Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Топорковой С.А., судей Местниковой С.А., Холмогорова И.К. при секретаре Васильевой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика Федотова А.В. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 31 августа 2016 года, которым по делу по иску Васильевой М.С. к Муниципальному району "Усть-Алданский улус (район)", Правительству Республики Саха (Якутия), Министерству финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате последствий весеннего паводка
постановлено:
Взыскать с Муниципального образования "Усть-Алданский улус (район)" Республики Саха (Якутия) в пользу Васильевой М.С. единовременную материальную помощь в размере 10000 руб., финансовую помощь, в связи с утратой имущества 100 000 руб., согласно Постановлению Правительства РФ от 13.10.2008г. N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", единовременную материальную помощь в размере 5 000 руб., финансовую помощь в связи с утратой имущества 20 000 руб., согласно Постановлению Правительства РС (Я) от 25.02.2011г. N 71 "Об утверждении порядка выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РС(Я) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", всего 135000 руб. (сто тридцать пять тысяч рублей).
Взыскать с Муниципального образования "Усть-Алданский улус (район)" Республики Саха (Якутия) в пользу Васильевой М.С. судебные расходы в размере 17500 руб. (семнадцать тысяч пятьсот рублей).
Заслушав доклад судьи Топорковой С.А., пояснения истца Васильевой М.С., представителя Министерства финансов РС (Я) Герасимова А.З., представителя ГУ МЧС России по РС (Я) Максимова А.В., судебная коллегия
установила:
Васильева М.С. обратилась в суд с указанным иском к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РС (Я), Государственному комитету по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения РС (Я), УФК по РС (Я), ссылаясь на то, что является собственником жилого дома с земельным участком, расположенным по адресу: ... В результате летнего паводка 2013 г. жилой дом, где проживает, оказался в зоне подтопления. Решением Усть-Алданского районного РС (Я) от 03.09.2014 г. признана пострадавшей от летнего паводка и включена в список пострадавших граждан для получения материальной и финансовой помощи. При обращении в администрацию МР "Усть-Алданский улус (район)", Правительство РС (Я) с заявлением о выделении указанных компенсационных выплат ей было отказано по тому основанию, что в иске о включении ее в список лиц, пострадавших от весеннего паводка, отсутствовало требование о взыскании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества. Просила взыскать с ответчиков единовременную материальную помощь в размере 10 000 руб., финансовую помощь в связи с утратой имущества в размере 100 000 руб., выделяемых согласно Постановлению Правительства РФ от 13.10.2008 г. N 750, а также единовременную материальную помощь в размере 5 000 руб., финансовую помощь в связи с утратой имущества в размере 20 000 руб., выделяемых согласно Постановлению Правительства РС (Я) от 25.02.2011 г. N 71, а также судебные расходы в размере ... руб.
Определением Якутского городского суда РС (Я) от 14.07.2016 г. произведена замена ответчика - Государственный комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения РС (Я) на надлежащего ответчика - МР "Усть-Алданский улус (район)", а также привлечено в качестве соответчика - Министерство финансов РС (Я) (л.д. 30-31).
Определением Якутского городского суда РС (Я) от 03.08.2016 г. принято увеличение исковых требований о взыскании с ответчиков судебных расходов в размере 15 000 руб. Кроме того, Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РС (Я) переведено из ответчика в третье лицо, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика, в качестве ответчика привлечено Правительство РС (Я), из числа ответчиков исключено УФК по РС (Я) (л.д. 54-56).
31 августа 2016 года судом постановленовышеуказанное решение.
15 сентября 2016 года судом вынесено дополнительное решение, которым в иске Васильевой М.С. к Правительству РС (Я), Министерству финансов РС (Я) о взыскании материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате последствий весеннего паводка отказано
Не согласившись с данным решением, представитель МР "Усть-Алданский улус (район)" Федотов А.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение в Усть-Алданский районный суд РС (Я) по территориальности. В обоснование жалобы указал, что единовременная и материальная помощь гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, производится из резервного фонда Правительства РС (Я), в связи с чем полагает, что указанные денежные средства следовало взыскать с Правительства РС (Я). Кроме того, указал, что Постановление Правительства РС (Я) от 25.02.2011 г. N 71 утратило законную силу 12.03.2012 г.
Представители МР "Усть-Алданский улус (район)", Правительства РС (Я) о месте и времени судебного заседания надлежаще извещены, о причинах неявки в суд апелляционной инстанции не сообщили.
В силу ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции. Учитывая изложенное, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения явившихся сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела судом установлено, что истец Васильева М.С. является собственником жилого дома с земельным участком, общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ... , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.02.2001 г., о чем сделана запись регистрации N ... и N ...
Решением Усть-Алданского районного суда РС (Я) от 03.09.2014 г. Васильева М.С. была признан пострадавшей в результате наводнения, включена в списки граждан, имеющих право на получение материальной помощи и получения компенсационных выплат за утраченное имущество.
Судом также установлено, что истец обращалась в Администрацию МР "Усть-Алданский улус (район)", Правительство Республики Саха (Якутия) с заявлением о выделении ей материальной финансовой компенсации, в которых ей было отказано (л.д. 10-14). Причиной отказа было указано, что в исковом заявлении о включении ее в список лиц, пострадавших от весеннего паводка, отсутствовало требование о взыскании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества.
В соответствии с ч.2 ст.29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В силу положений п. п. 1, 2 ст. 18 того же Федерального закона граждане Российской Федерации в числе иных имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. "л" ч.1 ст. 11 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится принятие решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам РФ в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев, осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Частью 2 ст. ФЗ N 68 от 21 декабря 1994 г. определен круг полномочий органов местного самоуправления, к которым отнесены, в том числе: финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создание постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Указом Президента РФ от 31 августа 2013 г. N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" в связи с крупномасштабным наводнением на территории Республики Саха (Якутия) для оказания помощи пострадавшему населению Правительству РФ поручено до 30 сентября 2013 г. принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 000 рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и определить порядок выделения указанных средств.
В период возникновения вышеуказанной чрезвычайной ситуации действовали Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года N 750.
В соответствии с п. п. 2, 4, 5 Правил N 750 федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации. При обращении, предусмотренном пунктами 2 и 3 настоящих Правил, должны быть указаны данные о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, последствий террористического акта или операции по пресечению террористического акта правомерными действиями расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации. По поручению Председателя Правительства Российской Федерации или одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями рассматривает в 3-месячный срок с даты подписания этого поручения вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Согласно абз. 2 п. 6 Правил перечень, формы и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами "г" и "д" п. 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
В соответствии с постановлением Правительства РС (Я) от 20.04.2015 года N 129 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РС (Я) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
Пунктом 10 указанного Порядка предусмотрено, что бюджетные ассигнования резервного фонда предоставляются органам местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) в форме иных межбюджетных трансфертов.
На основании вышеприведенных норм закона следует, что выплаты на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на территории Республики Саха (Якутия) должны производиться муниципальными районами из межбюджетных трансфертов в бюджеты муниципальных районов, при этом главы муниципальных районов Республики Саха (Якутия) обеспечивают своевременное и целевое использование выделенных средств.
При установленных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что указанные денежные средства должны быть взысканы с Правительства РС (Я), необоснованны.
Таким образом, удовлетворяя исковое заявление Васильевой М.С., суд правомерно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска и взыскания с МО "Усть-Алданский улус (район)" РС (Я) в ее пользу единовременной материальной помощи.
Доводы жалобы о том, что настоящее гражданское дело подсудно Усть-Алданскому районному суду РС (Я) судебная коллегия находит несостоятельными по следующим обстоятельствам.
В соответствии со ст. 28 ГПК РФ иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика; иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.
В соответствии с п. 1 ст. 31 ГПК РФ иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации. Иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца.
В соответствии со ст. 32 ГПК РФ стороны могут по соглашению между собой изменить территориальную подсудность для данного дела до принятия его судом к своему производству. Подсудность, установленная статьями 26, 27 и 30 настоящего Кодекса, не может быть изменена соглашением сторон.
Кроме того, исходя из приведенных выше положений закона, следует, что вопрос о передаче дела по подсудности в другой суд, подлежит рассмотрению и разрешению (в том числе и в апелляционном порядке при проверке определения суда 1 инстанции по этому вопросу) только до рассмотрения дела по существу. В данном же случае из материалов дела следует, что настоящее гражданское дело рассмотрено по существу, в процессе рассмотрения дела ходатайств о передаче дела по подсудности ответчиком не заявлялось, вынесено решение об удовлетворении иска, в связи с чем правовых оснований для передачи дела в другой суд не имеется.
Иных доводов к отмене оспариваемого решения апелляционная жалоба не содержит.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным; оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
При этом следует отметить, что довод жалобы о том, что Постановление Правительства РС (Я) от 25.02.2011 г. N 71 утратило законную силу, в связи с чем решение суда о взыскании денежных средств незаконно, не является основанием для его отмены, поскольку Постановлением Правительства РС (Я) от 20.04.2015 г. N 129 в п. 10 также предусматривается предоставление органам местного самоуправления в РС (Я) бюджетных ассигнований резервного фонда в форме иных межбюджетных трансфертов.
Между тем данный довод является основанием для уточнения решения суда в указанной части с указанием на выделение финансовых средств по Постановлению Правительства РС (Я) от 20.04.2015 г. N 129.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 31 августа 2016 года по делу по иску Васильевой М.С. к Муниципальному району "Усть-Алданский улус (район)", Правительству Республики Саха (Якутия), Министерству финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате последствий весеннего паводка о с т а в и т ь б е з и з м е н е н и я, апелляционную жалобу - без удовлетворения, у т о ч н и в резолютивную часть решения суда в части указания о выделении единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества согласно Постановлению Правительства РС (Я) от 20.04.2015 г. N 129 "Об утверждении порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РС (Я) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: С.А. Топоркова
Судьи: С.А. Местникова
И.К. Холмогоров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.