Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Колосковой С.Е.,
судей
Левиной Н.В., Немчиновой Н.В.,
при секретаре
Венцеле А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе С.Д.З. в лице представителя Л.А.Н. на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 27 июня 2016 г., которым в удовлетворении требований С.Д.З. об оспаривании решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тюменской области" в лице филиала по Тюменской области отказано.
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Левиной Н.В., объяснения представителя С.Д.З. - Л.А.Н., настававшего на доводах апелляционной жалобы, представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тюменской области Ч.М.А., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
С.Д.З. обратился в суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тюменской области" в лице филиала по Тюменской области (далее также - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тюменской области, Филиал) о признании незаконными решения Филиала от " ... " " ... " о приостановлении осуществления кадастрового учета, возложении обязанности совершить действия, связанные с рассмотрением заявления о государственном объекте недвижимости.
Требования мотивировал тем, что на основании договора аренды от " ... " " ... ", заключенного между С.Д.З. и Департаментом имущественных отношений Тюменской области, является арендатором земельного участка с кадастровым номером " ... ", до " ... " В результате обращения " ... " в ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тюменской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка "под размещение объектов туристской индустрии" Филиалом принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета ввиду отсутствия документы уполномоченного органа для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части вида разрешенного использования земельного участка. Ссылаясь на положения Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости", считал решение Филиала незаконным, поскольку земельный участок находится в зоне делового, общественного и коммерческого назначения, к одному из видов разрешенного использования в данной зоне относится размещение объектов туристической индустрии, в связи с этим полагал, что имеет право на обращение с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка как его арендатор.
Представитель С.Д.З. - Л.А.Н., действующий на основании доверенности от " ... " (л.д.60-61), в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тюменской области Е.А.С., действующая на основании доверенности от " ... " (л.д.99), в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях.
С.Д.З., представители ПАО " " ... "", Департамента имущественных отношений Тюменской области в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Судом постановленоуказанное решение, с которым не согласен С.Д.З. В апелляционной жалобе, поданной представителем Л.А.Н., считая решение суда не соответствующим нормам материального права, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Ссылаясь на Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, считает, что законодательство Тюменской области не препятствует реализации его права на изменение вида разрешенного использования арендуемого земельного участка без согласования с Департаментом имущественных отношений Тюменской области. Ссылаясь на Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости", указывает, что имел право для обращения в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменений земельного участка, в связи с этим не согласен с выводом о самовольном изменении вида разрешенного использования земельного участка.
С.Д.З., представители Департамента имущественных отношений Тюменской области, ПАО " " ... "" в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они были извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы ими не заявлены, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее также - ФЗ "О государственном кадастре недвижимости") государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Пункт 9 части 1 статьи 22 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" устанавливает, что одним из документов, необходимых к представлению в орган кадастрового учета (при кадастровом учете в связи с изменением разрешенного использования земельного участка) является копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом, установленное разрешенное использование земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании договора аренды от " ... " " ... ", заключенного с Департаментом имущественных отношений Тюменской области, С.Д.З. является арендатором земельного участка " ... ", предоставленного под нежилое двухэтажное строение (склад). Срок действия договора с " ... " по " ... "
Согласно кадастровому паспорту указанного земельного участка его разрешенное использование: под нежилое двухэтажное строение (склад).
" ... " представитель С.Д.З. - Л.А.Н. обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тюменской области с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости изменений в части разрешённого использования и кадастровой стоимости в отношении названного выше земельного участка. При этом в качестве основания для внесения таких изменений в декларации о выбранном виде разрешенного использования земельного участка заявитель указал Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 г. N 154, в редакции решения Тюменской городской Думы от 26 октября 2015 г. N 271.
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тюменской области " ... " от " ... " осуществление кадастрового учёта приостановлено на основании пункта 5 части 2 статьи 26 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В решении указано, что для устранения причин, препятствующих осуществлению кадастрового учета изменений, Департаменту имущественных отношений Тюменской области в порядке информационного взаимодействия рекомендовано представить в орган кадастрового учета документ уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части вида разрешенного использования земельного участка. Заявителю разъяснено, что указанный документ он вправе предоставить самостоятельно.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований об оспаривании решения ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тюменской области, суд первой инстанции указав, что С.Д.З. не вправе самостоятельно изменять вид разрешенного использования земельного участка без согласования с арендодателем, при этом с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка в Департамент имущественных отношений Тюменской области административный истец не обращался, пришел к выводу, что решение административного ответчика законно и обоснованно.
Судебная коллегия считает, что данные выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки могут использовать в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Исходя из положений статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты. Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Согласно пункту 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации арендаторы земельных участков вправе осуществлять права собственников земельных участков, установленные статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
Закон Тюменской области от 05 октября 2001 г. N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" регулирует отношения между органами государственной власти Тюменской области, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, возникающие при владении, пользовании и распоряжении земельными участками, принадлежащими Тюменской области на праве собственности, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными земельными участками, находящимися в Тюменской области (часть 1 статьи 1).
В силу части 2 статьи 1 Закона Тюменской области от 26 декабря 2014 г. N 125 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в статью 14 Закона Тюменской области "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" к полномочиям органов государственной власти Тюменской области отнесены полномочия органов местного самоуправления городского округа город Тюмень по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (включая образование земельных участков, в том числе утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории).
В соответствии с Положением об управлении и распоряжении земельными участками, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 02 июля 2007 г. N 144-п, управление и распоряжение землями и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет Департамент имущественных отношений Тюменской области.
В случаях, предусмотренных Законом Тюменской области от 05 октября 2001 г. N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области", принятие решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также совершение иных предусмотренных настоящим Положением действий, связанных с распоряжением указанными земельными участками, осуществляется Департаментом имущественных отношений Тюменской области на основании соответствующих решений совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 8 Закона Тюменской области от 05 октября 2001 г. N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" разрешенное использование земельных участков определяется при их предоставлении уполномоченным органом исполнительной власти области на основе правил землепользования и застройки. Самовольное изменение разрешенного использования земельных участков не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Таким образом, право аренды земельного участка само по себе не означает, что любое лицо, получившее участок в аренду с одним видом разрешенного использования, может по своему усмотрению выбрать другой вид разрешенного использования, изменить его и использовать по своему усмотрению без волеизъявления собственника (решения соответствующего уполномоченного органа).
Произвольное, не основанное на нормах действующего законодательства и противоречащее условиям договора, изменение вида разрешенного использования земельного участка не допускается.
Как следует из пункта 1.3. договора аренды, заключенного " ... " между Департаментом имущественных отношений Тюменской области и С.Д.З., земельный участок с кадастровым номером " ... " предоставлен С.Д.З. под нежилое двухэтажное строение (склад). Согласно пункту 3.1.1 договора арендатор имеет право использовать участок в соответствии с целями его предоставления и условиями настоящего договора.
Согласно материалам дела, Департаментом имущественных отношений Тюменской области на запрос административного ответчика указано, что документов о внесении изменений в характеристики земельного участка с кадастровым номером " ... " не издавалось.
При таких обстоятельствах, поскольку сведений, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером " ... " был изменен в установленном законом порядке материалы дела не содержат, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований С.Д.З.
Позиция суда основана на анализе доказательств, мотивирована, соответствуют требованиям закона, и у судебной коллегии не имеется оснований считать ее неправильной.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, фактически сводятся к повторному изложению заявителем своей позиции и к несогласию с оценкой суда установленных по делу обстоятельств, основаны на неправильном толковании закона, в связи с этим признаются судебной коллегией несостоятельными и не влекущими отмену решения суда.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции проверяет законность принятых по делу судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В решении суда верно изложены обстоятельства дела, дана надлежащая оценка доказательствам, применен закон, подлежащий применению.
Нарушений судом норм материального или процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, апелляционная инстанция не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 27 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу С.Д.З. в лице представителя Л.А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.