Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего Байрамуковой И.Х.,
судей Федотова Ю.В., Негрий Н.С.,
при секретаре Бондаренко Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики на решение Черкесского городского суда КЧР от 08 апреля 2016 года по исковому заявлению прокурора Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, РГКУ Карачаево-Черкесское Управление автомобильных дорог общего пользования Территориального значения "Карачаевочеркесавтодор" об обязании выделить денежные средства и обязании приведения участка автодороги в соответствие,
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Негрий Н.С., объяснения помощника прокурора Зеленчукского района Ченцова В.Н., представителя ответчика Министерства строительства и ЖКХ КЧР - Акбашевой М.М., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства промышленности и торговли КЧР - Коховой И.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Зеленчукского района КЧР, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в Черкесский городской суд КЧР с исковым заявлением об обязании Министерство промышленности и энергетики КЧР выделить необходимые денежные средства из казны Карачаево-Черкесской Республики для приведения республиканского участка автомобильной дороги "Майкоп - Карачаевск" общей протяжённостью 28,305 км расположенного на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, в соответствие со СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" и ГОСТ 8267-93, а так же в соответствие с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Госстандарта РФ 11.10.1993 года N221; и обязании КЧ РГУ Карачаево-Черкесское Управление автомобильных дорог общего пользования Территориального значения "Карачаевочеркесавтодор" привести республиканский участок автомобильной дороги "Майкоп -
Карачаевск" общей протяжённостью 28,305 км. расположенный на
территории Зеленчукского муниципального района КЧР, в соответствие со СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" и ГОСТ 8267-93, а так же в соответствие с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Госстандарта РФ 11.10.1993 года N221. В обоснование доводов заявления указал, что в прокуратуру Республики поступило обращение П. о неудовлетворительном состоянии улично-дорожной сети на территории республики, в частности на территории Зеленчукского муниципального района. В связи с чем, совместно с комиссией, прокуратурой Зеленчукского района проведена проверка состояния участка автомобильной дороги "Майкоп - Карачаевск", а также соблюдение действующих норм СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги", ГОСТ 8267-93, с точки зрения исполнения требований по обеспечению безопасности дорожного движения, при ремонте и содержании вышеуказанных дорог на территории Зеленчукского муниципального района КЧР. Так, в рамках вышеуказанной проверки комиссией выполнена оценка транспортно-эксплуатационного состояния дорожного полотна проезжей части участка автомобильной дороги "г. Майкоп - г. Карачаевск" 241+731 - 270+36 км расположенного на территории Зеленчукского муниципального района КЧР, и как установлено проверкой, относящихся к собственности Карачаево-Черкесской Республики. В процессе обследования транспортно-эксплуатационного состояния дорожного полотна проезжей части участка автомобильной дороги "Майкоп Карачаевск" 241+731-270+3 6км, пролегающего по территории Зеленчукского муниципального района КЧР, выполнена оценка дефектов дорожного покрытия. Выявленными в ходе проведенной проверки, согласно комиссионного акта от 24.08.2015 года и требующими приведения в соответствие со СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" и ГОСТ 8267-93, а так же в соответствие с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Госстандарта РФ 11.10.1993 года N 221 указанного участка автодороги, являются дефекты дорожного покрытия и другие недостатки, зарегистрированные на участке автодороги "г. Майкоп - г. Карачаевск" 241+731-270+3 6 км, пролегающего по территории Зеленчукского муниципального района КЧР, не позволяют транспорту осуществлять движение с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федераций должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Кроме того, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании
установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Так согласно п. 2 постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 мая 2007 г. N 190 "Об утверждении Порядка организации финансирования расходов республиканского бюджета, связанных с дорожным хозяйством, находящимся в собственности Карачаево-Черкесской Республики", Министерство промышленности и энергетики Карачаево-Черкесской Республики определяется, как главный распорядитель бюджетных средств, предусмотренных в республиканском бюджете на обеспечение стабильного функционирования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и объектов - дорожного хозяйства, находящихся в собственности Карачаево-Черкесской Республики. В соответствии с п. 1.2 Приложения к вышеуказанному постановлению Правительства КЧР от 31 мая 2007 г. N 190 Министерство промышленности и энергетики Карачаево-Черкесской Республики возлагает функции государственного заказчика по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, их содержания, приобретения техники и прочих работ, необходимых для функционирования дорожного хозяйства Республики, на республиканское государственное учреждение Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения "Карачаевочеркесавтодор". Непринятие необходимых мер по организации безопасности дорожного движения, является нарушением гарантированных конституционных прав граждан на достойную жизнь и свободное развитие. Считает, что бездействие Министерства промышленности и энергетики КЧР выразившееся в ненадлежащем финансировании необходимых работ по приведению в соответствии с государственными стандартами, указанных республиканских дорог, нарушает права неопределенного круга лиц на защиту их жизни и здоровья в сфере дорожной безопасности, напрямую влияя на безопасность дорожного движения.
В судебном заседании помощник прокурора Зеленчукского района Ченцов В.Н. уточнил исковые требования, в связи с чем, просил:
1. Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР выделить необходимые денежные средства из казны Карачаево-Черкесской республики для приведения республиканского участка автомобильной дороги "Майкоп - Карачаевск" общей протяжённостью 28,305 км, расположенного на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, в соответствие со СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" и ГОСТ 8267-93, а так же в соответствие с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Госстандарта РФ 11.10.1993 года N221.
2. Обязать КЧРГУ Карачаево-Черкесское Управление автомобильных дорог общего пользования Территориального значения "Карачаевочеркесавтодор" привести республиканский участок автомобильной дороги "Майкоп-Карачаевск" общей протяжённостью 28,305 км. расположенного на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, в соответствие со СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" и ГОСТ 8267-93, а так же в соответствие с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Госстандарта РФ 11.10.1993 года N221.
Определением Черкесского городского суда от 07.12.2015г. к рассмотрению дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ОАО "Зеленчукское дорожно-ремонтное строительное управление".
03.03.2016 года определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Правительство КЧР.
Определением Черкесского городского суда КЧР от 21.03.2016г. произведена замена ненадлежащего ответчика Министерство промышленности и энергетики КЧР на надлежащего ответчика Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР, к участию дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено Министерство промышленности и торговли КЧР.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ОАО "Зеленчукское дорожно-ремонтное строительное управление", уведомленный о времени и месте проведения судебного заседания, не явился, об уважительности причин своей неявки суд не уведомил, об отложении судебного разбирательства не просил.
Суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихмя лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Помощник прокурора Зеленчукского района КЧР Ченцов В.Н. полностью поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
Представители ответчиков Министерства строительства и ЖКХ КЧР -Акбашева М.М., РГКУ Карачаево-Черкесское Управление автомобильных дорог общего пользования Территориального значения
"Карачаевочеркесавтодор" - Урусов М.М., в судебном заседании не признали заявленные требования, просили в удовлетворении иска отказать.
Представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Правительства КЧР - Ткачева Т.В., Министерства промышленности и торговли КЧР - Кохова И.Б., в судебном заседании не признали заявленные требования.
Решением Черкесского городского суда КЧР от 08 апреля 2016 года исковые требования прокурора Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, РГКУ Карачаево-Черкесское Управление автомобильных дорог общего пользования Территориального значения "Карачаевочеркесавтодор" полностью удовлетворены.
На данное решение суда представителем ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР подана апелляционная жалоба, в которой они полагают, что решение суда незаконно и необоснованно, неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, принято с нарушением норм материального и процессуального права, просят решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым отказать прокурору Зеленчукского района в удовлетворении заявленных требований. Указывают, что в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие комиссионное обследование, диагностику дорожного полотна автомобильных дорог; полагают, что требования прокурора об устранении выявленных недостатков в области безопасности дорожного движения (установление дорожных знаков, нанесение разметки и т.п.) должны быть возложены на Министерство промышленности и торговли КЧР, также как и обязанность выделения денежных средств для осуществления дорожной деятельности.
В своих возражениях прокурор Зеленчукского района КЧР просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции не явились представитель ответчика - РГКУ Карачаево-Черкесское Управление автомобильных дорог общего пользования Территориального значения "Карачаевочеркесавтодор", представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительства КЧР и ОАО "Зеленчукское дорожное ремонтно-строительное управление" надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суд не известили.
Представитель ответчика Министерства строительства и ЖКХ КЧР Акбашева М.М. в суде апелляционной инстанции полностью поддержала апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней, просила отменить решение суда и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.
Помощник прокурора Зеленчукского района Ченцов В.Н. просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства и ЖКХ КЧР - без удовлетворения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства промышленности и торговли КЧР - Кохова И.Б. просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства и ЖКХ КЧР без удовлетоврения.
На основании положений ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в результате обследования республиканского участка автомобильной дороги "Майкоп - Карачаевск" относящейся к III категории дорог, общей протяжённостью 28,305 км расположенной на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской республики, на соответствие СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" и ГОСТ 8267-93, выявлены многочисленные недостатки, перечисленные в акте от 28.08.2015 года.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, установив факт ненадлежащего выполнения РГКУ Карачаево-Черкесское Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения "Карачаевочеркесавтодор" обязательств по соблюдению требований законодательства по надлежащему содержанию автомобильных дорог регионального значения, пришел к выводу о возложении обязанности на ответчика устранить выявленные нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения и привести автомобильную дорогу в соответствии с требованиями ГОСТ и СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги", а Министерство строительства и ЖКХ КЧР выделить необходимые денежные средства из казны Карачаево-Черкесской Республики для устранения выявленных недостатков.
Оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ N 196-ФЗ от 10.12.1995 года "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно положений ст. ст. 17, 18 Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
На основании ч. 1 ст. 33 данного Федерального закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
При этом, в силу ч. 2 указанной нормы формирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правила расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели согласно ч. 3 статьи 33, утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 12 Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Указанные мероприятия в соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Разрешая спор с учетом приведенного правового регулирования, оценив представленные по делу доказательства, суд первой инстанции обоснованно указал, что выявленные прокуратурой Зеленчукского района нарушения способствует увеличению количества дорожно-транспортных происшествий, чем нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности дорожного движения и личную безопасность.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что с учетом возникших между сторонами правоотношений, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые по делу обстоятельства и надлежащим образом руководствовался при рассмотрении дела приведенными выше нормами законодательства, регулирующими возникшие между сторонами правоотношения. Выводы суда соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела.
Несогласие с решением суда первой инстанции, другая точка зрения стороны по делу о результатах рассмотрения данного дела, сама по себе, не является основанием для отмены или изменения судебного решения.
Право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ст. 45 ГПК РФ, а также ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организации (ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 17.01.1992г. N 2202-1).
Выявленные прокурором Зеленчукского района КЧР недостатки в состоянии автомобильной дороги "Майкоп-Кавказ" как правильно отметил суд первой инстанции, нарушают права граждан на безопасность дорожного движения, представляют угрозу их жизни, здоровью и имуществу, провоцируют аварийные ситуации на дороге.
В целях защиты жизни, здоровья и имущества неопределенного круга лиц прокурор правомерно, реализуя свои полномочия, предусмотренные ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к ответчикам с требованием о соблюдении положений нормативных актов Российской Федерации в области безопасности дорожного движения и выделении на это необходимых денежных средств.
Судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что прокурором не представлено доказательств об обязательном проведении диагностики и оценки технического состояния рассматриваемого участка дороги как необходимого условия установления технического состояния дороги, объема и вида требуемых работ по следующим основаниям.
В соответствии с часть 4 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257 "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог утвержден Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 150. В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности и (или) уполномоченным им государственным учреждением (пункт 3 Порядка).
Согласно пункту 4 Порядка, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год. При проведении диагностики автомобильных дорог должны использоваться измерительные приборы, передвижные лаборатории, имеющие свидетельства о поверке. Данное оборудование должно быть включено в Государственный реестр средств измерений либо должно быть метрологически аттестованным (пункт 5 Порядка).
В соответствии с Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 03 октября 2002 года N ИС-840-р с 15 октября 2002 года применятся ОДН 218.0.006-2002 "Правила диагностики и оценки технического состояния автомобильных дорог".
Согласно пункту 4.1.6 указанных Правил по результатам диагностики и оценки состояния дорог в процессе эксплуатации владельцы дорог выявляют участки, не отвечающие нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию, и, руководствуясь "Классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования", определяют виды и состав основных работ и мероприятий по содержанию, ремонту и реконструкции с целью повышения их транспортно-эксплуатационного состояния до требуемого уровня.
Вместе с тем, коллегия принимает во внимание, что прокурор не является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, который обязан согласно данным нормативно-правовым актам проводить диагностику и оценку технического состояния дорог.
В обоснование заявленных требований процессуальный истец представил акт обследования от 28.08.2015 года, который подтверждает недостатки в состоянии автомобильной дороги "Майкоп-Карачаевск". Представитель ответчика РГКУ "Карачаевочеркесавтодор" также присутствовал при проведении проверки, свои возражения относительно выявленных нарушений не представил.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Судебная коллегия считает, что представленные прокурором доказательства соответствуют требованиям ст. ст. 59, 60 ГПК РФ, и ответчиками в порядке ст. 56 ГПК РФ не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы о том, что требования прокурора об устранении недостатков автодороги "Майкоп-Карачаевск" заключающиеся в установлении дорожных знаков, нанесение разметки и т.п. должны быть предъявлены к Министерству промышленности и торговли КЧР не принимаются во внимание судебной коллегией.
Согласно ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В работы и мероприятия по содержанию автомобильных дорог входят разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, установка недостающих дорожных знаков (подпункт 1 пункта 9, подпункт 1 пункта 10 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 N 402).
Как установлено материалами дела и не оспаривалось сторонами, что именно РГКУ "Карачаевочеркесавтодор" создано для осуществления управления автомобильными дорогами общего пользования территориального значения, находящихся в собственности Карачаево-Черкесской Республики, основными и оборотными средствами и финансированием, предназначенным для их нормального функционирования и выполнение функции государственного заказчика от имени КЧР при размещении республиканских государственных заказов на выполнение работ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования территориального значения и сооружения (п.1.2 Устава).
При этом на Министерство промышленности и энергетики в силу Закона КЧР от 30.12.2015 N 108-РЗ "О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2016 год" и постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 N 193 "Об утверждении Правил предоставления и распределения в 2015 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий региональных программ в сфере дорожного хозяйства по решениям Правительства Российской Федерации в рамках подпрограммы "Дорожное хозяйство" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" возложена обязанность по исполнению данной программы, при этом соисполнителем является Министерство строительства и ЖКХ КЧР.
Согласно п. 1.2. Порядка организации финансирования расходов республиканского бюджета, связанных с дорожным хозяйством, находящимся в собственности Карачаево-Черкесской Республики (утв. постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.05.2007 N 190), Министерство промышленности и энергетики Карачаево-Черкесской Республики возлагает функции государственного заказчика по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, их содержания, приобретения техники и прочих работ, необходимых для функционирования дорожного хозяйства республики, на республиканское государственное учреждение Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения "Карачаевочеркесавтодор". В связи с чем, судом первой инстанции правомерно на РГКУ "Карачаевочеркесавтодор" возложена обязанность по приведению республиканского участка автодороги "Майкоп-Карачаевск" к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
Коллегия принимает также во внимание то обстоятельство, что в соответствии с Указом Главы КЧР от 14 декабря 2015 года N ... функции Министерства промышленности и торговли КЧР в области дорожного хозяйства переданы Министерству строительства и ЖКХ КЧР. Учитывая что согласно п.3.9 Положения о Министерстве строительства и ЖКХ КЧР (утв. Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 21.04.2011 N ... ) данное Министерство осуществляет функции главного распорядителя, распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики, предусмотренных на реализацию возложенных на Министерство функций, то доводы апелляционной жалобы о возложении обязанностей на Министерство промышленности и торговли КЧР по выделению денежных средств на дорожную деятельность, являются необоснованными и не принимаются коллегией во внимание.
Таким образом, при рассмотрении данного дела судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены судебного решения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда КЧР от 08 апреля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.