Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи ФИО3
судей ФИО3 и ФИО3
при секретаре ФИО3,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя отдела Министерства внутренних дел России по "адрес" Республики Дагестан (далее - ОМВД России по "адрес" РД) по доверенности ФИО3 на решение Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от "дата" по административному исковому заявлению ФИО3 к отделу Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Республике Дагестан в "адрес" (далее - отдел УФМС России по РД в "адрес") о признании незаконным отказа отдела Управления Федеральной миграционной службы по Республике Дагестан в "адрес" в регистрации по месту проживания и обязании ответчика зарегистрировать её по месту жительства.
Заслушав доклад судьи ФИО3, Судебная коллегия,
установила:
ФИО3 обратилась в суд с административным исковым заявлением к отделу УФМС России по РД в "адрес" о признании незаконным отказа отдела УФМС по РД в "адрес" в регистрации по месту проживания и обязании ответчика зарегистрировать её по месту жительства.
Свои требования ФИО3 обосновала тем, что она с 1992 года проживает по адресу: Республика Дагестан, "адрес", вместе с супругом и двумя детьми, один из которых является ".". Собственником жилого домовладения, где они проживают, является ФИО3, т.е. её свекор.
"дата" после замены паспорта она хотела прописаться по фактическому месту жительства (Республика Дагестан, "адрес"). Ранее она была прописана в домовладении матери по адресу: Республика Дагестан, "адрес".
При её обращении должностным лицом отдела УФМС по РД в "адрес" были совершены следующие действия. "дата" за N должностным лицом направлен в её адрес ответ на её заявление. Однако на "дата" к ней письмо не поступило. По её устному требованию в начале июня 2016 года ей выдали копию ответа на её заявление. Согласно данного ответа, ей отказано в регистрации по месту её фактического проживания.
С данным решением она не согласна, т.к. согласно ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Статья 6 Закона Российской Федерации от "дата" N "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации.
Решением "адрес" районного суда Республики Дагестан от "дата" постановлено:
"Административное исковое заявление ФИО3 к отделу Управления Федеральной миграционной службы по РД в "адрес" о признании незаконным отказа отдела УФМС по РД в "адрес" в регистрации по месту проживания и обязании ответчика зарегистрировать её по месту жительства, удовлетворить.
Признать действия отдела УФМС России по РД в "адрес" по отказу в регистрации ФИО3 по месту жительства по адресу: РД, "адрес" незаконными.
Обязать отдел УФМС России по РД в "адрес" зарегистрировать ФИО3 по месту жительства по адресу: РД, "адрес"".
Не согласившись с указанным решением суда, представителем ОМВД России по "адрес" РД по доверенности ФИО3 подана апелляционная жалоба, в которой он просит об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы представителем ОМВД России по "адрес" РД указано, что заявителем в отдел УФМС России по РД в "адрес" для регистрации по месту жительства не был представлен весь перечень документов, предусмотренных в Законе РФ от 25.06.1993г. N5242-1.
Представителем ФИО3 по доверенности ФИО3 на апелляционную жалобу поданы письменные возражения, в которых он просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение суда - без изменения, считая его законным и обоснованным.
В суде апелляционной инстанции представитель ФИО3 по доверенности ФИО3 поддержал свои возражения и просил решение суда оставить без изменения по основаниям, приведённым в возражении на апелляционную жалобу.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ)).
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, присутствующих в судебном заседании, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела ФИО3 обратилась в отдел УФМС России по РД в "адрес" с заявлением о регистрации её по месту жительства по адресу: РД, "адрес", владельцем которого, согласно сведений из выписки из похозяйственной книги N, выданного главой администрации МО " "адрес"" Кадиевым P.P., является её свекор ФИО3
Регистрация ФИО3 отделом УФМС России по РД в "адрес" не произведена.
Как следует из представленного суду письма от "дата" N (л.д. 9), ФИО3 разъяснено, что собственнику жилого помещения, в котором ФИО3 будет регистрироваться, необходимо представить документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию, договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права).
Признавая указанные требования работника отдела УФМС России по РД в "адрес" незаконными, суд исходил из того, что ФИО3 был представлен в УФМС необходимый перечень документов, предусмотренный законом.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Статьей 3 Закон Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1) установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 гражданин Российской Федерации, обратившийся к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме о регистрации по месту пребывания или жительства, обязан предъявить: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктами 26 и 26.1 Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288 (далее - Административный регламент) предусмотрено, что для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию:
документ, удостоверяющий личность;
заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6;
документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением).
ФИО3 в суде первой инстанции поясняла, что при её обращении в отдел УФМС России по РД в "адрес" вместе с заявлением о регистрации по месту жительства было подано заявление от собственника жилого дома ФИО3 о согласии на её регистрацию в его жилом доме, а также выписка из похозяйственной книги N на ФИО3 Более того, ФИО3 вместе с ней был в отделе УФМС России по РД в "адрес", и также устно заявлял должностным лицам отдела о том, что он согласен на её регистрацию в его жилом доме.
Данные доводы истицы в суде первой инстанции также подтвердил ФИО3
Согласно выписке из похозяйственной книги N от "дата" жилой по адресу РД, "адрес", 1997 года постройки, общей площадью 88 кв.м. и жилой площадью 63 кв.м., принадлежит ФИО3 на праве частной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от "дата" N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от "дата" N 122-ФЗ) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, суд первой инстанции приходит к верному выводу о том, что выписка из похозяйственной книги N является документом, подтверждающим право собственности ФИО3 на недвижимое имущество - жилой "адрес" года постройки по адресу: РД, "адрес".
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Учитывая установленные судом первой инстанции обстоятельства, принимая во внимание, что имеется согласие собственника жилого дома по адресу: РД, "адрес" - ФИО3 на регистрацию ФИО3 в данном жилом доме; представлен документ, подтверждающий право собственности ФИО3 на данный жилой дом, в котором зарегистрированы члены семьи ФИО3, суд первой инстанции приходит к правильному выводу о том, что ФИО3 в отдел УФМС России по РД в "адрес" был предоставлен необходимый и достаточный пакет документов, для её регистрации по месту жительства.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, доводы жалобы не содержат.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
определила:
решение "адрес" районного суда Республики Дагестан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя отдела Министерства внутренних дел России по "адрес" Республики Дагестан по доверенности ФИО3 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.