Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 23 ноября 2016 г. по делу N 33а-1988/2016
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н.,
судей: Патланя В.А. и Тогубицкого В.А.,
при секретаре судебного заседания Удовиченко Н.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам командира войсковой части N и представителя командиров войсковых частей N и N Моргуна Д.В. на решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 17 августа 2016 г., которым удовлетворены заявленные требования бывшего военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" запаса Смусева А.В. об оспаривании действий командиров войсковых частей N и N, а также жилищной комиссии войсковой части N, связанных с увольнением административного истца с военной службы и отказом в признании его нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Потапченко И.Н., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционных жалоб и возражений на них, объяснения представителя командиров войсковых частей N и N "данные изъяты" юстиции Моргуна Д.В. в обоснование доводов жалоб, а также заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры "адрес" военного округа "данные изъяты" юстиции Арефьева М.С., полагавшего необходимым в удовлетворении жалоб отказать, судебная коллегия
установила:
Смусев А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными приказ командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ г. N N об увольнении его с военной службы и командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ г. N N об исключении его из списков личного состава воинской части в части, касающейся указания об основании увольнения с военной службы, возложить на административных ответчиков обязанность данные приказы в этой части отменить, указав в этих приказах, что он уволен в запас на основании подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с организационно-штатными мероприятиями) с оставлением его в войсковой части N на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном постоянном месте жительства в г. "адрес".
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе командир войсковой части N просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование автор жалобы приводит нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения и указывает, что препятствий для увольнения Смусева А.В. не имелось, от заключения нового контракта он отказался, поэтому обоснованно был уволен с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы.
Кроме того, автор жалобы полагает, что жилищная комиссия войсковой части N правомерно исключила административного истца из списков военнослужащих нуждающихся в служебном жилом помещении составом семьи N человека, поскольку он уволен с военной службы.
В апелляционной жалобе представитель командиров войсковых частей N и N просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование автор жалобы излагает обстоятельства дела и положения нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.
Представитель считает, что окончание действующего контракта исключает возможность досрочного увольнения военнослужащего, в том числе и в связи с организационно-штатными мероприятиями, поэтому административный истец не мог быть досрочно уволен с военной службы по истечении срока контракта о прохождении им военной службы. Проведение в воинской части организационно-штатных мероприятий не предоставляет военнослужащему, чья должность сокращена, безусловное право на увольнение по данному основанию, поскольку является прерогативой командования, а не правом военнослужащего.
По мнению представителя, военнослужащий подлежит обязательному увольнению с военной службы, если он до истечения срока действующего контракта не обращался к командованию с рапортом о заключении нового контракта. Административный истец отказался от заключения с ним нового контракта, поэтому у командования отсутствовали какие-либо законные основания для оставления его на военной службе.
Кроме того, автор жалобы указывает, что суд первой инстанции вынес мотивированное решение ДД.ММ.ГГГГ г., то есть спустя двое суток после окончания судебного заседания.
В возражениях на апелляционные жалобы представитель административного истца - адвокат Беляева Н.С. и старший помощник военного прокурора "адрес" гарнизона "данные изъяты" юстиции Морев Н.А. просят решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, а также возражения на них, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
В силу ст. 15 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" статус военнослужащих внутренних войск, порядок прохождения ими военной службы и увольнения с неё определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с подпунктом "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и подпунктом "а" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, при сокращении занимаемой им воинской должности, невозможности назначения на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность и по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника).
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим указанного пункта.
Согласно п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий допускается не более чем на шесть месяцев.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Смусев А.В. в связи с организационно-штатными мероприятиями с ДД.ММ.ГГГГ г. проходил службу в распоряжении командира войсковой части N, в связи с чем решение о его служебном предназначении в течение не более шести месяцев возлагалось на командование части.
ДД.ММ.ГГГГ г. Смусев А.В., имеющий общую продолжительность военной службы более N лет, обратился к командованию с рапортом, в котором выразил желание быть обеспеченным жильем по избранному месту жительства с последующим увольнением с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В ДД.ММ.ГГГГ г. срок контракта о прохождении военной службы у Смусева А.В. истек.
Решением жилищной комиссии войсковой части N (протокол от ДД.ММ.ГГГГ г. N N) Смусев А.В. со ДД.ММ.ГГГГ г. признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном постоянном месте жительства в г. "адрес" как подлежащий досрочному увольнению в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющий общую продолжительность военной службы более N лет.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Учитывая обстоятельства, связанные с увольнением Смусева А.В. в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, которые установлены решениями "адрес" гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ г. и "адрес" гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ г., суд сделал правильный вывод о том, что административный истец подлежал увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, истечение в ДД.ММ.ГГГГ г. срока контракта, заключенного со Смусевым А.В., не исключает право административного истца быть уволенным в запас по основанию, предусмотренному подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", учитывая, что ранее он длительное время свыше установленных действующим законодательством сроков находился в распоряжении командира (начальника), а действия командования по его предшествующим увольнениям судами признавались незаконными.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", если после истечения срока, указанного в контракте, военнослужащий продолжает прохождение военной службы, например, до обеспечения его жилым помещением, то при отсутствии письменного согласия военнослужащего на увольнение с военной службы до обеспечения его жилым помещением (например, при отсутствии рапорта и др.) такого военнослужащего следует считать проходящим военную службу в добровольном порядке только до реализации его права на жилище.
В соответствии с п. 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилищными субсидиями или жилыми помещениями по договору социального найма или в собственность, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их на учете нуждающихся в жилых помещениях по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.
Таким образом, суд обоснованно признал незаконными и недействующими с момента издания приказы об увольнении Смусева А.В. с военной службы и исключении его из списков личного состава воинской части в части, касающейся основания увольнения Смусева А.В. с военной службы.
Кроме того, административный истец в ДД.ММ.ГГГГ г. впервые поступил на военную службу по контракту, в связи с чем в течение всего срока ее прохождения имел право на обеспечение служебными жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального, закона "О статусе военнослужащих", которым также предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 13 ст. 15 этого же закона вышеназванные категории военнослужащих, не обеспеченных на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Таким образом, суд верно признал незаконным и недействующим с момента принятия решение жилищной комиссии войсковой части N, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ года N N, об отказе в признании Смусева А.В. нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В соответствии со ст. 177 КАС РФ решение суда принимается немедленно после разбирательства административного дела. Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела, но резолютивную часть решения суд должен объявить в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела.
Как следует из протокола судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ г., председательствующий по делу огласил резолютивную часть решения и разъяснил лицам, участвующим в деле, что с мотивированным судебным решением они могут ознакомиться ДД.ММ.ГГГГ г.
При таких обстоятельствах, вопреки утверждениям в апелляционной жалобе, процессуальные нарушения, влекущие отмену решения, судом первой инстанции при производстве по делу не допущены, поскольку срок, предусмотренный ст. 177 КАС РФ, судом не нарушен.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 17 августа 2016 г. по административному исковому заявлению Смусева А.В. оставить без изменения, а апелляционные жалобы командира войсковой части N и представителя командиров войсковых частей N и N- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.