Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 23 ноября 2016 г. по делу N 33а-2067/2016
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Потапченко И.Н.,
судей: Патланя В.А., Тогубицкого В.А.,
при секретаре судебного заседания Удовиченко Н.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика ФИО4 на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 15 августа 2016 г., которым удовлетворены заявленные требования "данные изъяты" Полякова Р.В. об оспаривании решения Федерального государственного казённого учреждения " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанного со снятием истца и членов его семьи с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного ответчика Чудиновой М.А. в обоснование доводов жалобы, объяснения административного истца Полякова Р.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
решением Федерального государственного казённого учреждения " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N Поляков Р.В. снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку он ранее обеспечивался жилым помещением от украинского военного ведомства.
Поляков Р.В. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным вышеуказанное решение и обязать жилищный орган восстановить его на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование автор жалобы излагает обстоятельства дела и положения нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, считает, что договор социального найма не может быть заключен с административным истцом, поскольку он не сдал полученное им в период прохождения военной службы в составе Вооруженных Сил "адрес" жилое помещение на состав семьи "данные изъяты" человека, расположенное по адресу: "адрес", "адрес"
Рассмотрев материалы дела и приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Тем же пунктом Федерального закона предусмотрено, что военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан при увольнении с военной службы и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Таким образом, необходимым условием предоставления военнослужащим жилого помещения по избранному после увольнению месту жительства является сдача занимаемого жилого помещения по месту службы, которое согласно положениям п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" подлежит заселению другими военнослужащими и членами их семей.
Как видно из материалов дела, до ДД.ММ.ГГГГ Поляков Р.В. проходил военную службу в составе Вооруженных Сил "адрес", а с указанной даты проходит военную службу в Вооружённых Силах Российской Федерации.
Согласно ордеру на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ N Полякову Р.В. на состав семьи "данные изъяты" человека предоставлена "данные изъяты" квартира, расположенная по адресу: "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ Полякову Р.В. в установленном порядке выдан паспорт гражданина Российской Федерации.
Приказом командующего "адрес" флотом от ДД.ММ.ГГГГ N в связи с организационно-штатными мероприятиями Поляков Р.В. освобождён от занимаемой воинской должности и зачислен в распоряжение начальника N центра материально-технического обеспечения.
Решением Федерального государственного казённого учреждения " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N Поляков Р.В. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Поляков Р.В. являлся гражданином "адрес" и был обеспечен жилым помещением в "адрес" при прохождении военной службы в Вооруженных Силах "адрес" и из жилищного фонда этого государства.
Данное жилое помещение административным истцом не сдано, а члены его семьи, проживающие в настоящее время совместно с административным истцом в "адрес", сохранили в этой квартире регистрацию.
Республика Крым и г. Севастополь с марта 2014 г. вошли в состав Российской Федерации на основании ст. 24 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и ст. 10 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 г.
В силу ст. 12.1 вышеуказанного Федерального конституционного закона до 1 января 2017 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно пп. 3 и 5 постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 г. N 1745-6/14 "О независимости Крыма" деятельность государственных органов Украины на территории Крыма прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к государственным органам Республики Крым, определенным Правительством Республики Крым. Государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего Постановления на территории республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым.
В соответствии со ст. 2-1 Закона Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" право собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившиеся по состоянию на 17 марта 2014 г. на территории Республики Крым, считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 г. N 1745-6/14 "О независимости Крыма" в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.
По делу установлено, что вышеуказанное жилое помещение не передано в оперативное управление Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно извещению от ДД.ММ.ГГГГ N Полякову Р.В. и членам его семьи (всего "данные изъяты" человека) распределено жилое помещение в "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ жилищный орган направил Полякову Р.В. сообщение, в котором предложил представить справку о сдаче жилого помещения.
Административный истец неоднократно обращался в жилищный орган и другие органы с заявлениями, в которых просил разъяснить, в какой орган ему надлежит сдать занимаемое жилое помещение.
Ответ на своё обращение о порядке сдаче жилья Поляков Р.В. из жилищного органа не получил.
В ДД.ММ.ГГГГ г. Поляков Р.В. обратился с заявлением в жилищный орган о предоставлении жилищной субсидии.
Из оспариваемого решения Федерального государственного казённого учреждения " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации следует, что Поляков Р.В. снят с вышеуказанного учета на том основании, что по прежнему месту военной службы он не сдал жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу.
В п. 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, предусмотрено, что с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в п. 17 настоящей Инструкции, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения, о чем уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим мотивированный отказ.
Поскольку Поляков Р.В., выразивший намерение сдать жильё, по объективным причинам не смог это сделать по предложению жилищного органа, изложенному в письме от ДД.ММ.ГГГГ, то у жилищного органа не имелось оснований для вынесения оспариваемого решения о снятии его с жилищного учёта по приведенным в решении мотивам.
При таких обстоятельствах утверждение в жалобе о том, что административный истец по прежнему месту военной службы был обеспечен жилым помещением, до сдачи которого с ним не может быть заключен договор социального найма, является несостоятельным, поскольку жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", предоставлено истцу в ДД.ММ.ГГГГ г. не в связи с прохождением им военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Учитывая, что материалами дела не подтверждается наличие у административного истца по месту службы жилых помещений в собственности или предоставленных на основании договора социального найма, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого решения Федерального государственного казённого учреждения " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба представителя административного ответчика удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 15 августа 2016 г. по административному исковому заявлению Полякова Р.В. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий И.Н. Потапченко
Судьи: В.А. Патлань
В.А. Тогубицкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.