Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.,
судей Кавуновой В.В., Дмитриевой О.С.,
при секретаре Рогожиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Министерства финансов Российской Федерации на решение Краснощековского районного суда Алтайского края от 05 сентября 2016 года
по делу по иску Сергеева А. Н., Сергеевой Д. А., Сергеевой Т. Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Сергеева Я. А. к администрации Краснощековского района Алтайского края, Администрации Алтайского края, Главному Управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на получение государственного жилищного сертификата.
Заслушав доклад судьи Кавуновой В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сергеева Т.Н., Сергеев А.Н., Сергеева Д.А., Сергеев Я.А. обратились в суд с иском к указанным ответчикам о признании права на получение государственного жилищного сертификата.
В обоснование требований указали, что в результате паводка в мае-июне 2014 года, пришло в негодность жилое помещение площадью "данные изъяты", в котором они постоянно проживают в "адрес" Алтайского края.
Распоряжение Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** истцы включены в список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов (далее - ГЖС), лишившихся жилого помещения в результате последствий паводка 2014 года на территории Алтайского края.
Уведомлением Главного Управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края за *** сообщено, что документы в отношении семьи истцов на получение ГЖС были возвращены письмом МЧС России в Администрацию Алтайского края без согласования. В обоснование отказа МЧС России ссылается на позицию Министерства финансов Российской Федерации, изложенную в письме от ДД.ММ.ГГ о том, что формирование списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате ЧС, на получение ГЖС, должно осуществлять с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.2015 N 213 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций".
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истцы просили признать за ними право на получение государственного жилищного сертификата на общую площадь "данные изъяты" в качестве граждан, лишившихся жилого помещения в результате паводка от сильных дождей, прошедших в мае - июне 2014 года на территории Краснощековского района Алтайского края; обязать ответчиков предоставить им государственный жилищный сертификат на общую площадь "данные изъяты"; обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решением Краснощековского районного суда Алтайского края от 05 сентября 2016 года исковые требования удовлетворены частично.
За Сергеевой Т. Н., ДД.ММ.ГГ года рождения, Сергеевым А. Н., ДД.ММ.ГГ года рождения, Сергеевой Д. А., ДД.ММ.ГГ года рождения, Сергеевым Я. А., ДД.ММ.ГГ года рождения признано право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом N *** по "адрес" Алтайского края, общей площадью "данные изъяты", в результате паводка от сильных дождей, прошедших в мае - июне 2014 года на территории Краснощековского района Алтайского края.
На Министерство финансов Российской Федерации возложена обязанность предоставить Сергеевой Т. Н., ДД.ММ.ГГ года рождения, Сергееву А. Н., ДД.ММ.ГГ года рождения, Сергеевой Д. А., ДД.ММ.ГГ года рождения, Сергееву Я. А., ДД.ММ.ГГ года рождения, государственный жилищный сертификат на общую площадь "данные изъяты"
В иске к администрации Краснощековского района Алтайского края, Администрации Алтайского края, Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, МЧС России отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство финансов Российской Федерации просит решение суда изменить, обязать МЧС России предоставить в Министерство финансов Российской Федерации доработанные списки на согласование в соответствии с п.6 Порядка и обязать Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края выдать истцам ГЖС на общую площадь "данные изъяты" после получения соответствующих бланков из Министерства финансов Российской Федерации.
В обоснование жалобы указывает, что распоряжением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** истцы включены в список граждан - получателей ГЖС, лишившихся жилого помещения в результате паводка 2014 года на территории Алтайского края. Список, в который были включены истцы, письмом Министерства финансов Российской Федерации возвращен без согласования в МЧС России. В обоснование отказа в согласовании Министерство финансов Российской Федерации проинформировало, что формирование Списка должно осуществляться с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.2015 N 213 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций", а также положений Порядка выпуска и погашения ГЖС. Кроме того, письмом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** представлена информация относительно документов на выдачу сертификатов от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ. Указанные документы Министерством финансов России рассмотрены и возвращены в полном объеме на доработку в МЧС России. До настоящего времени в Министерство финансов России доработанные документы не представлены.
Согласно пункту 8 Порядка, ответственность за достоверность сведений, содержащихся в списке, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждающие этот Список. На уровне Алтайского края уполномоченным государственным органом исполнительной власти по работе с ГЖС, выдаваемым гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, согласно Постановлению Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** и Указу Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** является Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края. Указанные обстоятельства судом не приняты во внимание. Истцам в удовлетворении исковых требований к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края и МЧС России отказано.
В возражениях на апелляционную жалобу Главное Управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель отметчика Министерства финансов Российской Федерации - Крымова Р.А. доводы жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении не заявили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность постановленного судом решения в пределах доводов жалобы по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и нарушением норм материального права (п.п.3,4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в статье 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
07.06.1995 Правительством Российской Федерации принято Постановление N561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", в соответствии с которым признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилье является единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.
В силу пункта 2 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 N982, сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований.
Таким образом, государством гарантируется предоставление жилья посредством выдачи государственного жилищного сертификата гражданам, которые, имея жилое помещение и проживая в нем на законных основаниях, лишились его в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. При этом жилое помещение, в котором проживали граждане, претендующие на получение жилищного сертификата, должно быть для них единственным и постоянным местом жительства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации Краснощековского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** в связи с тяжелой паводковой ситуацией объявлен режим чрезвычайной ситуации в "адрес".
Жилой дом общей площадью "данные изъяты" по "адрес" находился в зоне затопления и стал непригодным для проживания, что подтверждается актом обследования и заключением о признании жилого помещения непригодным для проживания.
"данные изъяты" доля указанного жилого дома принадлежит на праве собственности Сергеевой Т.Н. и Сергееву А.Н. Вместе с ними в данном жилом помещении проживают их дети - Сергеева Д.А. и Сергеев Я.А. Однако, все члены семьи зарегистрированы по адресу: "адрес".
Во второй половине указанного жилого дома никто не зарегистрирован и не проживает. Сведения о собственнике второй доли в праве собственности на спорный жилой дом в администрации Усть - Пустынского сельсовета Краснощековского района Алтайского края и Управлении Росреестра по Алтайскому краю отсутствуют.
Согласно распоряжению Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** утвержден сводный реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания в результате последствий паводка. Жилой дом истцов указан в нем как двухквартирный дом по адресу: "адрес" Алтайского края.
Распоряжением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** утвержден список граждан на получение ГЖС, в который включены истцы составом семьи 4 человека и площадью предоставляемого жилого помещения "данные изъяты" по адресу: "адрес" Алтайского края.
Письмом МЧС России от ДД.ММ.ГГ *** документы по выдаче ГЖС истцам были возвращены без согласования.
Разрешая спор при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами права, пришел к выводу об обоснованности заявленных истцами требований и наличии оснований для признания за истцами права на получение ГЖС. При этом исходил из того, что1/2 доля жилого дома по "адрес" и квартира N *** по "адрес" являются одним объектом недвижимого имущества, указанное жилое помещение непригодно для проживания в результате чрезвычайной ситуации, являлось единственным местом жительства истцов, площадь утраченного жилого помещения составляла "данные изъяты"
Решение суда в указанной части сторонами не обжалуется, в связи с чем, судебной коллегией не проверяется.
Разрешая требования истцов о возложении на ответчиков обязанности предоставить государственный жилищный сертификат на общую площадь "данные изъяты", суд пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство финансов Российской Федерации и на него должна быть возложена обязанность предоставить истцам государственный жилищный сертификат.
Судебная коллегия с указанным выводом суда не может согласиться по следующим основаниям.
Согласно п.6 "Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 N 982 (ред. от 12.03.2015) выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата (далее - список).
На основании заявления гражданина, чье жилое помещение было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, и после проведения сверки сведений, указанных в заявлении, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина (для детей - свидетельство о рождении), органом местного самоуправления подготавливается список по форме согласно приложению N 3(1), который подписывается главой местной администрации муниципального образования, на территории которого проживают граждане, лишившиеся жилого помещения.
Начальник главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации подписывает списки, подтверждая нахождение адресов граждан в зоне чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, совершения террористического акта или проведения мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями.
Руководитель территориального органа Федеральной миграционной службы проверяет списки граждан на соответствие указанных в них сведений об адресе регистрации по месту жительства и паспорте сведениям об этих гражданах, которые находятся в распоряжении Федеральной миграционной службы, после чего подписывает их.
Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.
Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждающие список, несут ответственность за достоверность и полноту сведений, содержащихся в списке (п.8 "Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями").
Из материалов дела следует, что распоряжением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** истцы включены в список граждан-получателей ГЖС, лишившихся жилого помещения в результате паводка 2014 года на территории Алтайского края, который письмом МЧС России от ДД.ММ.ГГ возвращен без согласования. При этом указано, что после предоставления Правительством Алтайского края нового комплекта обосновывающих документов МЧС России внесет на рассмотрение в Министерство финансов России, а затем в Правительство Российской Федерации соответствующий проект распоряжения Правительства Российской Федерации.
Постановлением Администрации Алтайского края от 15.04.2009 N 158 (ред. от 24.06.2015) в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 N 982 "Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края определено уполномоченным органом по работе с государственными жилищными сертификатами, выдаваемыми гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Таким образом, надлежащими ответчиками по требованиям о признании за истцами права на получение ГЖС являются и Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, поскольку правовое значение имеет включение граждан в списки, формируемые и утверждаемые на уровне субъекта Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.
Поскольку право на получение государственного жилищного сертификата признано за истцами, решение суда повлечет необходимость принятия уполномоченными органами государственной власти мер для обеспечения их указанным сертификатом, в связи с чем требования истцов о возложении обязанности предоставить ГЖС, являются преждевременными.
Порядок действий уполномоченных органов по выпуску и погашению государственных жилищный сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 N 982, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу, что требования истцов о возложении на ответчиков обязанности предоставить истцам государственный жилищный сертификат на общую площадь "данные изъяты" удовлетворению не подлежат, поскольку суд в силу статей 10 и 118 Конституции Российской Федерации не вправе подменять государственные и муниципальные органы или выполнять их функции.
На основании изложенного, решение суда в части возложения на Министерство финансов Российской Федерации обязанности предоставить истцам государственный жилищный сертификат на общую площадь "данные изъяты" подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Министерства финансов Российской Федерации удовлетворить частично.
Решение Краснощековского районного суда Алтайского края от 05 сентября 2016 года в части возложения на Министерство финансов Российской Федерации обязанности предоставить Сергеевой Т. Н., ДД.ММ.ГГ года рождения, Сергееву А. Н., ДД.ММ.ГГ года рождения, Сергеевой Д. А., ДД.ММ.ГГ года рождения, Сергееву Я. А., ДД.ММ.ГГ года рождения государственный жилищный сертификат на общую площадь "данные изъяты" отменить с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.