмотрев жалобу представителя администрации ГОсВД "город Махачкала" ФИО2 на постановление должностного лица от "дата" N и решение судьи Кировского районного суда г. Махачкалы от "дата", вынесенные в отношении администрации ГОсВД "город Махачкала" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по РД ФИО3 от "дата" N, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Махачкалы от "дата", администрация ГОсВД "город Махачкала" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Администрация ГОсВД "город Махачкала" в лице представителя по доверенности ФИО2 обратилась в Верховный Суд РД с жалобой на постановление должностного лица от "дата" N и решение судьи Кировского районного суда г. Махачкалы от "дата", поставив вопрос об отмене и прекращения дела производством. В обоснование жалобы указывается, что ни должностным лицом, ни судебной инстанцией не установлен надлежащий субъект административного правонарушения. Приводя свою оценку доказательств, считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что именно администрация ГОсВД "город Махачкала" осуществляет целенаправленный сброс сточных вод в канал им. Октябрьской революции (далее КОР).
"Нагорная канава", через которую происходил сброс сточных вод, не была создана администрацией ГОсВД "город Махачкала" и на её балансе не состоит. В акте обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от "дата" отсутствуют сведения о лице, его проводившем и основания обследования территории. Ранее по аналогичным основаниям и норме КоАП РФ к административной ответственности было привлечено структурное подразделение администрации ГОсВД "город Махачкала" - УЖКХ г. Махачкалы, в связи с чем привлечение по данному делу к административной ответственности вышестоящей организации - администрации ГОсВД "город Махачкала" незаконно.
Представитель администрации ГОсВД "город Махачкала" и Управления Росприроднадзора по РД извещены о месте и времени рассмотрения дела, однако не изъявили желания участвовать в судебном заседании, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, в силу чего считаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, ознакомившись с доводами жалобы, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ административным правонарушением признается использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, образует использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судом должностными лицами Управления Росприроднадзора проведены контрольно-надзорные мероприятия по охране окружающей среды и реагирования на поступившую информацию о нарушении природоохранного законодательства в санитарно-охранной зоне КОР в пределах административной территории Кировского района г. Махачкалы по маршруту от пересечения КОР по "адрес". В ходе обследования территории (акватории) выявлены факты нарушения природоохранного законодательства, а именно: "дата" зафиксирован факт сброса сточных вод в КОР с канализационного люка, расположенного перед жилым многоквартирным домом. В поселке "Загородный" Кировского района г. Махачкалы "дата" в 14 часов 00 минут выявлен факт сброса сточных вод в КОР. В поселке Семендер на расстоянии от 8 до 10 метров от КОР, проходит так называемая "Нагорная канава", предназначенная для перехвата ливневых стоков, которая засорена, захламлена и местами перекрыта строениями, из-за чего отсутствует нормальный отток стоков.
Для выяснения обстоятельств выявленного административного правонарушения определением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по РД от "дата" назначено проведение административного расследования.
В ходе административного расследования установлено, что сбросы сточных вод в канал КОР осуществляются без очистки и обеззараживания с превышением концентраций загрязняющих веществ в составе сточных вод на фоновыми концентрациями.
КОР используется в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Махачкала.
В соответствии с. ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно постановлению главы администрации г. Махачкалы от 21.07.1998 N 348 для КОР установлена зона санитарной охраны (ЗСО) - 15 м от оси канала.
Согласно ч. 1 ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Частью 2 указанной статьи установлено, что в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ч. 15 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются, в том числе: размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; сброс сточных, в том числе дренажных, вод.
В соответствии с п. 2 ч. 17 ст. 65 ВК РФ в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: размещение отвалов размываемых грунтов.
По результатам проверки в действиях (бездействии) администрации ГОсВД "город Махачкала" выявлены нарушения требований статей 35, 44, 55, 60, 65 ВК ВФ, ст.ст. 7, 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 6 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, и виновность администрации ГОсВД "город Махачкала" в совершении административного правонарушения подтверждаются в том числе: протоколом об административном правонарушении от "дата" Nа/20167; актами обследования от "дата" N и от "дата" N; объяснением представителя филиала КОР ФГБУ "Минмелиоводхоз РД" от "дата"; протоколом испытаний воды от "дата" и экспертным заключением филиала ФГБУ "Цлати по ЮФО" - "Цлати по РД" от "дата" N.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, старший государственный инспектор Управления Росприроднадзора по РД и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о доказанности виновности администрации ГОсВД "город Махачкала" в совершении административного правонарушения.
Доказательств, подтверждающих принятие администрацией ГОсВД "город Махачкала" всех зависящих от неё мер для предотвращения совершенных действий, соблюдения природоохранного законодательства, равно как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих выполнению установленных законом обязанностей, в деле не имеется.
Доводы жалобы о том, что в ходе производства по делу не установлен субъект административного правонарушения, что в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения администрацией ГОсВД "город Махачкала" природоохранного законодательства, направленые на иную оценку доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении требований ст. 26.11 КоАП РФ, а потому не влекут отмены обжалуемых актов.
Иные изложенные в жалобе доводы также не влекут отмены обжалуемых актов, так как существенных нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, в ходе производства по делу не допущено.
Порядок привлечения администрации ГОсВД "город Махачкала" к административной ответственности соблюден.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу ст. 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену состоявшихся по делу постановлений, не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по РД ФИО3 от "дата" N о привлечении администрации ГОсВД "город Махачкала" к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, решение судьи Кировского районного суда г. Махачкалы от "дата" оставить без изменения, жалобу представителя администрации ГОсВД "город Махачкала" ФИО2 - без удовлетворения.
Судья
Верховного Суда
Республики Дагестан А-Н.К. Джарулаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.