Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 16 ноября 2016 г. по делу N 33а-2009/2016
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Потапченко И.Н.,
судей: Патланя В.А., Шуайпова М.Г.,
при секретаре судебного заседания Стецурине Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам административного истца и её представителя Кучерова В.И. на решение Сочинского гарнизонного военного суда от 25 августа 2016 г., которым отказано в удовлетворении заявленных требований "данные изъяты" Китаевой Н.Ю. об оспаривании решения Федерального государственного казённого учреждения " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанного со снятием истца с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и приказа командира войсковой части N об увольнении с военной службы.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционных жалоб и поступивших относительно апелляционной жалобы истца возражений, объяснения представителя административного истца Гаджиева Р.Н. в обоснование доводов жалоб, объяснения представителя Федерального государственного казённого учреждения " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Апрышкиной Ю.С., возражавшей против удовлетворения жалоб, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры "адрес" военного округа "данные изъяты" юстиции Арефьева М.С., полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения судебная коллегия
установила:
Китаева Н.Ю. обратилась в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными:
- решение Федерального государственного казённого учреждения " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. N N о снятии её с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
- приказ командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ г. N N об увольнении её с военной службы по состоянию здоровья в связи с необеспеченностью жилым помещением.
Гарнизонным военным судом в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционных жалобах административный истец и её представитель просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Авторы жалоб излагают обстоятельства дела, приводят законодательные акты, регулирующие спорные правоотношения, делают вывод о том, что истец не реализовала право на жилое помещение в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", обращают внимание на то, что она приняла необходимые меры для выделения доли квартиры, на которую командование войсковой части N выделило её супругу Китаеву С.В. денежные средства, с целью последующей передачи её жилищным органам Министерства обороны Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ г. она принята на учёт нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании рапорта и свидетельства о расторжении брака.
Кроме того, представитель административного истца указывает, что в решении жилищного органа от ДД.ММ.ГГГГ г. N N не указаны основания снятия истца с жилищного учёта, отсутствуют суждения относительно наличия в представленных Китаевой Н.Ю. документах сведений, не соответствующих действительности, послуживших основанием для принятия на учёт, и неправомерных действий должностных лиц жилищного органа, который к тому же не представил в суд доказательств о том, когда были выявлены обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения о снятии Китаевой Н.Ю. с жилищного учёта.
В возражениях на апелляционную жалобу административного истца представитель командира войсковой части Скидан О.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с предписаниями ст. ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. осуществляется путём предоставления за счёт Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы (после первых пяти лет службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя определённой в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильём для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за всё время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение.
Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, Законом не предусмотрено.
Из анализа вышеприведённых правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны Российской Федерации по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определённом ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, установленного ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Этот вывод соответствует разъяснениям, изложенным в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8, согласно которым в случае, если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации с учётом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти.
Из материалов дела усматривается, что Китаева Н.Ю. проходила военную службу с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ г. по настоящее время.
В ДД.ММ.ГГГГ г. супругу административного истца - военнослужащему ФИО16. военным ведомством оказана безвозмездная финансовая помощь по оплате стоимости строительства двухкомнатной кооперативной квартиры на состав семьи из трёх человек ( ФИО17., его супруга Китаева Н.Ю., бабушка супруги ФИО18.) в размере N процентов от стоимости выбранной квартиры, что свидетельствовало об обеспечении административного истца и её супруга жильём по установленной норме.
Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ г. серии N N N подтверждается, что квартира, расположенная по адресу: "адрес" приобретена ФИО19. в собственность на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ г.
В ДД.ММ.ГГГГ г. бабушка административного истца - ФИО20 умерла.
До ДД.ММ.ГГГГ г. Китаева Н.Ю. проживала в данной квартире, а в ДД.ММ.ГГГГ г. брак был расторгнут.
Вступившим в законную силу решением "адрес" городского суда "адрес" края от ДД.ММ.ГГГГ г. Китаевой Н.Ю. отказано в исковых требованиях к ФИО22. о разделе вышеуказанной квартиры.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части N (протокол от ДД.ММ.ГГГГ г. N N) Китаева Н.Ю. поставлена на жилищный учёт.
Основанием для постановки Китаевой на жилищный учет послужил её рапорт командиру воинской части от ДД.ММ.ГГГГ г.
В ДД.ММ.ГГГГ г. Китаевой Н.Ю. по её просьбе изменена форма жилищного обеспечения на жилищную субсидию (избранное место жительства - г. "адрес").
В соответствии с решением жилищного органа от ДД.ММ.ГГГГ г. N N в связи с проверкой обоснованности нахождения административного истца на жилищном учёте Китаева Н.Ю. снята с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку ранее была обеспечена жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации как член семьи военнослужащего.
Поскольку Китаева Н.Ю. не приняла надлежащих мер по выделению доли в квартире, предоставленной ей военным ведомством в составе семьи военнослужащего, на которую её бывшим супругом оформлено право собственности, что повлекло утрату возможности сдачи этой доли квартиры уполномоченным жилищным органам, то вывод суда о законности оспоренного решения жилищного органа является правильным.
Вопреки доводам жалоб, судом первой инстанции приняты во внимание все указанные обстоятельства дела и сделан правильный вывод о том, что административный истец реализовала право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и если она не может представить документы об освобождении жилого помещения, то повторное обеспечение её жильём по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации с учётом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Доводы жалоб о том, что административный истец была поставлена на жилищный учёт в войсковой части N в ДД.ММ.ГГГГ г., не влияет на существо принятого по делу решения, поскольку решение о снятии её с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, принималось другим жилищным органом, которым приведены мотивы оспариваемого решения.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по состоянию здоровья без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии.
Следовательно, запрет на увольнение с военной службы по указанному основанию без согласия военнослужащего установлен только в отношении военнослужащих, состоящих на учёте нуждающихся в жилых помещениях.
Приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ г. N N Китаева Н.Ю. уволена с военной службы по состоянию здоровья.
Учитывая, что в день издания приказа об увольнении с военной службы административный истец на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении не состояла, то её согласия на увольнение с военной службы не требовалось.
Следовательно, суд пришел к правильному выводу об отсутствии препятствий для увольнения Китаевой Н.Ю. с военной службы без предоставления жилого помещения, в связи с чем обоснованно признал приказ об увольнении с военной службы законным.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сочинского гарнизонного военного суда от 25 августа 2016 г. по административному исковому заявлению Китаевой Н.Ю. оставить без изменения, а апелляционные жалобы административного истца и её представителя - без удовлетворения.
Председательствующий И.Н. Потапченко
Судьи В.А. Патлань
М.Г. Шуайпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.