Судья Свердловского областного суда Корякова Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании 22.11.2016 жалобу защитника Бурдиной Е.М. на решение судьи Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 19.09.2016, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела по надзору в области обращения с отходами Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу, старшего государственного инспектора по Уральскому федеральному округу от 21.06.2016, оставленным без изменения решением судьи районного суда, генеральному директору АО "Уралхиммаш" - Чернову О.А. по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно, за нарушение требований ст. 1, ст. 11, п.п. 3, 4, 5 ст. 18, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В жалобе защитник Бурдина Е.М. ставит вопрос об отмене состоявшихся решений и о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью деяния, а также указывая об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, заслушав защитника Бурдину Е.М., прихожу к следующему.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
В ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации Департаментом Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу АО "Уралхиммаш" установлено, что предприятие в нарушение требований природоохранного законодательства АО "Уралхиммаш" осуществляло деятельность по обращению с отходами производства и потребления в отсутствии утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещения, в период с 05.02.2016 по 04.04.2016, чем нарушило ст. 1, п. 1 ст. 22, п. 3, 4, 5 ст. 18, ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении генерального директора АО "Уралхиммаш" Чернова О.А.
Оценив собранные по делу доказательства на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судья обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях генерального директора АО "Уралхиммаш" Чернова О.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях генерального директора АО "Уралхиммаш" Чернова О.А. состава административного правонарушения отклоняются как несостоятельные.
Субъектами административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются лица, ответственные за соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами потребления.
Приказом от 18.09.2015 N 176/К Чернов О.А. назначен на должность генерального директора ОА "Уралхиммаш", поэтому является ответственным за руководство деятельностью АО "Уралхиммаш", а также за соблюдение требований по охране окружающей среды и по обращению с отходами производства и потребления.
Довод жалобы о том, что на предприятии имеется должность начальника отдела охраны труда и промышленной безопасности, в обязанности которого входит своевременное представление документов в области охраны окружающей среды и который привлечен к дисциплинарной ответственности, не освобождает генерального директора АО "Уралхиммаш" Чернова О.А. от ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Административное наказание Чернову О.А. назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере, установленном санкцией статьи.
В силу ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных нормы и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Совершенное генеральным директором АО "Уралхиммаш" Черновым О.А. правонарушение посягает на общественные отношения, объектом которых является охрана окружающей среды от негативных воздействий в результате деятельности человека по обороту опасной группы веществ и материалов, создания и сохранения экологической безопасности населения и территорий. Учитывая в совокупности обстоятельства совершенного генеральным директором АО "Уралхиммаш" Черновым О.А. правонарушения, указанное правонарушение не может считаться малозначительным, поэтому оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Каких-либо юридически значимых доводов, опровергающих выводы о виновности Чернова О.А. в совершении правонарушения, в жалобе не приведено, они направлены на переоценку доказательств, основания для которой отсутствуют.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемых постановления и решения, при производстве по делу допущено не было.
Руководствуясь ст. 30.9, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 19.09.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора АО "Уралхиммаш" Чернова О.А. оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Судья Корякова Н.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.