Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Полушкина А.В.,
судей: Сентяковой Н.Н.,
Багаутдиновой Г.Р.,
при секретаре Зеленцовой Н.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 28 ноября 2016 года дело
по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N 9 по Удмуртской Республике и по апелляционной жалобе П.О.А.
на решение Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 22 июля 2016 года, которым:
административные исковые требования Межрайонной ИФНС России N 9 по Удмуртской Республике к П.О.А. о взыскании задолженности удовлетворены частично;
с П.О.А. взыскана задолженность по уплате транспортного налога в размере 2 580 рублей и пени в размере 1301 рубль 80 копеек;
с П.О.А. в доход бюджета муниципального образования "Город Ижевск" взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей;
в удовлетворении требований о взыскании задолженности по налогу на имущество, пени по налогу на имущество, пени по земельному налогу отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдиновой Г.Р., выслушав объяснения представителя Межрайонной ИФНС России N 9 по Удмуртской Республике - Соболева Д.С. и объяснения П.О.А., судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 9 по Удмуртской Республике (далее по тексту - МИФНС N 9 по УР, Инспекция, административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к П.О.А. (далее по тексту - административный ответчик) о взыскании задолженности. В обоснование иска приведены доводы о том, что П.О.А. является налогоплательщиком земельного налога, транспортного налога, налога на имущество физических лиц. Обязанность по уплате налогов за 2013 год ею надлежащим образом не исполнена, что послужило основанием для начисления пени. Требование об уплате налогов и пени П.О.А. не исполнены.
Мировым судьей судебного участка N 1 Первомайского района г. Ижевска выносился судебный приказ о взыскании задолженности, который был отменен 29 октября 2015 года.
Административный истец проси взыскать с П.О.А. задолженность по уплате транспортного налога в размере 2 580 рублей, пени в размере 1301 рубль 80 копеек, налог на имущество в размере 1 928 рублей 80 копеек, пени по налогу на имущество в размере 583 рубля 50 копеек, пени по земельному налогу в размере 41 рубль 33 копейки.
Суд постановилуказанное выше решение в порядке упрощенного (письменного) производства.
В апелляционной жалобе МИФНС N 9 по УР просит решение суда в части взыскания налога на имущество и земельного налога отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований Инспекции в полном объеме, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В апелляционной жалобе П.О.А. просит решение суда отменить. При этом ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав участников апелляционного процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Обязанность оплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
В соответствии с положениями статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с положениями статей 83, 326, 357, 358,361, 362, 363 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Транспортный налог подлежит уплате на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. При этом уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Для физических лиц - владельцев легковых автомобилей, таковым является место жительства (место пребывания) физического лица, на которых зарегистрировано транспортное средство.
В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно статьей 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилое помещение (квартира, комната), иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статья 286 КАС РФ подлежит применению в совокупности со специальными нормами НК РФ (статья 48), устанавливающими порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абзацем 2 приведенного пункта, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб.
В абзаце 3/P>
Согласно материалам административного дела, П.О.А. является собственником земельных участков по адресу Завьяловский район, "адрес" и Завьяловский район, "адрес"; собственником ? долей квартиры по адресу: г. Ижевск, "адрес", квартиры по адресу г. Ижевск, "адрес", нежилого помещения, расположенного в г. Ижевске, "адрес"; а также автомобиля Тойота Королла, мощностью 129л/с (л.д. 6, 32, 90-92).
На указанные объекты Инспекцией за 2013 год начислены транспортный налог в сумме 2 580 рублей со сроком уплаты до 05 ноября 2014 года; земельный налог в размере 628 рублей 71 копеек со сроком уплаты до 01 декабря 2014 года; налог на имущество физических лиц в сумме 1 928 рублей 80 копеек со сроком уплаты до 05 ноября 2014 года, о чем в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление N 1140503 (л.д.6,7).
В соответствии со статьей 75 НК РФ в связи с несвоевременной уплатой земельного налога П.О.А. начислены пени в размере 41 рубль 33 копейки и направлено требование N 566787 от 11 декабря 2014 года, в котором предложено оплатить имеющуюся задолженность до 09 февраля 2015 года (л.д.8).
В связи с неуплатой налога на имущество и транспортного налога в установленные законом сроки, начислены пени в сумме 583 рубля 50 копеек по налогу на имущество и 1 301 рубль 80 копеек по транспортному налогу и направлено требование N 553448 от 14 ноября 2014 года, в котором предложено в срок до 31 декабря 2014 года погасить указанную задолженность (л.д.5).
В связи с неуплатой налогов, МИФНС N 9 по УР обратилась к мировому судье судебного участка N 1 Первомайского района г. Ижевска с заявлением о выдаче судебного приказа.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка N 1 Первомайского района г. Ижевска N 2-1068/2015 от 09 июня 2015 года постановленовзыскать с П.О.А. в пользу МИФНС N 9 по УР задолженность: по налогу на имущество в сумме 1 928 рублей 80 копеек и пени в сумме 583 рубля 50 копеек; по транспортному налогу в сумме 2 580 рублей и пени в сумме 1 301 рубль; а также пени по земельному налогу в сумме 41 рубль 33 копейки (л.д. 88-89).
29 октября 2015 года определением мирового судьи судебного участка N 1 Первомайского района г. Ижевска судебный приказ N 2-1068/2015 от 09 июня 2015 года отменен. Взыскателю разъяснено право предъявления заявленного им требования к должнику в порядке искового производства (л.д.4).
28 апреля 2016 года МИФНС N 9 по УР обратилась в Первомайский районный суд г. Ижевска с административным исковым заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего административного дела.
Отказывая административному истцу в удовлетворении заявленных требований о взыскании налога на имущество и пени, пени по земельному налогу, суд первой инстанции пришёл к выводу, что сумма задолженности по указанным налогам и пени в отдельности не превысила 3 000 рублей, три года со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога и пеней не прошло, следовательно, срок обращения Инспекции в суд по заявленным требованиям не наступил.
Судебная коллегия с указанными выводами суда не соглашается и считает решение суда в указанной части подлежащим отмене, с вынесением по делу нового решения.
Из статьи 48 НК РФ следует, что законодателем установлен специальный порядок обращения налогового органа в суд в порядке искового производства, в случае отмены судебного приказа при обращении ранее в порядке приказного производства.
Так, в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Материалами дела подтверждается, что Инспекция приняла меры по взысканию с П.О.А. указанной в административном иске задолженности по налогам и пени в рамках приказного производства, судебный приказ был отменен, что позволило налоговому органу предъявить исковые требования в течение 6 месяцев с момента отмены судебного приказа.
Настоящее административное исковое заявление подано Инспекцией в суд в шестимесячный срок, предусмотренный абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ.
Проверив представленный МИФНС N 9 по УР расчет подлежащей взысканию с П.О.А. задолженности по налогам и пени, судебная коллегия отмечает, что расчет налогов является обоснованным и верным, а заявленные к взысканию пени по налогам подлежат уменьшению.
Согласно статье 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за при наличии установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 данного Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 75 НК РФ и налоговым уведомлением N 1140503, которым определены даты уплаты налогоплательщиком соответствующих налогов, с учетом требований N 553448 от 14 ноября 2014 года и N 566787 от 11 декабря 2014 года, судебная коллегия определяет подлежащими взысканию с П.О.А. пеней в следующих размерах:
по земельному налогу за период с 02 декабря 2014 года по 11 декабря 2014 года - 2 рубля 25 копеек,
по транспортному налогу за период с 06 ноября 2014 года по 14 ноября 2014 года - 6 рублей 39 копеек,
по налогу на имущество физических лиц с 06 ноября 2014 года по 14 ноября 2014 года - 4 рубля 77 копеек.
При таких обстоятельствах, решении суда подлежит отмене в части, с вынесением по делу нового решения о частичном удовлетворении административного иска МИФНС N 9 по УР.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Ижевска от 22 июля 2016 года отменить в той части, в которой административному истцу отказано в удовлетворении административных исковых требований о взыскании задолженности по налогу на имущество, пени по налогу на имущество, пени по земельному налогу.
В этой части принять новое решение, которым административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Удмуртской Республике к П.О.А., проживающей по адресу: УР, г. Ижевск, "адрес", о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить частично.
Взыскать с П.О.А. в доход бюджета задолженность по уплате:
- налога на имущество физических лиц в размере 1 928 рублей 80 копеек КБК 18210601020041000110, ОКТМО 94701000;
- пени по налогу на имущество физических лиц в размере 4 рубля 77 копеек КБК 18210601020042100110, ОКТМО 94701000;
- пени по земельному налогу в размере 2 рубля 25 копеек КБК 18210606043102100110, ОКТМО 94701000.
Решение в части взыскания пени по транспортному налогу в размере 1 301 руб. 80 коп. изменить, взыскать с П.О.А. в доход бюджета задолженность по уплате пени по транспортному налогу в размере 6 рублей 39 копеек КБК 18210604012022100110, ОКТМО 94701000.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционные жалобы удовлетворить частично.
Председательствующий судья А.В. Полушкин
Судьи Н.Н. Сентякова
Г.Р. Багаутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.