Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего Зацепина Е.М.,
при секретаре Сунцовой А.В.,
с участием прокурора Фроловой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО к окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу *** о признании решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Алтайского краевого Законодательного собрания по одномандатному избирательному округу *** от ДД.ММ.ГГ *** об отказе ФИО в регистрации кандидатом в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу *** незаконным, возложении обязанности принять решение о регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от ДД.ММ.ГГ *** назначены выборы депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания седьмого созыва на 18 сентября 2016 года.
Решением избирательной комиссии Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** сформирована окружная избирательная комиссия по выборам депутатов "адрес"вого Законодательного Собрания седьмого созыва по одномандатному избирательному округу *** (далее ОИК ***, окружная избирательная комиссия).
Решением ОИК *** от ДД.ММ.ГГ *** ФИО отказано в регистрации кандидатом в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания седьмого созыва по одномандатному избирательному округу ***, со ссылкой на выявление более 10 процентов недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
ФИО обратился в суд с заявлением, в котором просил признать указанное решение незаконным и обязать окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания седьмого созыва по одномандатному избирательному округу *** принять решение о регистрации ФИО кандидатом в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу ***. Также просил привести решение суда к немедленному исполнению.
В обоснование своих требований административный истец указал, что ОИК *** нарушен порядок проведения проверки подписей избирателей при осуществлении первоначальной выборочной проверки. В соответствии с Федеральным законом, подпись избирателя признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке.
По запросу председателя ОИК *** ВРИО начальника Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Алтайскому краю ФИО были представлены результаты проверки в отношении избирателей в поддержку кандидата в депутаты в виде сводной таблицы на 6 листах. Форма результатов проверки соответствует предъявляемой к ней требованиям, указанным в приложении к протоколу *** соглашения о взаимодействии Центральной избирательной комиссии РФ и Федеральной миграционной службы РФ от ДД.ММ.ГГ.
Административный истец утверждает, что вывод окружной избирательной комиссии о недействительности 105 подписей избирателей по указанному выше основанию незаконным, поскольку из содержания справки Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Алтайскому краю следует, что в представленных данных об избирателях, несоответствующими действительности сведения являются лишь в отношении 63 избирателей, проставивших подписи в поддержку кандидата. Общее количество подписей избирателей, которые могли быть признаны недействительными по итогам первоначальной проверки составляет не более 75 подписей с учетом 12 подписей, признанных недействительными по иным основаниям, что составляет 9,07% от отобранных для проверки подписей.
В судебном заседании административный истец ФИО и его представитель ФИО на удовлетворении административного искового заявления настаивали по основаниям в нем изложенным. Дополнительно пояснили, что вторая таблица сведений, содержащихся в подписных листах с отражением результатов проверки, которая использовалась ОИК *** при проведении проверки, не является официальной справкой органа, осуществляющего регистрацию граждан РФ, поскольку в ней отсутствует подпись должностного лица Управления по вопросам миграции, проводившего проверку. Кроме того, ФИО не было вручено сопроводительное письмо, которым вторая таблица была направлена в ОИК ***.
Представители административного ответчика ОИК *** ФИО и ФИО в судебном заседании требования административного истца не признали, просили отказать в их удовлетворении. Полагали, что проверка подписей избирателей была проведена в установленном законом порядке.
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Алтайского края ФИО просила в удовлетворении заявленных требований отказать, представила письменные возражения, согласно которым ОИК *** для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, использует подсистему "Регистр избирателей, участников референдума" ГАС "Выборы". При выявлении расхождений между персональными данными избирателя, содержащимися в подписном листе и в Регитсре, либо при отсутствии в Регистре данных об избирателе для получения официальной справки о действительности данных, содержащихся в подписном листе, в территориальный орган, осуществляющий регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, направляется запрос, подписанный председателем окружной избирательной комиссии или руководителем Рабочей группы. После получения официальной информации органа регистрационного учета делается вывод о достоверности либо недействительности подписи избирателя в соответствии с подпунктом "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, пунктом 3 статьи 51.1 Кодекса. ОИК *** осуществила проверку сведений об избирателях, указанных в подписных листах с информацией Регистра. На основании выявленных расхождений был подготовлен и направлен запрос в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Алтайскому краю.
УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГ представило итоги проверки сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Указанная информация была представлена в форме двух таблиц с соответствующими сопроводительными письмами.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора ФИО об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии с частью 10 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее ФЗ N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 24 статьи 38 ФЗ N 67-ФЗ если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей основанием для отказа в регистрации кандидата является выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (пп. "г.1"), а также недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д").
Аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата в депутаты содержатся в подпункте 4.1 пункта 4 статьи 52 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве от ДД.ММ.ГГ *** - ЗС.
Согласно пункту 1 статьи 38 ФЗ N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
На выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов (пункт 1.2 статьи 37 ФЗ N 67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 127 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам необходимо 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Решением Избирательной комиссии Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О количестве подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов, и максимальном количестве подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов, представляемом в соответствующие избирательные комиссии для регистрации кандидата, краевого списка кандидатов на выборах депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания седьмого созыва ДД.ММ.ГГ" определено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания, выдвинутого по одномандатному избирательному округу *** подписи избирателей, максимальное количество подписей - 1818.
Согласно положениям статьи 49 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве, Комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов, муниципального списка кандидатов, выдвижения инициативы проведения референдума, отзыва требованиям Федерального закона, Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, настоящего Кодекса, а также достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах (пункт1).
В этих целях избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие группы из числа членов комиссии, работников аппарата комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Алтайского края, а также иных государственных органов. Эксперты привлекаются к проверке по согласованию с руководителями соответствующих органов, учреждений и организаций. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Такие заключения излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе (пункт 3).
По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 4).
Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (пункт 5).
Если количество недостоверных и недействительных подписей, выявленных при выборочной проверке, составит 10 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, проводится дополнительная проверка в установленном настоящей главой порядке еще пятнадцати процентов подписей от необходимого для регистрации кандидата, назначения референдума, отзыва количества подписей избирателей (пункт 6).
Если суммарное количество недостоверных и недействительных подписей, выявленных при выборочной проверке, составит 10 и более процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи и статьей 50 настоящего Кодекса, комиссия прекращает дальнейшую проверку подписных листов и отказывает в регистрации кандидата, в проведении референдума, отзыва (пункт 7).
Основания признания подписей недействительными предусмотрены пунктом 6.4 статьи 38 ФЗ N 67-ФЗ.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГ ФИО в окружную избирательную комиссию представлены 232 подписных листа с 1818 подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, которые были сброшюрованы в папки, на основании пункта 2 статьи 50 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве посредством случайной выборки в присутствии кандидата было отобрано пятьдесят процентов (827 подписей) от необходимого для регистрации кандидата количества подписей (1653 подписи) в поддержку кандидата для проверки.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГ достоверности подписей избирателей составлен протокол проверки подписных листов, отобранных для первоначальной проверки, в соответствии с которым количество недостоверных (недействительных) подписей избирателей составило 117, то есть 14,15% от необходимого количества подписей, отобранных для проверки. В этом же протоколе, в соответствии с пунктом 6 статьи 49 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве, избирательной комиссией было принято решение о проведении дополнительной проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей, в связи с чем, посредством случайной выборки в присутствии кандидата было отобрано еще 15% (248 подписей) от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку выдвижения кандидата.
По результатам проверок составлен итоговый протокол проверки подписных листов, датированный ДД.ММ.ГГ, согласно которому для проверки было отобрано 1075 подписей избирателей, 154 подписи избирателей признаны недействительными, что составляет 14,33% от общего числа подписей, отобранных для проверки.
В соответствии с п.7 ст. 49 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве если суммарное количество недостоверных подписей, выявленных при выборочной проверке, составит 10 и более процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке, в соответствии с п. 6 настоящей статьи и статьи 50 настоящего Кодекса, комиссия прекращает дальнейшую проверку подписных листов и отказывает в регистрации кандидата, краевого списка кандидатов.
ДД.ММ.ГГ окружной избирательной комиссией принято решение об отказе ФИО в регистрации кандидатом в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу ***, поскольку в результате проверки выявлено более 10 процентов недействительных подписей (154 подписи или 14,33 процентов).
Окружной избирательной комиссией признаны недействительными подписи избирателей по следующим основаниям:
- 4 подписи признаны недействительными, поскольку повторяется подпись одного и того же избирателя (п. 6.2 ст. 38 Федерального закона);
- 139 подписей признаны недействительными, поскольку сведения об избирателе не соответствуют действительности на основании справок УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ *** и от ДД.ММ.ГГ *** (пп. "в" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона, п. 3 ст. 51.1 Кодекса);
1 подпись признана недействительной, поскольку не указана дата собственноручного внесения избирателем своей подписи (пп. "г" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона, п. 4 ст. 51.1 Кодекса);
1 подпись признана недействительной, поскольку имеются неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя на основании справки ГУ МВД России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ *** (пп. "е" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона, п. 6 ст. 51.1 Кодекса);
8 подписей признаны недействительными, поскольку дата внесения подписи избирателя проставлена им несобственноручно на основании справок ГУ МВД России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ *** и от ДД.ММ.ГГ *** (пп. "е" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона, п. 6 ст. 51.1 Кодекса);
1 подпись признана недействительной, поскольку имеются неоговоренные избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, исправления в сведениях об избирателе (пп. "ж" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона, п. 7 ст. 51.1 Кодекса).
Доводы административного искового заявления о том, что вывод ОИК *** о недействительности 105 подписей на основании справки органа регистрационного учета является незаконным ввиду отсутствия официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации, а также о несоответствии оформления таблицы по проверке достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, установленной форме, несостоятельны.
Суд, осуществляющий повторную проверку сведений, содержащихся в подписных листах, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенного в Определении от ДД.ММ.ГГ ***-О, в целях проверки законности и обоснованности решения избирательной комиссии, не может быть связан исключительно данными официальной справки уполномоченного государственного органа, использованной избирательной комиссией, - он вправе запросить у уполномоченного органа информацию, необходимую для проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, при наличии достаточных сомнений в обоснованности выводов избирательной комиссии об их несоответствии действительности и должен выносить свое решение на основе оценки всей совокупности доказательств, отвечающих требованиям допустимости, относимости и достоверности.
Кроме того, согласно части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении дел по жалобам на нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации не связан основаниями и доводами заявленных требований и вправе в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным правоотношениям, определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дел.
Вопреки доводам административного истца об отсутствии доказательств недействительности 105 подписей избирателей, указанных в протоколе итогов проверки подписных листов, отобранных для первоначальной проверки от ДД.ММ.ГГ на основании справки органа регистрационного учета, суд, основываясь на информации результатов проверки, проведенной по запросу суда УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю исходящий *** от ДД.ММ.ГГ, приходит к выводу, что из указанных заявителем 827 подписей избирателей, сведения об избирателе не соответствуют действительности 119 подписей (N папки, листа, подписи: 6-2-1, 6-2-2, 6-2-10, 6-3-3, 6-3-8, 6-3-9, 6-3-10, 6-4-2, 6-4-6, 6-5-2, 6-6-7, 6-7-1, 6-7-9 6-8-3, 6-9-7, 6-12-1, 6-12-3, 6-14-4, 6-15-1, 6-15-2, 6-17-6, 6-17-7, 6-19-1, 6-19-9, 6-20-5, 6-22-1, 6-25-5, 3-1-3, 3-3-1, 3-3-8, 3-5-7, 3-5-10, 3-6-1, 3-6-2, 3-6-4, 3-7-5, 3-8-3, 3-8-4, 3-8-6, 3-9-2, 3-9-3, 3-9-4, 3-10-2, 3-11-8, 3-11-10, 3-12-1, 3-12-4, 3-12-6, 3-12-7, 3-16-2, 3-16-4, 3-16-6, 3-17-10, 3-22-1, 3-22-2, 3-22-3, 3-22-5, 3-22-6, 3-24-1, 3-24-5, 3-26-5, 3-27-10, 2-10-1, 2-10-7, 2-11-3, 2-11-4, 2-12-10, 2-13-6, 2-15-3, 2-15-4, 2-15-9, 2-18-4, 2-19-6, 2-20-8, 2-20-9, 2-22-1, 2-22-3, 2-22-7, 2-23-1, 2-23-2, 2-23-3, 3-28-5, 3-31-5, 3-31-9,3-32-6, 3-32-7, 3-32-8, 3-34-2, 3-36-3, 3-36-4, 3-37-4, 3-38-6, 3-39-2, 2-2-4, 2-5-4, 2-5-6, 2-5-7, 2-5-9, 2-6-1, 2-7-4, 2-7-8, 2-8-4, 2-23-7, 2-24-9, 2-27-2, 2-28-3, 2-28-5, 2-32-1, 2-33-3, 2-33-4, 2-33-5, 2-35-3, 2-35-6, 2-37-8, 2-37-10, 2-37-6, 2-38-7, 2-38-8). При этом избирательной комиссией из указанных, подписи 3-12-1, 3-22-6, 3-38-6 недействительными не признавались, а подписи 6-2-4 и 2-30-8 ошибочно признаны недействительными. 12 подписей избирателей были исключены ОИК *** по иным основаниям, которые не оспаривались административным истцом. Таким образом, судом в результате проверки подлинности подписей исключены подписи 6-2-4 и 2-30-8 из числа признанных недействительными. Следовательно, число недостоверных (недействительных) подписей составляет более 10 процентов от числа проверенных 827 при первоначальной проверке.
Принимая во внимание, что 922 достоверных подписей избирателей из 1075 проверенных, недостаточно для регистрации кандидата, суд, с учетом приведенных норм закона, в силу которого, недостаточное количество достоверных действительных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Доводы административного истца о несоблюдении процедуры проверки подписных листов, недопустимости судом проверки подписных листов не могут повлиять на отмену обжалуемого решения окружной избирательной комиссии в связи с ошибочным толкованием закона.
Являются несостоятельными и утверждения заявителя о том, что результаты проверки УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю, направленной в Алтайский краевой суд письмом с исходящим *** от ДД.ММ.ГГ являются недопустимым доказательством. Оснований не доверять сведениям, представленным из УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю, которое является органом, осуществляющим регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства не имеется. Представленные справки, в том числе в виде таблиц, заверены подписью руководителя государственного органа и печатью.
Таким образом, суд приходит к выводу, что кандидатом в депутаты ФИО по результатам проверки представлено более 10% недостоверных (недействительных) подписей избирателей.
Исходя из этого, ОИК *** обоснованно отказала ФИО в регистрации в качестве кандидата в депутаты.
Судом не установлено оснований для удовлетворения заявленных требований и отмены оспариваемого решения избирательной комиссии.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
отказать ФИО в удовлетворении административного искового заявления к окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу *** о признании решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Алтайского краевого Законодательного собрания по одномандатному избирательному округу *** от ДД.ММ.ГГ *** об отказе ФИО в регистрации кандидатом в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу *** незаконным, возложении обязанности принять решение о регистрации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Алтайский краевой суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий Е.М. Зацепин
Решение в окончательной форме принято 25 августа 2016 года
Судья Е.М. Зацепин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.