Верховный Суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Багаутдиновой Г.Р.,
при секретаре Зеленцовой Н.З.,
с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Кедр" С.О.В., действующей на основании доверенности N от 27 декабря 2016 года сроком на один год, диплом N ВСВ 0765645, регистрационный номер 1771 от 09 июля 2005 года,
представителя Правительства УР Н.Д.С., действующей на основании доверенности N 7-198/04 от 27 января 2016 года сроком по 27 января 2017 года, диплом ВСА 0195734, регистрационный номер 81595 от 14 июля 2006 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кедр" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном рыночной стоимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кедр" (далее по тексту - ООО "Кедр", Общество, административный истец) обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:050967:4, площадью 5 750 кв. м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Марата, 6 равной его рыночной стоимости в размере 3 660 000 рублей.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что административный истец является собственником земельного участка, кадастровая стоимость которого по состоянию на 01 января 2015 года определена в размере 9 563 112,50 рублей, в то время как согласно отчету об оценке, рыночная стоимость земельного участка составляет 3 660 000 рублей.
Административный истец полагает, что кадастровая стоимость земельного участка, не соответствует его рыночной стоимости, что приводит к нарушению его прав.
В судебном заседании:
представитель административного истца С.О.В. требования, изложенные в административном иске, поддержала в полном объеме;
представитель Правительства УР Н.Д.С. не возражала против удовлетворения требований административного искового заявления.
В судебное заседание представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Администрации г. Ижевска не явились, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении указанных лиц о времени и месте судебного заседания.
Представителем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике представлены письменные пояснения, в соответствии с которыми Управление не возражает против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости (л.д.122).
В связи с признанием судом необязательной явки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, дело рассмотрено по существу в отсутствие представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Администрации г. Ижевска в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 247 КАС РФ.
Выслушав представителя административного истца, представителя Правительства УР исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 18:26:050967:4, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания комплекса производственных зданий, общая площадь 5 750 кв. м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Марата, 5.
В качестве доказательств государственной регистрации права собственности административным истцом представлено свидетельство о государственной регистрации права 18-18/001-18/001/015/2016-4741/2 от 11 мая 2016 года, в котором в качестве правоустанавливающего документа указано Решение Единственного акционера ЗАО "Кедр" от 8 сентября 2014 года N14 (л.д.7).
Расчет земельного налога производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Из кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:050967:4 по состоянию на 16 февраля 2016 года составляет 9 563 112,50 рублей (л.д.6).
Указанная кадастровая стоимость определена постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года N531 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года".
Данным постановлением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории Удмуртской Республики по состоянию на 01 января 2015 года.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Статьёй 65 ЗК РФ предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В связи с чем, суд признаёт, что спорный земельный участок является ранее учтённым, вошёл в Перечень объектов, чья оценка произведена в рамках государственной кадастровой оценки на 1 января 2015 года, а потому его кадастровая стоимость равная рыночной подлежит установлению на указанную дату, а именно на 1 января 2015 года.
Для пересмотра в суде юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, предварительное обращение в Комиссию является обязательным (ст.24.18 Закона об оценочной деятельности).
Суд констатирует, что данное требование закона административным истцом соблюдено.
ООО "Кедр" 23 июня 2016 года обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Удмуртской Республике с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:050967:4, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г.Ижевск, ул. Марата, 5, указав в качестве оснований для пересмотра установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Решением Комиссии от 13 июля 2016 года N 21 заявление Общества отклонено (л.д.12-14).
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
В связи с этим суд приходит к выводу, что административный истец представил доказательства исполнения требований Закона об оценочной деятельности о соблюдении досудебного порядка обращения в Комиссию.
При таких обстоятельствах, полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца как собственника земельного участка, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего административного дела по правилам главы 25 КАС РФ.
Общие требования к содержанию отчета приведены в статье 11 Закона об оценочной деятельности.
При этом оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков, соблюдать требования данного Закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является (статья 15 Закона об оценочной деятельности).
Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Закона).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (статья 12 Закона).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (статья 17.1 Закона).
Стандарты оценочной деятельности отражены в статье 20 Закона об оценочной деятельности.
В обоснование заявленных требований административный истец представил в суд отчёт N 101-16 от 06 июня 2016 года об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:050967:4, составленный независимым оценщиком ООО "ЭКСПЕРТ-Профи", согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2015 года составляет 3 660 000 рублей (л.д. 15-80).
Согласно представленному административным истцом положительному экспертному заключению N 1613/С-16, составленному 16 июня 2016 года Некоммерческим партнерством Саморегулируемая организация "Свободный оценочный департамент", вышеуказанный отчёт соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности; стоимость объектов оценки, указанная в отчете подтверждена (л.д. 81-96).
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 59, 61, 84 КАС РФ, суд считает отчёт об оценке N 101-16 от 06 июня 2016 года, правомерность и соответствие положениям действующего законодательства которого подтверждены положительным Экспертным заключением N 1613/С-16 от 16 июня 2016 года, надлежащим, допустимым и достаточным доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нём величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:050967:4 по состоянию на 1 января 2015 года.
В ходе подготовки к слушанию настоящего административного дела суд, в силу статей 62, 63, 77 и 78 КАС РФ, разъяснил участвующим в деле административным ответчикам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями административного истца.
Однако таких ходатайств заявлено не было, поскольку размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:050967:4, равный 3 660 000 рублей, установленный в отчёте об оценке, участвующие в деле административные ответчики и заинтересованные лица не оспаривали, каких либо обоснованных возражений о несоответствии вышеназванного отчёта об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности суду не представили.
Суд признаёт, что завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечёт увеличение размера земельного налога, поэтому размер кадастровой стоимости земельного участка непосредственно затрагивает интересы административного истца, а потому его требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, являются обоснованными.
При таких обстоятельствах требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Кедр" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:050967:4, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания комплекса производственных зданий, общая площадь 5 750 кв. м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Марата, 5, равной рыночной в размере 3 660 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Датой подачи заявления считать 23 июня 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 25 ноября 2016 года.
Председательствующий судья Г.Р. Багаутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.