Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Полевщиковой С.Н.,
при секретаре Соболевой Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-380/2016 по административному исковому заявлению Икономовой И.А.
к административным ответчикам: Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... , к Министерству по управлению государственным имуществом ... , с участием заинтересованного лица: ФГБУ "ФКП Росреестра" по ... ,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0604030:0001 в размере его рыночной стоимости,
установил:
Икономова И.А. (далее - административный истец) обратилась с административным исковым заявлением в Свердловский областной суд о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0604030:0001, утвержденной Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" по состоянию на 15 ноября 2012 года, установив кадастровую стоимость в размере рыночной.
В обоснование исковых требований, административный истец указал о том, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:41:0604030:1, что подтверждается нотариально заверенной копией свидетельства о государственной регистрации права.
Посчитав установленную кадастровую стоимость завышенной, административный истец обратился к независимому оценщику за проведением оценки рыночной стоимости земельного участка.
По результатам оценки рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0604030:0001 составила 30861000 руб.
На отчет об оценке получено положительное экспертное заключение.
31 октября 2016 года от представителя административного истца поступило ходатайство об уточнении заявленных требований, считая возможным установить кадастровую стоимость по результатам судебной экспертизы.
Лица, участвующие в деле: административный истец, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области, представителей в настоящее судебное заседание не направили; о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, и заблаговременно, с результатами судебной экспертизы имели возможность заблаговременно ознакомиться.
В силу части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, а также отзывы лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения настоящего административного искового заявления исходя из следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в суде в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При рассмотрении дела судом установлено следующее: административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:41:0604030:0001, площадью 14 667 кв.м.; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: земли промышленности (для промышленных нужд), расположенного по адресу: Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Луганская, д. 59 корп. 1.
Датой определения кадастровой стоимости земельного участка в рамках проведения государственной кадастровой оценки, является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абз. 2 статьи 24.15 Федерального закона N 135-ФЗ).
Согласно п. 8 федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года N 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
В рассматриваемом случае, по состоянию на 15 ноября 2012 года был сформирован Перечень земельных участков для проведения кадастровой оценки, результаты которой утверждены Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена по состоянию на 15 ноября 2012 года в размере 72518928,12 руб., соответственно, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена по состоянию на 15 ноября 2012 года.
В соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации земельный участок, расположенный в пределах соответствующего муниципального образования, признается объектом налогообложения.
Налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Поскольку административный истец является собственником земельного участка, соответственно размер кадастровой стоимости влияет на величину налоговых платежей, подлежащих уплате в бюджет.
Следовательно, результат определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0604030:0001 напрямую затрагивает права административного истца, который в силу вышеприведенных положений Федерального закона N 135-ФЗ вправе оспорить эти результаты в суде.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии с частью 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, административным истцом представлен Отчет об оценке от 13 марта 2015 N 01099-15К, составленный оценщиком ООО "Уральское информационное агентство" М., подтвержденный положительным экспертным заключением ООО "Российское общество оценщиков" Экспертный совет от 07 мая 2015 года, согласно которому, по состоянию на 15 ноября 2012 года рыночная стоимость спорного объекта недвижимости определена Оценщиком в размере 30861000 руб.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона N 135-ФЗ, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В связи с возникшими у суда вопросами, требующими специальных знаний в области оценочной деятельности в целях проверки подготовленного оценщиком Отчета на его соответствие законодательству об оценочной деятельности, по ходатайству административного истца определением суда от 29 сентября 2016 года была назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 15 ноября 2012 года, проведение которой поручено эксперту - сотруднику общества с ограниченной ответственностью "Центр экспертизы "Профит" С..
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 17 октября 2016 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0604030:0001 определена экспертом в размере 24543464 руб. по состоянию на 15 ноября 2012 года.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта не оспорили.
В соответствии с частью 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьи 84 настоящего Кодекса.
Согласно частям 1-4, 8 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы, суд находит, что эксперт ясно и недвусмысленно ответил на поставленный перед ним вопрос; выводы эксперта объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме, на строго научной и практической основе, что исключает сомнения в их правильности и обоснованности.
Суд отмечает, что экспертиза назначалась непосредственно судом, и ее производство поручалось выбранному эксперту; экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Анализ экспертного заключения свидетельствует о том, что оно отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Суд также находит, что экспертное заключение полностью соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности; приведенные в экспертном заключении выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами, итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого земельного участка сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Суд считает, что приведенные в экспертном заключении сведения дают надлежащее представление о рынке недвижимости г. Екатеринбурга Свердловской области на дату оценки по определенному экспертом сегменту и обо всех ценообразующих факторах, влияющих на рыночную стоимость такого рода недвижимости, о местоположении земельного участка, его количественных и качественных характеристиках; расчеты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
В экспертном заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве и дате ее подготовки, приложены копии необходимых материалов и распечатки; в экспертном заключении изложена и подтверждена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки; состав и последовательность представленных в экспертном заключении материалов и описание процесса оценки позволяет полностью воспроизвести расчет стоимости; расчеты произведены в рамках используемого сравнительного подхода и позволяют объективно определить стоимость объектов оценки по состоянию на 15 ноября 2012 года.
Содержание экспертного заключения свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной.
Правильность заключения экспертизы, отвечающего требованиям процессуального законодательства, административными ответчиками не опровергнута.
Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
Во всяком случае, данных об иной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0604030:0001, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность экспертного заключения, вопреки положениям части 1 ст. 62, части 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному судом между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, административными ответчиками не представлено.
Проанализировав экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как надлежащее доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0604030:0001, которое может быть положено в основу решения.
Таким образом, суд считает, что административное исковое заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0604030:0001 и установлении кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, подлежит удовлетворению.
Суд устанавливает кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0604030:0001 в размере его рыночной стоимости, равной 24543464 руб. по состоянию на 15 ноября 2012 года.
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости административный истец обратился в суд 02 сентября 2016 года.
Правила статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ, устанавливают, что сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При таких данных установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельного участка в размере её рыночной стоимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года.
При этом датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в суд - 02 сентября 2016 года.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании настоящего решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Обратившись в суд с настоящим административным иском, административный истец реализовал свое право на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, следовательно, настоящее решение нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков, в связи с чем, все судебные расходы подлежат отнесению на административного истца и взысканию с административных ответчиков они не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Икономовой И.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0604030:0001 в размере рыночной стоимости по состоянию на 15 ноября 2012 года, удовлетворить.
Установить на период с 01 января 2016 года и до вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0604030:0001, площадью 14 667 кв.м.; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: земли промышленности (для промышленных нужд), расположенного по адресу: Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Луганская, д. 59 корп. 1, в размере рыночной стоимости 24543464 (двадцать четыре миллиона пятьсот сорок три тысячи четыреста шестьдесят четыре) рубля 00 коп. по состоянию на 15 ноября 2012 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 02 сентября 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья С.Н. Полевщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.