Заместитель председателя Свердловского областного суда Т.П. Баландина, рассмотрев жалобу защитника Стулева А.В. на вступившие в законную силу судебные решения по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Камышловского судебного района от 29 августа 2016 года
Федеральному казенному государственному учреждению
"354 военный клинический госпиталь"
Министерства обороны Российской Федерации
(далее - ФКГУ "354 ВКГ")
назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей по ч. 13 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение законного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решением судьи Камышловского городского суда Свердловской области от 03 октября 2016 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе защитник Стулев А.В. просит об отмене вынесенных судебных решений, ссылаясь на отсутствие в действия юридического лица состава административного правонарушения, а также на существенные нарушения процессуальных требований.
Изучив материалы дела, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Часть 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
В соответствии со ст. 6 Федерального законаот 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Как следует из договора от 21 ноября 2012 года (л.д. 16-19), ФКГУ "354 ВКГ" принял на праве безвозмездного пользования здания и помещения военно-медицинского назначения в г. Камышлове, военный городок N 2, которые, в соответствии с п. 3.2.3 договора, обязан поддерживать полной исправности и надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
19 февраля 2016 года должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный пожарный надзор, ФКГУ "354 ВКГ" было выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности (л.д. 13-14), выявленных в зданиях и помещениях Филиала N 2 ФКГУ "354 ВКГ" по адресу: г. Камышлов, ул. Боровая д.5. Срок устранения нарушений был установлен до 30 июня 2016 года.
По состоянию на 02 августа 2016 года требования предписания были выполнены не в полном объеме.
Эти обстоятельства подтверждены материалами дела, в том числе актом проверки (л.д. 11-12), зафиксированы в протоколе об административном правонарушении, который соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 6-7), и фактически не оспаривались при рассмотрении дела. С заявлением о продлении срока выполнения требований предписания юридическое лицо не обращалось.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу закона, основанием освобождения юридического лица от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В материалах дела нет данных, подтверждающих невозможность выполнения ФКГУ "354 ВКГ" требований предписания контролирующего органа по указанным выше причинам.
Согласно акту проверки от 02.08.2016 в установленный срок не были выполнены требования не только об установке в помещениях Филиала систем пожарной сигнализации, но и об устранении иных нарушений, не требующих значительных денежных затрат: о выполнении поэтажных планов эвакуации в соответствии с ГОСТ, об установлении защитных плафонов на светильники и знаков пожарной безопасности, о заведении журнала учета первичных средств тушения пожара, о перекатке пожарных кранов и т.д. (л.д.13-14).
В этой связи доводы жалобы о невозможности выполнения требований предписания ввиду недостаточности финансирования медицинского учреждения не могут быть признаны состоятельными.
В силу положений статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
При таких обстоятельствах, направление начальником Филиала N 2 ФКГУ "354 ВКГ" предписания для исполнения в организации, которые на контрактной основе оказывают услуги по комплексному техническому обслуживании и санитарному содержанию военно-медицинских учреждений, само по себе не освобождает ФКГУ "354 ВКГ" от ответственности за его невыполнение.
Таким образом, на основании полного, всестороннего исследования обстоятельств дела, оценки всех представленных доказательств в их совокупности, мировой судья пришел к обоснованному выводу о совершении ФКГУ "354 ВКГ" административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наказание юридическому лицу назначено в минимальных пределах, установленных санкцией статьи.
Доводы жалобы о существенном нарушении процессуальных требований при составлении протокола об административном правонарушении нельзя признать состоятельными.
Из смысла статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что филиалы не являются юридическими лицами, не обладают самостоятельным правовым статусом, и их правоспособность определяется юридическим лицом, их создавшим. Полномочия руководителя филиала должны быть удостоверены общей доверенностью, выданной ему юридическим лицом, а также выражены в положении о филиале.
При соблюдении указанных условий, и учитывая, что в функции филиала входит в соответствии с законом представление интересов юридического лица вне места его нахождения, извещение о составлении протокола, врученное руководителю филиала, является надлежащим извещением законного представителя юридического лица.
Из материалов дела следует, что при составлении протокола об административном правонарушении, связанном с деятельностью Филиала N 2 ФКГУ "354 ВКГ", присутствовал начальник филиала Александров Ю.М., действующий на основании доверенности, выданной начальником ФКГУ "354 ВКГ" (л.д. 5-7, 27-40).
Кроме того, посредством электронной почты он был извещен о рассмотрении дела мировым судьей, при этом в судебном заседании интересы юридического лица представляли защитники (л.д. 72).
Таким образом, право юридического лица на защиту при производстве по настоящему делу не нарушено.
Законность и обоснованность постановления о назначении административного наказания проверены судьей городского суда с соблюдением требований ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а в вынесенном им решении получили оценку, в том числе доводы, аналогичные указанным в жалобе.
Поскольку существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу не допущено, оснований для удовлетворения доводов жалобы и отмены вынесенных по делу судебных решений не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.13, п. 1 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Свердловского областного суда
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 Камышловского судебного района от 29 августа 2016 года о назначении Федеральному казенному государственному учреждению "354 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации административного наказания по ч. 13 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесенное по жалобе решение судьи Камышловского городского суда Свердловской области от 03 октября 2016 года оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Заместитель председателя
областного суда Т.П. Баландина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.