Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Игнатьева В.П.
судей: Седых Е.Г.,
Фефеловой З.С.
при секретаре Бабкиной Н.А.
рассмотрела 23.11.2016 в помещении Свердловского областного суда в открытом судебном заседании гражданское дело
по исковому заявлению Тавдинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тавдинского городского округа об обязании ликвидировать несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов
по апелляционной жалобе ответчика на решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 23.08.2016.
Заслушав доклад судьи Игнатьева В.П., объяснения представителя ответчика Францкевич С.В., прокурора отдела по обеспечению прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Волковой М.Н., судебная коллегия
установила:
Тавдинский городской прокурор в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации Тавдинского городского округа о возложении обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов: на общей площади около 80 кв.м. организованное в лесной полосе в 20 м. от дома N 1-г по ул. ... и 15 м. от железнодорожных путей, а также на общей площади около 150 кв.м. в 10 м. от указанного участка, общий объем размещения отходов составляет около 3 куб.м.,. географические координаты: широта -58°03.015, долгота- 65°12.890, с торцевой части магазина за забором по ... , на площади около 80 кв.м., с объемом размещения отходов около 1 куб.м., географические координаты: широта - 58°03.466, долгота - 65°14.774, ... , в 10 м. от железнодорожного полотна, в овраге, на площади около 100 кв.м., с объемом размещения отходов около 3 куб.м., географические координаты: широта - 58°02.310, долгота -65°17.79, в 6 м от дома N 32 по пер. ... , вниз по склону, на расстоянии около 70 м. от реки ... , на площади около 500 кв.м., с объемом размещения отходов около 30 куб.м., географические координаты: широта- 58°01.401, долгота-65° 19.370. В обоснование иска указано, что при проведении проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании в сфере обращения с отходами производства и потребления выявлены места несанкционированного размещения коммунальных отходов. По результатам обследования составлен акт. Земельные участки, на которых выявлено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов, находятся в границах Тавдинского городского округа. По изложенным мотивам, просил иск удовлетворить.
Решением Тавдинского районного суда Свердловской области от 23.08.2016 исковые требования удовлетворены: на ответчика в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу возложена обязанность ликвидировать несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов, указанных в иске земельных участках.
В апелляционной жалобе, поданной и подписанной представителем ответчика, содержится просьба об отмене решения суда. В обоснование жалобы представитель ссылается на ст. 6 ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ, указывая, что в силу данного закона на субъекте Российской Федерации, а не на ответчике лежит обязанность по организации по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, в т.ч. несанкционированной свалки. Администрация Тавдинского городского округа является ненадлежащим ответчиком.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала
В судебном заседании прокурор Волкова М.Н. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, считает решение суда законным и обоснованным.
Представитель третьего лица в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы было назначено на 23.11.2016 определением от 26.10.2016. Кроме того, о дате, времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались путем размещения информации на сайте Свердловского областного суда (www.ekboblsud.ru раздел "Назначение дел к слушанию и результаты рассмотрения").
Заслушав пояснения представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражения на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
При разрешении спора суд руководствовался положениями Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ, Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ, при этом исходил из того, что при проведении проверки на территории Тавдинского городского округа выявлены места несанкционированного размещения коммунальных отходов, земельные участки, на которых они находятся, относятся к территории МО Тавдинского городского округа, поскольку организация по охране окружающей среды в границах муниципальных образований в силу закона лежит на ответчике, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Статья 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки было установлено, что на территории Тавдинского городского округа выявлены места несанкционированного размещения коммунальных отходов, а именно: на общей площади около 80 кв.м. организованное в лесной полосе в 20 м. от ... -г по ... и 15 м. от железнодорожных путей, а также на общей площади около 150 кв.м. в 10 м. от указанного участка, общий объем размещения отходов составляет около 3 куб.м.,. географические координаты: широта -58°03.015, долгота- 65°12.890, с торцевой части магазина за забором по ... , на площади около 80 кв.м., с объемом размещения отходов около 1 куб.м., географические координаты: широта - 58°03.466, долгота - 65°14.774, по ... , со стороны ... , в 10 м. от железнодорожного полотна, в овраге, на площади около 100 кв.м., с объемом размещения отходов около 3 куб.м., географические координаты: широта - 58°02.310, долгота -65°17.79, в 6 м от дома N 32 по пер. ... , вниз по склону, на расстоянии около 70 м. от реки Каратунка, на площади около 500 кв.м., с объемом размещения отходов около 30 куб.м., географические координаты: широта- 58°01.401, долгота-65° 19.370. Факт размещения коммунальных отходов подтверждается актом обследования от ( / / ) N, фотографиями с указанных мест.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что земельные участки, на которых непосредственно находятся несанкционированные размещения твердых коммунальных отходов, относятся к территории МО Тавдинского городского округа.
В соответствии с п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
В соответствии со ст. 5 Закона Свердловской области "Об отходах производства и потребления" от 19.12.1997 N 77-ОЗ органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законодательством осуществляют экологическое просвещение на территории Свердловской области в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе информируют население по вопросам обращения с такими отходами в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.
Уставом Тавдинского городского округа предусмотрено, что к полномочиям администрации городского округа относятся, в том числе: организация мероприятий по охране окружающей среды; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (ст.32 Устава).
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанности по ликвидации несанкционированных свалок должны быть возложены на регионального оператора - специализированную организацию, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку указанные положения закона не реализованы, как указывает ответчик в апелляционной жалобе в настоящее время только проходят необходимые процедуры разработки проектов нормативных актов. При этом в силу вышеуказанных норм законодательства об органах местного самоуправления и природоохранного законодательства организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что органы местного самоуправления являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований.
Судебная коллегия находит доводы жалобы несостоятельными, поскольку они направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и исследованных судом доказательств и, как не опровергающие правильности его выводов, не являются основанием для отмены постановленного по делу решения.
Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции не установлено.
По приведенным мотивам судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения постановленного по делу решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 23.08.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Игнатьев В.П.
Судьи: Седых Е.Г.,
Фефелова З.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.