Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.
судей Дмитриевой О.С., Кавуновой В.В.
при секретаре Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков администрации г. Барнаула, комитета жилищно - коммунального хозяйства г. Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 18 августа 2016 года
по делу по иску Г.В.Н. к администрации города Барнаула, комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания, включении лиц в качестве членов семьи в договор социального найма.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Г.В.Н. обратился в суд с настоящим иском, предъявив первоначально требования к администрации Центрального района г. Барнаула, указав, что является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается договором социального найма от ДД.ММ.ГГ ***.
Межведомственной комиссией дано заключением о признании многоквартирного дома по адресу: "адрес", аварийным и подлежащим сносу (заключение *** от ДД.ММ.ГГ). Администрацией г. Барнаула издано распоряжение ***-р от ДД.ММ.ГГ об отселении физических лиц из домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, с указанием даты отселения - ДД.ММ.ГГ.
Согласно техническому заключению по результатам обследования строительных конструкций указанного жилого дома техническое состояние строительных конструкций здания определяется как неудовлетворительное в связи с высокой степенью их физического износа (73%). Квартиры в доме имеют печное отопление, что увеличивает риск пожара из-за сильного перекоса здания. В 2009 году в результате пожара была повреждена крыша дома, стены, перекрытия. Капитальный ремонт дома не проводился.
В настоящее время дом находится в аварийном состоянии, что создает угрозу для жизни и здоровья проживающих в нем людей.
На основании изложенного и положений ст.ст. 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации истцом заявлены требования о возложении на администрацию Центрального района г. Барнаула обязанности предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям применительно к условиям г. Барнаула, равнозначное по площади (не менее *** кв.м.) и находящееся в черте г. Барнаула, включении в договор социального найма в качестве членов семьи нанимателя Л.Е.В., и Л.В.Ю.
В ходе рассмотрения дела произведена замена ненадлежащего ответчика администрации Центрального района г. Барнаула на администрацию г. Барнаула, комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 18 августа 2016 года исковые требования Г.В.Н. удовлетворены в части.
На администрацию г.Барнаула возложена обязанность предоставить на основании договора социального найма Г.В.Н. благоустроенное применительно к условиям г. Барнаула жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте г.Барнаула, общей площадью не менее *** кв.м.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Взысканы с администрации г. Барнаула в пользу Г.В.Н. расходы по уплате государственной пошлины в размере ***.
В апелляционной жалобе ответчик администрация г. Барнаула просит решение отменить, ссылаясь на то, что предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, по общему правилу является нахождение малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещениях. Истец на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоит, малоимущим не является. Его объективная нуждаемость в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ судом не проверялась.
Ответчик комитет жилищно - коммунального хозяйства г. Барнаула просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, поскольку для применения ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимо признание в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении. Принятие решения о сроках отселения граждан в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу отнесено к компетенции органа местного самоуправления, который не может быть подменен судом. По настоящему делу орган местного самоуправления с иском о выселении истца из спорного жилого помещения не обращался. Следовательно, положения ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации по данному делу не применимы.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы представитель истца и третье лицо Л.Е.В. против удовлетворения жалобы возражала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционных жалоб в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Г.В.Н. является нанимателем жилого помещения по адресу: "адрес", площадью 15,3 кв.м., что подтверждается договором социального найма от ДД.ММ.ГГ ***.
Согласно выписке из домовой книги истец Г.В.Н., Л.В.Ю., Л.Е.В. проживают в данном жилом помещении, последние зарегистрированы по месту пребывания на срок до ДД.ММ.ГГ.
Заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГ *** жилой дом по "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу на основании п. 33 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Положения о признании помещения, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Постановлением администрации г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** "Об изъятии земельного участка и жилого дома по "адрес"" данный земельный участок и доли в праве общей долевой собственности на жилой дом изъяты для муниципальных нужд у собственников жилого дома.
Распоряжением администрации г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ ***-р установлен срок выполнения работ по сносу дома по "адрес" до ДД.ММ.ГГ. Согласно п. 3 распоряжения в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный в распоряжении, не осуществят снос многоквартирного дома, они подлежат отселению в порядке и по основаниям, предусмотренным ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, до ДД.ММ.ГГ. В п. 4 распоряжения указано, что гражданам, проживающим в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма, предоставить другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма в порядке, предусмотренном ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
До настоящего времени снос указанного жилого дома не произведен, другое благоустроенное помещение истцу не предоставлено.
Разрешая спор при таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о возложении на ответчика администрацию г. Барнаула обязанности по предоставлению истцу жилого помещения, равноценного занимаемому.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.