Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Калимуллиной Е.Р., судей Локтина А.А., Артемьева А.П. при ведении протокола помощником судьи Юртайкиной О.А., рассмотрела в открытом судебном заседании 18.11.2016 гражданское дело
по иску Костюшкина Ю.В. к обществу с ограничекнной ответственностью "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика" о защите прав потребителя,
по апелляционной жалобе на решение Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от ...
Заслушав доклад судьи Калимуллиной Е.Р., объяснения истца Костюшкина Ю.В., судебная коллегия,
установила:
истец - Костюшкин Ю.В. обратился с иском к ООО "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика" (ООО "УК "ДЕЗ") о защите прав потребителя.
В обоснование иска указано, что Костюшкин Ю.В. является собственником ... в ... Управление указанным многоквартирным жилым домом осуществляет ответчик ООО "УК "ДЕЗ", которым не была представлена истцу необходимая информация, созданы препятствия в реализации права проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ, в нарушение п.п. "е" п. 31, п.33 Правил N 354.
В доме установлен общедомовой прибор учета ВКТ - 5, согласно руководству по эксплуатации указанного прибора, прибор учета формирует отчеты о суточных параметрах теплопотребления по тепловому вводу, о часовых параметрах теплопотребления по тепловому вводу, о суточных и часовых параметрах теплопотребления по трубопроводу, о суточных и часовых значениях дополнительных параметров, о параметрах настройки. Указанные отчеты являются основанием для внесения сведений в платежные документы, для осуществления контроля качества предоставляемых коммунальных услуг.
Для проверки достоверности начислений за жилое помещение и коммунальные услуги, приведенных в платежных документах, полученных истцом в октябре 2015 г., ... Костюшкин Ю.В.обратился к ответчику с требованием об обеспечении возможности ознакомления с показаниями общедомового прибора учета, отчетами, формируемыми общедомовым прибором учета ВКТ - 5, за свой счет и своими средствами производить копирование этих сведений.
... ответчик указал, что показания приборов учета приведены в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг, размещаются на сайте в сети Интернет, предоставление отчетов не предусмотрено законодательством, предложил явиться в кабинет ... Истец неоднократно обращался к ответчику, с требованием об обеспечении возможности ознакомлении с почасовыми и суточными показаниями общедомового прибора учета и самостоятельно снять с них копии, на что ответчик сообщил, что предоставление такой информации и сохранение данных параметров не предусмотрено действующим законодательством. ООО "УК "ДЕЗ" не представил первичные документы на основании которых можно проверить достоверность указанных в платежном документе сведений об объемах потребленной многоквартирным домом тепловой энергии на отопление и правильность начисленной истцу платы за отопление, не обеспечил сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета в течение не менее 3 лет, нарушено право истца знакомиться со сведениями о показаниях коллективных (обшедомовых) приборов учета, а также право получать и проверять информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг.
Считая свои права как потребителя нарушенными, истец обратился с вышеприведенным иском, с учетом последующего уточнения исковых требований, просил признать нарушенным его право на получение необходимой информации из отчетов о часовых и суточных параметрах теплопотребления в многоквартирном ... , обязать ответчика восстановить за свой счет отчеты о часовых и суточных параметрах теплопотребления по тепловому вводу, формируемые общедомовым прибором учета в жилом доме за период с ... по ... ; обязать ответчика в течение одной недели со дня вступления в законную силу решения суда представить в суд отчеты о часовых и суточных параметрах теплопотребления по тепловому вводу, формируемые общедомовым прибором учета в многоквартирном доме по ... за период с ... по ... , признать принадлежность истцу права владеть и пользоваться технической документацией на узел учета, в том числе, путем предоставления документации в суде в качестве доказательств; признать ответчика стороной, недобросовестно заявившей спор относительно иска, систематически противодействовавшей правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела; взыскать с ответчика компенсацию за фактическую потерю времени в размере 5000 руб.
В судебном заседании истец Костюшкин Ю.В. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ООО "УК "ДЕЗ" Воробьева С.Ю. возражала против удовлетворения исковых требований. В обоснование возражений указала, что у управляющей компании отсутствует обязанность по хранению и предоставлению почасовых и посуточных показаний общедомового прибора учета потребления коммунальных ресурсов. В соответствии с п.п. "е" п. 31 Правил N 354, показания общедомового прибора учета снимаются ежемесячно ООО "СЦ Теплокам", в соответствии с договором, заключенным с ООО "УК "ДЕЗ", сведения заносятся в журнал, с которым имеет возможность ознакомиться истец. По письменному обращению Костюшкину Ю.В. были предоставлены сведения о помесячных объемах теплопотребления. Почасовые и посуточные показания прибора учета не влияют на начисление платы за коммунальные услуги и не фиксируются ответчиком. Указала, что право истца на владение и пользование технической документацией на узел учета, установленный в многоквартирном доме по ... , не оспаривается, ему была предоставлена имеющаяся в ООО "УК "ДЕЗ" информация на узел учета, о чем истцом была выдана расписка. Права истца ответчиком - ООО "УК "ДЕЗ" не были нарушены. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Судом постановленорешение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с постановленным решением, Костюшкин Ю.В. обратился с апелляционной жалобой и дополнениями к ней, в которых указал на незаконность и необоснованность решения, Полагает, что суд не применил подлежащие применению нормы: п. 9.5 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации от 12.09.1995, п.п. "г" п.4, п.95, 101 Правил коммерческого учете тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034; п.п. "е" п. 31, п. 67, 81, Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354; п.14 Приложения N 1 к указанным правилам N 354. указанные положения действующего законодательства свидетельствуют о наличии обязанности управляющей компании по обеспечению сохранности отчетов о часовых и суточных параметрах теплоносителя в течение 3-х лет и предоставлению потребителю по его требованию возможности ознакомления с показаниями коллективных приборов учета. Просил решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В заседании суда апелляционной инстанции, истец Костюшкин Ю.В. поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней.
В судебное заседание апелляционной инстанции не явились представитель ответчика. Как следует из материалов дела, извещение о дате и времени рассмотрения дела направлен ответчику письмом ... (исх. ... ). Кроме того, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена заблаговременно на интернет-сайте Свердловского областного суда. С учетом изложенного, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определилао рассмотрении дела при установленной явке.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно применил к возникшим правоотношениям нормы действующего законодательства.
В силу п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731 (далее - Стандарт).
В п.п. 3, 5 Стандарта перечислены виды информации, которые управляющая организация обязана раскрывать, в том числе об оказываемых коммунальных услугах, путем: а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность; б) опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания), в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет; в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Пунктом 17 Стандарта установлено, что раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде. В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация, товарищество и кооператив вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, суд не усмотрел нарушений прав истца действиями ответчика, судебная коллегия соглашается с данным выводом, поскольку, как следует из материалов дела ответчик в соответствии с требованиями Стандарта разъяснял истцу ... (л.д.25), ... (л.д.27), ... (л.д.52) право на ознакомление с запрашиваемой истцом технической документацией, письмом от ... предоставлена информация о помесячных объемах потребления тепловой энергии по показаниям коллективного прибора учета (л.д.54), ... и ... вновь разъяснено право на ознакомление с информацией по показаниям прибора учета общедомовых приборов учета в сети Интернет на сайте управляющей компании, также разъяснено, что предоставление отчета о суточных, часовых параметрах потребления не предусмотрено законом (л.д.60,62).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что снятие почасовых и посуточных показаний общедомовых приборов учета не предусмотрено действующим законодательством, т.к. согласно пп. "е" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, на управляющую компанию возложена обязанность при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.
Подпункт "г" п. 4, п. 95, п. 101 Правил коммерческого учете тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 ; п.п. "е" п. 31, п. 67, п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354; п.14 Приложения N 1 к указанным правилам N 354, обязанности управляющей компании по обеспечению сохранности отчетов о часовых и суточных параметрах теплоносителя в течение 3-х лет и предоставлению потребителю по его требованию возможности ознакомления с указанными показаниями коллективных приборов учета, не содержат.
Ссылку заявителя жалобы на п. 9.5 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-49369.5, предусматривавшей ежесуточную фиксацию в журналах показаний приборов узла учета тепловой энергии, нельзя признать правомерной поскольку, данные правила утратили силу в соответствии с Приказом Минэнерго России от 27.11.2014 N 871.
В соответствии с п. 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности. Количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период (п. 111 Правил N 1034).
Подпунктом "е" пункта 31 Правил N 354, предусматривающим обязанность исполнителя при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета и предоставить потребителю по его требованию возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет, также не содержит обязанности по фиксированию и сохранению в течение трех лет почасовых и суточных параметрах теплоносителя.
Возможности ознакомиться с иными (ежемесячными) показателями, технической документацией на узел учета тепловой энергии и теплоносителя (рабочий проект, рабочий проект по реконструкции коммерческого узла учета), истец не был лишен, что подтверждено исследованными судом и имеющимися в материалах дела доказательствами.
Ссылки заявителя жалобы, на неприменение судом положений п.п. 67, 81 Правил N 354, отклоняются, поскольку указанные положения правил устанавливают период оплаты потребленных коммунальных услуг (не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом), оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввода установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замену должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Правила предоставления коммунальных услуг, иные правовые акты не ставят размер платы за коммунальные услуги, вносимой потребителями управляющей компании, в зависимость от почасовых и посуточных показаний общедомового прибора учета, при корректировке платы имеют значение помесячные показатели, снятие и фиксирование которых ООО "УК "ДЕЗ" не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения гражданского дела.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, которым была дана надлежащая оценка. Указанные доводы выводы суда не опровергают, сводятся к несогласию с ними, направлены на переоценку доказательств, обусловлены субъективным толкованием действующего законодательства. С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Таким образом, решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба не содержит доводов, влекущих его отмену, нарушения норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 327.1, ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от ... оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий Калимуллина Е.Р.
Судьи Локтин А.А.
Артемьев А.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.