Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Полевщиковой С.Н.,
при секретаре Соболевой Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-336/2016 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "УралВторМет"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, с участием заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100349:46 в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "УралВторМет": представитель Васильев А.С., действующий на основании доверенности от 25.07.2016;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области: представитель не явился;
от Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области: представитель не явился;
от ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области: представитель не явился,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "УралВторМет" (далее - административный истец) обратилось с административным исковым заявлением в Свердловский областной суд, уточнив его в ходе судебного заседания, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100349:46 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года, определенном по результатам судебной экспертизы.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что является собственником указанного выше земельного участка; несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости его рыночной стоимости нарушает права административного истца, являющегося плательщиком земельного налога, расчет которого осуществляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденной в установленном порядке.
Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления в судебном порядке кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100349:46, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал; просил суд учесть при вынесении судебного акта имеющееся в деле экспертное заключение, с которым представитель согласен ознакомившись с его содержанием.
Иные лица, участвующие в деле: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области представителей в настоящее судебное заседание не направили; о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом и заблаговременно, с заключением эксперта имели возможность ознакомиться.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей вышеуказанных лиц, участвующих в деле.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, в том числе, заключение судебной оценочной экспертизы, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
По материалам административного дела судом установлено следующее: административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100349:46, площадью 29401 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - производственная площадка (площадка козлового крана, сооружение - железнодорожный путь, забор), расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Рябова, д. 6б, что подтверждается нотариально заверенной копией свидетельства о регистрации права.
Согласно п. 8 федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года N 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
В рассматриваемом случае, Перечень земельных участков для проведения государственной кадастровой оценки на территории Свердловской области сформирован по состоянию на 01 января 2015 года и утвержден приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29.09.2015 N 2588.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100349:46 определена по состоянию на 01 января 2015 года в размере 27937418,22 руб.
В соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации земельный участок, расположенный в пределах соответствующего муниципального образования, признается объектом налогообложения.
Налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Поскольку административный истец является собственником указанного выше земельного участка, соответственно размер кадастровой стоимости влияет на величину налоговых платежей, подлежащих уплате в бюджет.
Следовательно, результат определения кадастровой стоимости объекта недвижимости напрямую затрагивает права административного истца, который в силу вышеприведенных положений Закона об оценочной деятельности вправе оспорить эти результаты в суде.
Для оспаривания юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в Комиссию является обязательным.
В подтверждении факта обращения в Комиссию при Управлении Росреестра по Свердловской области о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100349:46, административным истцом представлено решение Комиссии от 18 мая 2016 года.
В соответствии с частью 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Распределяя бремя доказывания между сторонами, суд считает, что обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а если административные ответчики возражают против удовлетворения требований, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Одним из допустимых доказательств по данной категории спора является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия его нормам Федерального закона N 135-ФЗ и правилам федеральных стандартов оценки.
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100349:46 административным истцом представлен Отчет об оценке от 11.02.2016 N 008-2/16, выполненный ООО "Центр экспертизы "Профит" оценщиком С..
Согласно данного Отчета об оценке, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100349:46 составила 7259695 руб.
После допроса в качестве свидетелей оценщика С. и эксперта П. возникшие у суда сомнения в обоснованности Отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости спорного земельного участка не были устранены.
В пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (ст. 78 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В ходе судебного заседания суд поставил на обсуждение административного истца вопрос о назначении по настоящему административному делу судебной экспертизы на предмет определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100349:46 по состоянию на 01 января 2015 года
.
По ходатайству административного истца определением суда от 19.09.2016 была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100349:46 по состоянию на 01 января 2015 года, проведение которой, было поручено эксперту сотруднику ООО "Росоценка" В..
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 13 октября 2016 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100349:46 определена в размере 6311513 руб. по состоянию на 01 января 2015 года.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта не оспорили.
В соответствии с частью 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего Кодекса.
Согласно частям 1-4, 8 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы, суд находит, что эксперт ясно и недвусмысленно ответил на поставленный перед ним вопрос; выводы эксперта объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме, на строго научной и практической основе, что исключает сомнения в их правильности и обоснованности.
Суд отмечает, что экспертиза назначалась непосредственно судом, и ее производство поручалось выбранному эксперту; экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Анализ экспертного заключения свидетельствует о том, что оно отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Суд также находит, что экспертное заключение полностью соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности; приведенные в экспертном заключении выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами, итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого земельного участка сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Суд считает, что приведенные в экспертном заключении сведения дают надлежащее представление о рынке недвижимости Свердловской области на дату оценки по определенному экспертом сегменту и обо всех ценообразующих факторах, влияющих на рыночную стоимость такого рода недвижимости, о местоположении земельного участка, его количественных и качественных характеристиках; расчеты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
В экспертном заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве и дате ее подготовки, приложены копии необходимых материалов и распечатки; в экспертном заключении изложена и подтверждена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки; состав и последовательность представленных в экспертном заключении материалов и описание процесса оценки позволяет полностью воспроизвести расчет стоимости; расчеты произведены в рамках используемого сравнительного подхода и позволяют объективно определить стоимость объектов оценки по состоянию на 01 января 2015 года.
Содержание экспертного заключения свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной.
Правильность заключения экспертизы, отвечающего требованиям процессуального законодательства, административными ответчиками не опровергнута.
Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
Во всяком случае, данных об иной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100349:46, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность экспертного заключения, вопреки положениям части 1 ст. 62, части 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному судом между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, административными ответчиками не представлено.
Проанализировав экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как надлежащее доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100349:46, которое может быть положено в основу решения.
Таким образом, суд считает, что административное исковое заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100349:46 и установлении кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, подлежит удовлетворению.
Суд устанавливает кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100349:46 в размере его рыночной стоимости, равной 6311513 руб. по состоянию на 01 января 2015 года.
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости административный истец обратился в Комиссию при Управлении Росреестра по Свердловской области 26 апреля 2016 года.
Правила статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ, устанавливают, что сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление в Комиссию о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При таких данных установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельного участка в размере её рыночной стоимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года.
При этом датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в Комиссию при Управлении Росреестра по Свердловской области - 26 апреля 2016 года.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании настоящего решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Обратившись в суд с настоящим административным иском, административный истец реализовал свое право на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, следовательно, настоящее решение нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков, в связи с чем, все судебные расходы подлежат отнесению на административного истца и взысканию с административных ответчиков они не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "УралВторМет" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100349:46 в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года, удовлетворить.
Установить на период с 01 января 2016 года и до вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100349:46, площадью 29401 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - производственная площадка (площадка козлового крана, сооружение - железнодорожный путь, забор), расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Рябова, д. 6б, в размере 6311513 (шесть миллионов триста одиннадцать тысяч пятьсот тринадцать) рублей 00 (ноль) копеек, равном его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 26 апреля 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25 ноября 2016 года.
Председательствующий судья С.Н. Полевщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.