Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РД в составе: председательствующего Хавчаева Х.А., судей Галимовой Р.С. и Гомленко Н.К., при секретаре Ибрагимовой Т.Р., рассмотрела в открытом судебном заседании от 14.11.2016г. дело по апелляционной жалобе Арсланбековой С.М. на решение Кировского районного суда г.Махачкалы от 05.08.2016г., которым постановлено:
Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО11 к Администрации ГОсВД "город Махачкала", ФИО12, ФИО11, ФИО6, ФИО7 и ФИО8 о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования.
Заслушав доклад судьи ФИО13, объяснения представителя ФИО9 ФИО10, просившего решение суда отменить, судебная коллегия
Установила:
ФИО11 обратилась в суд с иском к Администрации ГОсВД "город Махачкала", ФИО12, ФИО11, ФИО6, ФИО7 и ФИО8 (после уточнения иска) о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования, указывая на то, что 15.07.2007 г. умер ее муж Арсланбеков Б.Г. При жизни ему решением Исполкома Ленинкентского поселкового совета народных депутатов "адрес" г.Махачкалы на основании решения трудового коллектива и жилищно-бытовой комиссией и приказа дирекции совхоза им.Ленина от 06.12.1990г. (списочный N), выделен земельный участок под индивидуальное жилищное строительство площадью 0,06 га. На данном земельном участке им было начато строительство 1-этажного жилого дома, которое было закончено незадолго до его смерти в 2007 году, однако правоустанавливающих документов им получено не было, вследствие его болезни. Жилой дом имеет общую площадь 93,8 кв.м., из них жилой 67,9 кв.м. Со дня смерти она фактически приняла наследство, относилась к имуществу как к своему собственному, поскольку фактически владела и пользовалась все это время участком, оплачивала земельный налог на протяжении более чем 8 лет со дня смерти наследодателя. Другие наследники от участия в наследовании отказались.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО11 просит решение суда отменить, указывая на то, что земельный участок был выделен ее мужу Арсланбекову Б.Г. Решением Исполкома Ленинкентского поселкового совета народных депутатов "адрес" г.Махачкала на основании решения трудового коллектива и жилищно-бытовой комиссии и приказа Дирекции совхоза им.Ленина от "дата".
Суд ссылаясь на п. 1 ст. 25 ЗК РФ, согласно которому права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", считает, что право ФИО11 может возникнуть на указанный земельный участок только путем применения п.1 ст. 25 ЗК РФ без признания за ней права собственности в порядке наследования.
Установлено, что земельный участок умершему Арсланбекову Б.Г. был предоставлен на праве собственности для строительства индивидуального жилищного строительства. Арсланбеков Б.Г. умер в 2007 году. В материалах дела имеются нотариально заверенные отказы от наследства в пользу ФИО11 от остальных наследников.
Согласно ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ч.4 ст.1152 того же Кодекса принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно ст.1162 ГК РФ свидетельство о праве на наследство выдается по заявлению наследника.
Таким образом, положения о том, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства, а получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника (п. 4 ст. 1152, ст. 1162 ГК РФ) действует и в отношении недвижимого имущества и является исключением из общего правила, определяющего возникновение права на недвижимое имущество с момента государственной регистрации.
Отсутствие предусмотренной статьей 131 ГК РФ обязательной регистрации прав на недвижимое имущество, перешедшее по наследству, ограничивает возможности распоряжаться этим имуществом (продавать, дарить и т.п.), но никак не влияет, согласно названным выше требованиям закона, на факт принадлежности этого имущества на праве собственности лицу, получившему его в порядке наследования.
В соответствии со ст.28 закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда.
Суд, отказывая в удовлетворении исковых требований ссылается на п. 82 Постановления Пленума Верховного суда РФ, согласно которому суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования: на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного пунктом 9-1 (абзацы первый и третий) ст.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок (за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность) считая, что Арсланбеков Б.Г. должен был обратиться при жизни относительно регистрации за ним права собственности на земельный участок.
Данное толкование судом постановления Пленума ВС РФ является неправильным. Согласно абз.1 п. 9.1 ст.3 N-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного(бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
То обстоятельство, что регистрация права собственности на земельный участок Арсланбековым Б.Г. при жизни произведена не была, не является, с учетом указанных выше требований закона, основанием для отказа в удовлетворении иска, и не может рассматриваться как основание для исключения земельного участка из состава наследственного имущества.
Рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст.327.1 ГПК РФ, пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
В силу п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ст.1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
В соответствии с п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от "дата" N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В соответствии с ч. ч. 3, 4 ст. 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется. Граждане, обладающие на таком праве земельными участками, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона от "дата" N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.
Согласно п. 9.1 ст. 3 указанного закона, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В п. 82 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "дата" N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что
суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства
на праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного пунктом 9.1 (абзацы первый и третий) статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок (за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность).
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Арсланбекову Б. Г. (супруг истца) на основании решения Исполнительного комитета Ленинкентского поселкового совета народных депутатов от "дата" выделен(отведен) земельный участок площадью 0,06 га доля индивидуального строительства жилого дома (л.д. 48).
Из справки Администрации поселка "адрес" г.Махачкалы от 05.10.2006г. N также усматривается, что Арсланбекову Б.Г. Решением СТК, ЖБК и приказа дирекции совхоза им.Ленина от 06.12.1990г. (списочный N) выделен земельный участок под индивидуальное строительство площадью 0,06 га, на котором осуществлена регистрация домостроения по факту в МКР 1, линия 7, "адрес" (л.д.23).
ФИО11 состояла в зарегистрированном браке с Арсланбековым Б.Г., который умер 12.06.2007г. (л.д. 24).
Разрешая дело и отказывая в удовлетворении иска ФИО11 о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования, суд первой инстанции исходил из того, что ею не представлено суду доказательств, подтверждающих принадлежность ее супругу земельного участка площадью 0,06га, расположенного в "адрес" г.Махачкалы на праве собственности данным земельным участком, Арсланбеков Б.Г. при жизни не обращался относительно регистрации за ним права собственности на указанный земельный участок.
Таким образом, истцом не подтвержден факт возникновения в установленном законом порядке у ее супруга Арсланбекова Б.Г. права собственности на спорный земельный участок.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, считает их соответствующими собранным по делу доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения быть не могут, поскольку не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, направлены на иное толкование норм права и оценку доказательств, надлежащая оценка которым дана в решении суда, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм материального права и процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Кировского районного суда г.Махачкалы от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
"."
"."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.