Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Полевщиковой С.Н.,
при секретаре Соболевой Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-337/2016 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уральский завод переработки металлов"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, с участием заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области,
об установлении по состоянию на 01 января 2015 года кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 66:45:0000000:24, 66:45:0200337:129, 66:45:0200337:156 в размере их рыночной стоимости,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Уральский завод переработки металлов": Васильев А.С., действующий на основании доверенности;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области: представитель не явился;
от Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области: представитель не явился;
от ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области: представитель не явился,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Уральский завод переработки металлов" (далее - административный истец) обратилось с административным исковым заявлением в Свердловский областной суд, в котором просит пересмотреть кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: 66:45:0000000:24, 66:45:0200337:129, 66:45:0200337:156, утвержденную Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29.09.2015 N 2588 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" по состоянию на 01 января 2015 года, установив кадастровую стоимость указанных выше объектов недвижимости в размере их рыночной.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал; просил суд учесть при вынесении судебного акта имеющееся в деле экспертное заключение, согласно которого рыночная стоимость для земельного участка с кадастровым номером земельного участка с кадастровым номером 66:45:0000000:24 определена в размере 1934301 руб., для земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200337:129 - в размере 4631310 руб., для земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200337:156 - в размере 145542 руб.
Иные лица, участвующие в деле: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области представителей в настоящее судебное заседание не направили; о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом и заблаговременно, с заключением эксперта имели возможность ознакомиться.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей вышеуказанных лиц, участвующих в деле.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, в том числе, заключение судебной оценочной экспертизы, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
По материалам административного дела судом установлено следующее: административный истец является собственником трех земельных участков с кадастровыми номерами: 66:45:0000000:24, 66:45:0200337:129, 66:45:0200337:156, расположенных по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. 2-ая Полевая, дом 15, что подтверждается нотариально заверенными копиями свидетельств о государственной регистрации права.
Земельный участок с кадастровым номером 66:45:0200337:156 площадью 477 кв.м., относится к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование - под объект промышленности (производственная база).
Земельный участок с кадастровым номером 66:45:0000000:24 площадью 8069 кв.м., относится к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование - железнодорожный подъездной путь.
Земельный участок с кадастровым номером 66:45:0200337:129 площадью 20959 кв.м., относится к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование - под объект промышленности (производственная база).
Согласно п. 8 федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года N 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
В рассматриваемом случае, Перечень земельных участков для проведения государственной кадастровой оценки на территории Свердловской области сформирован по состоянию на 01 января 2015 года и утвержден приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29.09.2015 N 2588.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200337:129 определена по состоянию на 01 января 2015 года в размере 40440390,50 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:45:0000000:24 определена по состоянию на 01 января 2015 года в размере 5289390,88 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200337:156 определена по состоянию на 01 января 2015 года в размере 916684,29 руб.
В соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации земельный участок, расположенный в пределах соответствующего муниципального образования, признается объектом налогообложения.
Налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Поскольку административный истец является собственником указанных выше земельных участков, соответственно размер кадастровой стоимости влияет на величину налоговых платежей, подлежащих уплате в бюджет.
Следовательно, результат определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости напрямую затрагивает права административного истца, который в силу вышеприведенных положений Закона об оценочной деятельности вправе оспорить эти результаты в суде.
Для оспаривания юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в Комиссию является обязательным.
В подтверждении факта обращения в Комиссию при Управлении Росреестра по Свердловской области о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 66:45:0000000:24, 66:45:0200337:129, 66:45:0200337:156, административным истцом представлено решение Комиссии от 18 мая 2016 года.
В соответствии с частью 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Распределяя бремя доказывания между сторонами, суд считает, что обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а если административные ответчики возражают против удовлетворения требований, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Одним из допустимых доказательств по данной категории спора является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия его нормам Федерального закона N 135-ФЗ и правилам федеральных стандартов оценки.
Оспаривая кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: 66:45:0000000:24, 66:45:0200337:129, 66:45:0200337:156, административным истцом представлен Отчет об оценке от 11.02.2016 N 008-1/6, выполненный оценщиком ООО "Центр экспертизы "Профит" С..
Согласно данного Отчета об оценке, рыночная стоимость по земельному участку с кадастровым номером 66:45:0200337:156 определена в размере 116493 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 66:45:0000000:24 в размере 1823755 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 66:45:0200337:129 в размере 5058035 руб.
После допроса в качестве свидетеля оценщика С. возникшие у суда сомнения в обоснованности Отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости спорного земельного участка не были устранены.
В пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (ст. 78 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В ходе судебного заседания суд поставил на обсуждение административного истца вопрос о назначении по настоящему административному делу судебной экспертизы на предмет определения рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 66:45:0000000:24, 66:45:0200337:129, 66:45:0200337:156 по состоянию на 01 января 2015 года
.
По ходатайству административного истца определением суда была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 66:45:0000000:24, 66:45:0200337:129, 66:45:0200337:156 по состоянию на 01 января 2015 года, проведение которой, было эксперту сотруднику ООО "Росоценка" В..
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 13 октября 2016 года по состоянию на 01 января 2015 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:45:0000000:24 определена в размере 1934301 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200337:129 определена в размере 4631310 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200337:156 определена в размере 145542 руб.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта не оспорили; напротив, административный истец, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость указанных выше земельных участков в размере рыночной, определенной не по результатам оценки выполненной ООО "Центр экспертизы "Профит", а по результатам судебной экспертизы.
В соответствии с частью 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьи 84 настоящего Кодекса.
Согласно частям 1-4, 8 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы, суд находит, что эксперт ясно и недвусмысленно ответил на поставленный перед ним вопрос; выводы эксперта объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме, на строго научной и практической основе, что исключает сомнения в их правильности и обоснованности.
Суд отмечает, что экспертиза назначалась непосредственно судом, и ее производство поручалось выбранному эксперту; экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Анализ экспертного заключения свидетельствует о том, что оно отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Суд также находит, что экспертное заключение полностью соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности; приведенные в экспертном заключении выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами, итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых земельных участков сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Суд считает, что приведенные в экспертном заключении сведения дают надлежащее представление о рынке недвижимости Свердловской области на дату оценки по определенному экспертом сегменту рынка и обо всех ценообразующих факторах, влияющих на рыночную стоимость такого рода недвижимости, о местоположении земельных участков, их количественных и качественных характеристиках; расчеты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
В экспертном заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве и дате ее подготовки, приложены копии необходимых материалов и распечатки; в экспертном заключении изложена и подтверждена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объектов оценки; состав и последовательность представленных в заключении материалов и описание процесса оценки позволяет полностью воспроизвести расчет стоимости; расчеты произведены в рамках используемого сравнительного подхода и позволяют объективно определить стоимость объектов оценки по состоянию на 01 января 2015 года.
Содержание экспертного заключения свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной.
Правильность заключения экспертизы, отвечающего требованиям процессуального законодательства, административными ответчиками не опровергнута.
Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
Во всяком случае, данных об иной рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:45:0000000:24, 66:45:0200337:129, 66:45:0200337:156, которая действительно могла бы поставить под сомнение достоверность экспертного заключения, вопреки положениям части 1 ст. 62, части 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному судом между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, административными ответчиками не представлено.
Проанализировав экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как надлежащее доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:45:0000000:24, 66:45:0200337:129, 66:45:0200337:156, которое может быть положено в основу решения.
Таким образом, суд считает, что административное исковое заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 66:45:0000000:24, 66:45:0200337:129, 66:45:0200337:156 и установлении кадастровой стоимости, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года, подлежит удовлетворению.
Суд устанавливает по состоянию на 01 января 2015 года кадастровую стоимость:
- земельного участка с кадастровым номером 66:45:0000000:24, общей площадью 8 069 кв.м. в размере 1934301 руб., равном его рыночной стоимости;
- земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200337:129 в размере 4631310 руб., равном его рыночной стоимости;
- земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200337:156 в размере 145542 руб., равном его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года.
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области 26 апреля 2016 года.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от 18 мая 2016 года, административному истцу было отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
Правила статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ, устанавливают, что сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление в Комиссию о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При таких данных установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельных участков в размере рыночной стоимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года.
При этом датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в Комиссию - 26 апреля 2016 года.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании настоящего решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Обратившись в суд с настоящим административным иском, административный истец реализовал свое право на установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, следовательно, настоящее решение нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков, в связи с чем, все судебные расходы подлежат отнесению на административного истца и взысканию с административных ответчиков они не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Уральский завод переработки металлов" об установлении по состоянию на 01 января 2015 года кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 66:45:0000000:24, 66:45:0200337:129, 66:45:0200337:156 в размере их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить на период с 01 января 2016 года и до вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость
- земельного участка с кадастровым номером 66:45:0000000:24, общей площадью 8 069 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: железнодорожный подъездной путь, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. 2-ая Полевая, дом 15, в размере 1934301 (один миллион девятьсот тридцать четыре тысячи триста один) рубль 00 (ноль) копеек, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 01 января 2015 года;
- земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200337:129, общей площадью 20 959 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объект промышленности (производственная база), расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. 2-ая Полевая, дом 15, в размере 4631310 (четыре миллиона шестьсот тридцать одна тысяча триста десять) рублей 00 (ноль) копеек, равном его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года;
- земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200337:156, общей площадью 477 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объект промышленности (производственная база), расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. 2-ая Полевая, дом 15, в размере 145542 (сто сорок пять тысяч пятьсот сорок два) рубля 00 (ноль) копеек, равном его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 26 апреля 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25 ноября 2016 года.
Председательствующий судья С.Н. Полевщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.