Президиум Свердловского областного суда в составе: председательствующего Баландиной Т.П., членов президиума Дмитриева В.А., Милюхиной Е.В., Поляковой Т.Н., Смагиной И.Л., при секретаре Демановой Ю.А., рассмотрев по кассационной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области гражданское дело по иску Карякина Д.В. к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области о перерасчете выслуги лет,
УСТАНОВИЛ:
Карякин Д.В. обратился в суд с иском к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области (далее ГУ МВД Российской Федерации по Свердловской области) о включении в выслугу лет периодов фактического участия в контртеррористических операциях с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ) из расчета один месяц службы за три месяца, а также периода обучения по очной форме на юридическом факультете ... с ( / / ) по ( / / ) из расчета два месяца учебы за один месяц службы, взыскании судебных расходов.
Представитель ответчика иск не признал.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 16 декабря 2015 года иск удовлетворен частично, на ответчика возложена обязанность произвести перерасчет выслуги лет, включив в стаж службы Карякина Д.В. вышеуказанные периоды участия в контртеррористических операциях (всего ... дней) из расчета один месяц службы за три месяца, в удовлетворении остальной части требований отказано. С ответчика в пользу истца взысканы судебные расходы на услуги представителя в сумме ... рублей, государственная пошлина в размере ... рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от ( / / ) решение суда первой инстанции отменено в части отказа во включении в выслугу лет периода обучения и взыскания с ответчика в пользу истцу расходов по оплате государственной пошлины в размере ... рублей. Вынесено новое решение, которым Карякину Д.В. включен в выслугу лет период обучения по очной форме на юридическом факультете ... с ( / / ) по ( / / ) из расчета два месяца учебы за один месяц службы. В части взыскания с ответчика в пользу истца расходов по оплате услуг представителя решение изменено: взысканные расходы увеличены до ... рублей.
В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба истца - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции как существенно нарушающее нормы материального и процессуального права.
Определением судьи Свердловского областного суда Шестаковой С.А. от 07 ноября 2016 года доводы кассационной жалобы признаны заслуживающими внимания, жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Заслушав доклад судьи Шестаковой С.А., объяснения представителя ответчика Речновой О.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения истца Карякина Д.В., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, президиум приходит к следующему.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении данного дела судом апелляционной инстанции допущены такого рода нарушения.
Установлено, что истец проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации с ( / / ). Приказом начальника ГУ МВД России по Свердловской области от ( / / ) уволен с ( / / ) со службы на основании пункта 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
По состоянию на ( / / ) Карякину Д.В. определена выслуга лет, общая продолжительность которой в льготном исчислении составила ... лет ... месяцев ... дня.
Удовлетворяя требования истца о включении в выслугу истца в льготном исчислении периодов участия в контртеррористических операций на основании подпункта "е" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", суд первой инстанции исходил из того, что обстоятельства фактического участия истца в КТО установлены вступившим в законную силу решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от ( / / ) и в соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат дополнительному доказыванию по делу с участием тех же лиц.
Решение в указанной части сторонами не обжаловано.
В удовлетворении требований о зачете предшествующего поступлению на службу периода обучения в ... с ( / / ) по ( / / ) (как два месяца учебы за один месяц службы) суд первой инстанции отказал, придя к выводу, что в силу статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" льгота по включению в стаж периода обучения, непосредственно не относящегося к службе, призвана стимулировать поступление на службу специалистов с оконченным средним профессиональным либо высшим образованием, истец такового за год обучения в университете не получил.
Отменяя решение в этой части с вынесением нового решения об удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что обучение в ... и поступление истца на службу состоялось до 01 января 2012 года, условие о получении оконченного образования, подтвержденного дипломом, при исчислении его выслуги не должно применяться, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 оно требуется лишь для лиц, поступивших на службу не ранее 01 января 2012 года.
Эти выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей и стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 70 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Абзацем четвертым пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) определено, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, определяющей периоды военной и приравненной к ней службы, работы и иные периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в выслугу лет для назначения пенсии может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Абзацем четвертым пункта 2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 854 и Постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 1469) установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 1 января 2012 года.
Пунктом 10 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент увольнения Карякина Д.В. со службы ( / / ) предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального или высшего образования по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы.
Частью 7 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования, в частности среднее профессиональное образование подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании (пункт 2 части 7 статьи 60 названного Закона).
Из содержания приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что установленный порядок зачета в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органом внутренних дел периодов их обучения в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях до поступления на службу является льготным (из расчета два месяца обучения за один месяц службы), позволяющим увеличивать выслугу лет для назначения пенсии, и имеет целью поощрение к поступлению на службу в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, имеющих профессиональное образование (среднее профессиональное образование или высшее образование). При этом период обучения в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях подлежит зачету в стаж службы сотрудника для назначения ему пенсии за выслугу лет при условии завершения освоения сотрудником до его поступления на службу образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, подтвержденного документом об образовании и о квалификации, выдаваемым в установленном порядке.
Следовательно, вывод суда апелляционной инстанции о возможности включения в стаж службы для назначения пенсии за выслугу лет одного года обучения Карякина Д.В. в ... со ссылкой на то, что условие о необходимости получения диплома после окончания обучения в образовательном учреждении распространяется только на сотрудников, поступивших на службу с 1 января 2012 г., основан на ошибочном толковании положений законодательства, регулирующих спорные отношения, в силу которых завершение среднего профессионального либо высшего образования, подтвержденное получением диплома, является обязательным условием включения периода обучения в выслугу лет, независимо от даты поступления на службу.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в иске в этой части являлось правильным, оснований для его отмены у суда кассационной инстанции не имелось, в связи с чем не имелось оснований и для увеличения суммы взысканных расходов на уплату услуг представителя по указанному судебной коллегией мотиву удовлетворения иска в полном объеме.
Ввиду изложенного президиум полагает необходимым отменить апелляционное определение в соответствующей части как принятое с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без устранения которого невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, оставить в силе в этой части решение суда первой инстанции.
Наряду с этим, президиум находит правильным апелляционное определение в части отмены решения суда первой инстанции о возмещении истцу за счет ответчика расходов на уплату государственной пошлины, поскольку пошлина, излишне уплаченная истцом при подаче иска, вытекающего из трудовых отношений, подлежит возврату во внесудебном порядке, предусмотренном статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 386-388, пунктом 4 части первой статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 08 апреля 2016 года в части отмены и изменения решения Верх-Исетского районного суда районного суда г. Екатеринбурга 16 декабря 2015 года в части отказа в удовлетворении иска Карякина Д.В. о включении в выслугу лет периода обучения с ( / / ) по ( / / ) и взыскания с ответчика в пользу истца расходов на оплату услуг представителя в сумме ... рублей, вынесения в этой части нового решения об удовлетворении иска, взыскания с ГУ МВД России по Свердловской области в пользу Карякина Д.В. расходов по оплате услуг представителя в размере ... рублей отменить. Решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 16 декабря 2015 года в этой части оставить в силе.
Председательствующий Баландина Т.П.
Копия верна. Судья Шестакова С.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.