Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Цибиной Т.О.
судей Блинова В.А., Параскун Т.И.
при секретаре С.Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе
ответчика КГКУ "Региональное жилищное управление" на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 25 августа 2016 по делу по иску Ч.М.А. к Главному управлению Алтайского края строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, КГКУ "Региональное жилищное управление" о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ч.М.А. обратилась в суд с иском к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края об обязании ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение.
В обоснование требований указала на то, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом ответчика она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями с ДД.ММ.ГГ.
В настоящее время Ч.М.А. зарегистрирована в "адрес" Алтайского края на основании устной договоренности с нанимателем, собственного жилья не имеет, на условиях социального найма жилое помещение не получала, нуждается в жилом помещении.
В силу положений ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N15-ФЗ), ст. 17.1 Закона Алтайского края N 136-ЗС от 12.12.2006 "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" (в редакции Закона Алтайского края от 11.10.2012 N 74-ЗС), положений Жилищного кодекса РФ, полагает, что у ответчика имеется обязанность по обеспечению истца жилым помещением по договору специализированного найма, которая не исполнена до настоящего времени.
Ссылаясь на эти обстоятельства, истица просила суд обязать ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не менее 33 кв.м., по месту жительства в границах муниципального образования "адрес" Алтайского края.
При рассмотрении спора судом в качестве соответчика привлечено КГКУ "Региональное жилищное управление".
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 25 августа 2016 исковые требования удовлетворены.
На КГКУ "Региональное жилищное управление" возложена обязанность предоставить Ч.М.А. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Алтайского края по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв.м., если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 квадратных метров, на территории "адрес" Алтайского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
В апелляционной жалобе ответчик КГКУ "Региональное жилищное управление" просит об отмене решения, ссылаясь на то, что выводы суда, изложенные в решении, являются преждевременными, поскольку права истца не нарушены. Истица не имеет права на внеочередное предоставление жилого помещения, поэтому решением суда права неограниченного круга лиц, включенных в список на получение жилья ранее истицы, с даты подачи заявления о признании нуждающимися в жилых помещениях.
Кроме того, суд не учел, что для исполнения решения суда необходим срок для проведения мероприятий по приобретению жилых помещений и предоставлению их по договорам найма специализированного жилого помещения. Ходатайство ответчика об установлении срока исполнения решения судом необоснованно отклонено.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчика истица Ч.М.А. просит решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что по правилам ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда постановленным законно и обоснованно.
Согласно абз. 1,3 п. 1, п.п. 3, 7, 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абз.1 п.1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п.1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями" до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статья 8 Федерального закона N 159-ФЗ, как и другие нормы указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, Ч.М.А., ДД.ММ.ГГ г.р., относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно информации Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ сведения о Ч.М.А. включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по дате подачи заявления о постановке на учет - ДД.ММ.ГГ. (л.д.6)
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информацией Целинного производственного участка Бийского отделения ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю сведения о принадлежности объектов недвижимости Ч.М.А. отсутствуют.
Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истица, имея статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также учитывая отсутствие у нее в собственности жилых помещений, имеет право на получение жилого благоустроенного помещения на территории "адрес" Алтайского края по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм, органы власти в нарушение действующего законодательства не исполнили своего обязательства, не обеспечив ее жилым помещением, в связи с чем на ответчика должна быть возложена обязанность по предоставлению истцу жилого помещения.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается как основанными на верном применении норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном обязании ответчика предоставить истцу жилое помещение во внеочередном порядке, что нарушает права неограниченного круга лиц, включенных ранее истца в список, судебной коллегией признаются несостоятельными.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ положения о том, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не устанавливает положения о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений соответствующей категории граждан в соответствии с какой-либо очередностью.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Более того, доводы жалобы о внеочередном предоставлении истцу жилья противоречат буквальному содержанию решения суда, в котором отсутствует указание о внеочередном предоставлении жилого помещения.
Нельзя признать обоснованным также и довод жалобы о том, что суд не учел, что для исполнения решения необходим срок для проведения мероприятий по приобретению жилых помещения и предоставлению их по договорам найма специализированного жилого помещения.
Исходя из анализа положений Федерального закона N159-ФЗ, Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае", Закона Алтайского края от 12 декабря 2006 года N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств (по достижении указанными лицами 18 лет, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и пр.). При этом реализация права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от очередности, наличия достаточного финансирования необходимых для этого мероприятий, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования.
Более того, по смыслу статьи 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе установить срок исполнения решения суда, однако в законе отсутствует норма, обязывающая суд устанавливать такой срок и определяющая его продолжительность.
Приведенные в жалобе обстоятельства не являются основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод гражданина.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия находит решение суда постановленным законно и обоснованно.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 25 августа 2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика КГКУ "Региональное жилищное управление" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.