Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 27 октября 2016 г. по делу N 33а-649/2016
Ленинградский окружной военный суд в составе:
председательствующего -
Лазарева Е.В.,
судей:
Позднякова С.И.,
Царькова В.Н.,
при секретаре Давыдове А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя административного ответчика на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 28 июня 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению старшего прапорщика в отставке Ковровской Т.Н. об оспаривании действий Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управления жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - Западное региональное управления жилищного обеспечения или жилищный орган), связанных с отказом в выдаче документов на распределенное жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Лазарева Е.В., объяснения представителя административного истца Черного А.Э., возражавшего против удовлетворения жалобы, окружной военный суд,
УСТАНОВИЛ:
Решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 28 июня 2016 года удовлетворено административное исковое заявление Ковровской Т.Н.
Суд признал незаконными действия Западного регионального управления жилищного обеспечения, выразившиеся в отказе Ковровской Т.Н. в выдаче правоустанавливающих документов на распределенное по избранному после увольнения с военной службы месту жительства жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, ... в связи с непредоставлением справки о сдаче служебного жилого помещения, и обязал административного ответчика повторно рассмотреть вопрос о выдаче указанных документов.
Принимая данное решение, суд пришел к выводу, что выселение из служебного жилого помещения оставшихся проживать в нем родственников Ковровской находится в компетенции собственника жилого помещения или уполномоченного им органа. По мнению суда, при таких условиях отсутствие справки о сдаче служебного жилого помещения не может служить препятствием для предоставления жилья в избранном месте жительства.
Суд взыскал с ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия" в пользу Ковровской судебные расходы в размере 300 рублей, понесенные на уплату государственной пошлины при подаче административного иска в суд.
В апелляционной жалобе представитель Западного регионального управления жилищного обеспечения Когут Д.И. просит отменить решение гарнизонного военного суда в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ссылаясь на обстоятельства дела, а также отдельные положения Инструкции о выдаче, учёте и хранении справок о сдаче жилых помещений, утверждённой приказом МО РФ от 12 июля 2011 года N 1133, Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, автор жалобы указывает, что для получения документов на распределенное жилое помещение Ковровской необходимо представить жилищному органу справку о сдаче служебного жилого помещения, в котором остались зарегистрированными её дочь и внук.
Отмечает, что Министерство обороны Российской Федерации берет на себя обязанность однократного обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, что, по мнению автора жалобы, предполагает обязанность самого военнослужащего сдать предоставленное ему ранее жилье в установленном законом порядке перед получением другого жилого помещения в избранном месте жительства.
Представитель административного ответчика указывает, что суд своим решением фактически создал предпосылки повторного обеспечения Ковровской жилым помещением в нарушение правил, установленных законом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из содержания административного искового заявления и решения суда первой инстанции, предметом судебного разбирательства в них указаны спорные правоотношения, возникшие между военнослужащей в отставке Ковровской и жилищным органом по вопросу выдачи "правоустанавливающих документов" на жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, ...
При этом ни административным истцом, ни судом не приведено, по поводу каких конкретных документов возник спор, какие права и какого лица эти документы устанавливают, что нарушает требования пункта 2 части 2 статьи 1, статей 4, 62, 124, пункта 5 части 2 статьи 125, пункта 1 части 2 статьи 135, части 6 статьи 180, части 1 статьи 218, части 2 статьи 220, части 9 статьи 226, части 3 статьи 227 КАК РФ. Согласно названным нормам предметом судебного разбирательства по административным делам являются нарушения прав, свобод и законных интересов граждан от оспариваемых ими решений, действия (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц, что предопределяет обязанность суда точно определить предмет спора.
В результате указанных нарушений, суд первой инстанции не установилхарактер спорных правоотношений, нормы материального права, которыми они регулируются, и относящиеся к ним обстоятельства дела.
В частности, из решения не видно, в какой форме Ковровская обеспечивается жилым помещением в избранном месте жительства: по договору социального найма или в собственность бесплатно, каждая из которых предусматривает обязанность жилищного органа оформить различный перечень правоустанавливающих документов на жилье, а также устанавливает свой порядок сдачи занимаемых жилых помещений.
Причем, в первом случае, сдача занимаемых жилых помещений осуществляется после принятия решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма до заключения соответствующего договора, а во втором - при принятии решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно.
Данные выводы следуют из содержания пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пункта 4 Правил предоставления военнослужащим-гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, пунктов 16-18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, пункта 7 Порядка организации деятельности по предоставлению военнослужащим-гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденного приказом Минобороны России от 25 января 2016 года N 20.
Данные нарушения норм процессуального права привели к принятию неправильного судебного решения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца пояснил, что спорные правоотношения возникли по вопросу выдачи Ковровской конкретного документа - выписки из решения о предоставлении распределенного жилого помещения в собственность бесплатно.
В силу пунктов 4 и 5 Правил предоставления военнослужащим-гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, указанная выписка выдается на руки военнослужащему и является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации и права оперативного управления федерального органа либо подведомственного ему учреждения или казенного предприятия и возникновения права собственности военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) и (или) членов их семей на предоставленные жилые помещения.
Эти объяснения согласуются с материалами дела. Так, извещением от 15 мая 2015 года N 323971 Ковровской распределено жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, ... Далее на основании волеизъявления Ковровской о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно и соглашения от 6 июля 2015 года, заключенного Ковровской с жилищным органом, ею произведена оплата превышающей норму предоставления площади жилого помещения (л.д.8-9, 68).
Приведенные действия сторон в силу пункта 16 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" характерны именно для предоставления жилых помещений в собственность бесплатно.
Согласно переписке Ковровской с жилищным органом перед принятием соответствующего решения между ними возник спор о необходимости представления справки о сдаче ранее занимаемого административной истицей жилого помещения в пос.Каменка Ленинградской области, в связи с чем решение о предоставлении ей жилого помещения в собственность бесплатно не было зарегистрировано жилищным органом, а его выписка не была выдана военнослужащей (л.д.12-14, 53, 75-76, 78-83).
Таким образом, предметом судебного разбирательства фактически являлось невыполнение жилищным органом обязанностей, предусмотренных пунктом 4 вышеназванных Правил и пунктов 7-8 Порядка организации деятельности по предоставлению военнослужащим-гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденного приказом Минобороны России от 25 января 2016 года N 20, по выдаче Ковровской выписки из решения о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно, что не позволяет Ковровской, заключившей первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (л.д.40, 46, 54, 57), реализовать свое право на жилищное обеспечение в соответствующей форме, предусмотренной абзацем третьим пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Вопреки выводам суда первой инстанции, действия жилищного органа, который неоднократно, в том числе в извещении от 11 мая 2016 года N 04-13/184/4/8167, в качестве условия для выдачи копии решения о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно предлагал Ковровской представить справку о сдаче жилого помещения, соответствуют закону и ее права не нарушают.
По делу установлено, что Ковровская в качестве члена семьи нанимателя - своего бывшего супруга военнослужащего Ковровского Н.Ю., на основании ордера от 03 июня 1991 года N47/4, вселилась в жилое помещение общей площадью 63,3 квадратных метров, расположенное в закрытом военном городке по адресу: Ленинградская область, п. Каменка, ... , предоставленное в качестве служебного на семью из пяти человек (бывший супруг, она сама и трое детей).
30 марта 1993 года Ковровская поступила на военную службу по контракту и с 13 мая 1993 года снялась с регистрационного учета в указанном жилом помещении, однако 1 февраля 2001 года вселилась в него вновь. 13 марта 2006 года она расторгла брак. В мае 2012 года ее бывший супруг - военнослужащий запаса Ковровский Н.Ю. был обеспечен военным ведомством жилым помещением по договору социального найма в избранном месте жительства - Санкт-Петербурге, после чего без сдачи жилья выехал из жилого помещения в п.Каменка. Согласно выписке из финансового лицевого счета нанимателем жилого помещения стала Ковровская. В качестве членов семьи нанимателя с регистрацией по месту жительства в данном жилом помещении до настоящего времени также числятся дочь административного истца Б. - с 28 марта 2002 года и ее внук К.- с 15 апреля 2004 года.
Приведенные обстоятельства усматриваются из копии ордера, характеристики жилого помещения, справок формы N 9, выписки из финансового лицевого счета, копий решений Выборгского гарнизонного военного суда от 28 июля 2005 года и от 27 июля 2010 года, копии решения о предоставлении жилья, копии договора социального найма жилого помещения от 10 мая 2012 года (л.д.7, 49-50, 53, 59-60, 65-66, 69-70, 114-115).
Согласно выпискам из приказов командира войсковой части 02511 от 21 октября 2015 года N 54 (по личному составу) и от 06 ноября 2015 года N 209 (по строевой части), Ковровская, имеющая выслугу более 23 лет, уволена с военной службы в отставку на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, после чего исключена из списков личного состава воинской части с 14 января 2016 года (л.д. 111-112).
Однако до настоящего времени жилое помещение в закрытом военном городке Ковровская уполномоченному органу Министерства обороны Российской Федерации не сдала, поскольку в нем остались зарегистрированы ее дочь и внук, вследствие чего справку по установленной форме в жилищный орган она не представила.
Вопреки выводам суда первой инстанции, приведенное обстоятельство в силу пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" объективно препятствует принятию решения о предоставлении Ковровской жилья в собственность бесплатно в избранном месте жительства.
В соответствии с названной нормой обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 20 ноября 2014 года N2655-О, от 23 декабря 2014 года N2893-О и от 29 января 2015 года N117-О и других неоднократно указывал, что положения пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющие условия для предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере для военнослужащих, в том числе об однократном обеспечении их жильем и о необходимости представления документов об освобождении жилого помещения, основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим и членам их семей жилищных гарантий, установленных указанным Федеральным законом.
Соответствующее толкование законодательной нормы применено Конституционным Судом Российской Федерации и к ситуации, связанной с выполнением военнослужащими обязанности по сдаче служебного жилого помещения при получении жилья в избранном месте жительства (определение от 9 июня 2015 года N 1223-О).
Порядок сдачи жилых помещений и получения соответствующей справки регулируется Инструкцией об оформлении, учете и хранении справок о сдаче жилых помещений и справок о необеспеченности жилыми помещениями по месту прохождения военной службы, утвержденной приказом МО РФ от 12 июля 2011 года N 1133, пунктом 17 и приложением N 10 к Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, согласно которым справка о сдаче жилого помещения является документом, подтверждающим фактическое освобождение жилого помещения военнослужащим - гражданином Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и совместно проживающими с ним членами его семьи. Это подразумевает снятие всех членов семьи, в том числе и бывших, с регистрационного учета в жилом помещении.
Поскольку такие действия членами семьи Ковровской не совершены и справка не получена, оснований для предоставления ей жилого помещения в избранном месте жительства не имеется.
Ссылки Ковровской на причины отказа членов семьи сняться с регистрационного учета в жилом помещении и ее спор о том, кто именно - собственник жилого помещения в п.Каменка или она, как наниматель жилья, должен предъявлять иск об их выселении, правового значения для настоящего дела не имеют, а, напротив, свидетельствуют о правомерности оспариваемых действий жилищного органа, основанных на предписании закона.
В этой связи являются неправомерными выводы суда первой инстанции, который необоснованно придал юридическое значение последнему обстоятельству и фактически освободил Ковровскую от выполнения законодательно установленной обязанности по представлению справки о сдаче жилья всеми членами своей семьи, тогда как данная обязанность не распространяется только на жилые помещения, находящиеся в собственности военнослужащих и (или) членов их семей. В остальных случаях статус жилого помещения - специализированный или социального использования, юридически значимым обстоятельством не является.
Более того, анализ изложенных выше материалов административного дела позволяет прийти к выводу о том, что действия семьи, в которую входила Ковровская, направлены на получение отдельными ее членами собственного жилья от государства с сохранением остальными членами семьи права владения и пользования жилым помещением в закрытом военном городке в п.Каменка вне зависимости от наличия самостоятельного права на это.
Так, последние действия Ковровской привели к сохранению права пользования жилым помещением общей площадью 63,3 квадратных метров двумя лицами, тогда как согласно объяснениям представителя административного истца они оба фактически проживают в Воронежской области, где дочь Ковровской проходит военную службу.
Такие действия имеют признаки злоупотребления правом, поскольку препятствуют выполнению выступающим от имени собственника уполномоченным органом обязанности, предусмотренной пунктами 1 и 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", по предоставлению освободившегося жилья другим военнослужащим, проходящим военную службу в данном населенном пункте, по нормам и согласно очередности.
В силу статьи 10 ГК РФ это позволяет окружному военному суду отказать Ковровской в защите ее права на предоставление постоянного жилья в избранном месте жительства в собственность бесплатно.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
С учетом правил, предусмотренных статьей 111 КАС РФ, подлежит изменению распределение судебных расходов, понесенных административным истцом на уплату государственной пошлины, поскольку оснований для их взыскания в его пользу с административного ответчика, в пользу которого принято новое решение, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 310, 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 28 июня 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению старшего прапорщика в отставке Ковровской Т.Н. отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Ковровской Т.Н. об оспаривании действий Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управления жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, выразившихся в отказе выдать выписку из решения о предоставлении в собственность бесплатно жилого помещения по адресу: Санкт-Петербург, ... , - отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.