Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Жельнио Е.С.,
судей Шиловой О.М., Романовой И.А.,
при секретаре Ильчук Е.А.,
рассмотрела 02 декабря 2016 года в городе Хабаровске в открытом судебном заседании частную жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" на определение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 31 августа 2016 г. об оставлении апелляционной жалобы без движения,
заслушав доклад судьи Романовой И.А., пояснения помощника военного прокурора Петросян А.П.,
установила:
Решением Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 01 августа 2016 г. исковые требования Военного прокурора Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" удовлетворены.
Возложена обязанность на общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищного фонда" в лице обособленного подразделения "Хабаровский" в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать установку общедомовых приборов учета электрической и тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения в жилом многоквартирном доме, а также организовать ввод указанных приборов в эксплуатацию по "адрес"; организовать установку общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения в жилых многоквартирных домах, а также организовать ввод указанных приборов в эксплуатацию по "адрес".
С общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" в лице обособленного подразделения "Хабаровский" взыскана государственная пошлина в доход муниципального образования городской округ "город Хабаровск" в размере 6 000 рублей.
Представителем ООО "Главное управление жилищным фондом" на решение суда подана апелляционная жалоба.
Определением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 31 августа 2016 г. апелляционная жалоба оставлена без движения по тем основаниям, что, в соответствии со ст.333.19 Налогового кодекса РФ, размер государственной пошлины при подачи апелляционной жалобы составляет 150 рублей, заявителем подана апелляционная жалоба без уплаты государственной пошлины в полном размере, в связи с чем, заявителю апелляционной жалобы предложено в трехдневный срок с момента получения определения оплатить государственную пошлину.
Определением суда от 12 сентября 2016 г. в определение от 31.08.2016г. внесено исправление "В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ" при подаче апелляционной жалобы подлежит уплате государственная пошлина в размере 3 000 рублей".
В частной жалобе представитель ООО "Главное управление жилищным фондом" просит отменить определение по тем основаниям, что, в соответствии с п.9, 3 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, размер государственной пошлины при подачи апелляционной жалобы должен составлять 3 000 рублей, судом неверно указан размер государственной пошлины 150 рублей за подачу апелляционной жалобы, который противоречит действующему законодательству.
Проверив материалы дела, выслушав помощника военного прокурора, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:
В соответствии с ч. 4 ст. 322 ГПК РФ к апелляционной жалобе прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если жалоба подлежит оплате.
Согласно ч. 1 ст. 323 ГПК РФ при подаче апелляционных жалобы, представления, не соответствующих требованиям ст. 322 ГПК РФ, судья не позднее чем через пять дней со дня поступления жалобы, представления выносит определение, которым оставляет жалобу, представление без движения, и назначает лицу, подавшему жалобу, представление разумный срок для исправления недостатков жалобы, представления с учетом характера таких недостатков, а также места жительства или места нахождения лица, подавшего жалобу.
В силу статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, уплачивается государственная пошлина в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера составляет: для физических лиц - 300 рублей, для организаций - 6000 рублей.
Следовательно, подлежит уплате государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы ответчиком в размере 3 000 рублей.
Как следует из материалов дела, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, к апелляционной жалобе ответчиком был не приложен, соответственно судьей обоснованно апелляционная жалоба оставлена без движения.
Доводы частной жалобы о том, что подлежит уплате государственная пошлина в размере 3 000 рублей, не влияют на правильность вывода судьи о наличии оснований для оставления апелляционной жалобы без движения, поскольку к апелляционной жалобе документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, не был приложен. Кроме того, судом первой инстанции было вынесено определение об исправлении описки в определении суда в части размера государственной пошлины, подлежащей уплате, в сумме 3 000 рублей, что свидетельствует о необоснованности доводов частной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 331-335 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Определение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 31 августа 2016 г. об оставлении апелляционной жалобы без движения, оставить без изменения, частную жалобу представителя ООО " ГУЖФ" - без удовлетворения.
Председательствующий Жельнио Е.С.
Судьи Шилова О.М.
Романова И.А.
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 02 декабря 2016 г. по делу N 33-8801/2016
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Жельнио Е.С.,
судей Шиловой О.М., Романовой И.А.,
при секретаре Ильчук Е.А.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" о возложении обязанности организовать установку общедомовых приборов учета электрической и тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения в жилых многоквартирных домах, а также организации ввода указанных приборов в эксплуатацию,
по апелляционной жалобе ответчика ООО "ГУЖФ" на решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 01 августа 2016г.,
заслушав доклад судьи Романовой И.А., объяснения помощника военного прокурора Петросян А.П.,
установила:
Военный прокурор Хабаровского гарнизона обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" о возложении обязанности организовать установку общедомовых приборов учета электрической и тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения в жилых многоквартирных домах, а также организации ввода указанных приборов в эксплуатацию.
Определением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 01.08.2016г. объединены в одно производство гражданские дела по искам Военного прокурора к ООО "ГУЖФ".
В обоснование требований Военный прокурор указал, что проведенной проверкой исполнения должностными лицами ООО "Главное управление жилищным фондом" требований законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, при оборудовании многоквартирных жилых домов "адрес" общедомовыми приборами учета горячего и холодного водоснабжения, электроснабжения, отопления, газоснабжения установлены требования нарушения законодательства. Собственником указанных многоквартирных домов является Министерство обороны Российской Федерации. С 03.08.2015г. обязательства по управлению указанными многоквартирными домами приняло ООО "ГУЖФ" на основании договора управления жилищным фондом N, заключенного 27.07.2015 г. с Минобороны России. Проверкой установлено, что в указанных многоквартирных домах ни собственниками жилых помещений, ни управляющей компанией до настоящего времени не принято мер по установке общедомовых приборов учета. Бездействие ответчика противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает интересы Российской Федерации по стимулированию энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также права граждан, проживающих в жилых помещениях специализированного жилищного фонда.
Просит обязать ООО "ГУЖФ" в срок до 30 августа 2016 года организовать установку общедомовых (коллективных) приборов учета электрической и тепло энергии, горячего и холодного водоснабжения, газоснабжения в жилом многоквартирном доме по "адрес", а также организовать ввод указанных приборов в эксплуатацию; организовать установку общедомовых (коллективных) приборов учета электрической и тепло энергии, горячего и холодного водоснабжения в жилом многоквартирном доме по "адрес", а также организовать ввод указанных приборов в эксплуатацию; организовать установку общедомовых (коллективных) приборов учета электрической и тепло энергии, горячего и холодного водоснабжения, газоснабжения в жилом многоквартирном доме по "адрес", а также организовать ввод указанных приборов в эксплуатацию; организовать установку общедомовых (коллективных) приборов учета электрической и тепло энергии, горячего и холодного водоснабжения в жилом многоквартирном доме по "адрес", а также организовать ввод указанных приборов в эксплуатацию.
Определением суда от 01.08.2016г. производство по делу в части исковых требований о возложении обязанности на общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" в лице обособленного подразделения "Хабаровский" организовать установку общедомовых приборов учета электрической энергии, а также организовать ввод указанных приборов в эксплуатацию по "адрес" прекращено в связи с отказом от части исковых требований.
Решением Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 01 августа 2016 г. исковые требования военного прокурора Хабаровского гарнизона удовлетворены.
На общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищного фонда" в лице обособленного подразделения "Хабаровский" возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать установку общедомовых приборов учета электрической и тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения в жилом многоквартирном доме, а также организовать ввод указанных приборов в эксплуатацию по "адрес"; организовать установку общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения в жилых многоквартирных домах, а также организовать ввод указанных приборов в эксплуатацию по "адрес".
Взыскана с общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" в лице обособленного подразделения "Хабаровский" государственная пошлина в доход муниципального образования городской округ "город Хабаровск" в размере 6 000 рублей.
В апелляционной жалобе представитель ООО "ГУЖФ" с решением суда не согласна, просит его отменить как незаконное и необоснованное, по тем основаниям, что ответчик управляет указанным домом, но не является его собственником, в связи с чем, у ответчика отсутствует обязанность по установке приборов учета. Установка коллективных приборов учета потребления ресурсов относится к работам по капитальному ремонту многоквартирного дома, что находится в ведении собственников жилого дома, которые не приняли решение о включении расходов на установку общедомовых приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения. Считает, что позиция суда о сроках исполнения решения суда не обоснована, не основана на процессуальных нормах, поскольку решение вопроса об установке общедомовых приборов учета должно производиться сообща с ресурсноснабжающими организациями, на основании договоров, которые еще не заключены. Кроме того, данные организации не были привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц. Решение суда, не связанное с передачей имущества, исполняется по общим правилам вступления решения суда в законную силу в порядке исполнительного производства.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, выслушав представителя истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации N от 27.07.2015 г., Министерство обороны РФ (заказчик), выполняющее полномочия собственника жилищного фонда, и ООО "Главное управление жилищным фондом" (управляющая организация), заключили договор, согласно которому Заказчик передает Управляющей организации в управление и эксплуатацию жилищный фонд, указанный в Перечне жилищного фонда, а управляющая организация принимает в управление жилищный фонд и обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда по адресам, упомянутым в перечне жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом деятельность.
В состав переданного ответчику жилищного фонда под пунктом 21 включен многоквартирный дом "адрес", под пунктом 33 включен многоквартирный дом "адрес", под пунктом 35 включен многоквартирный дом "адрес", под пунктом 110 включен многоквартирный дом "адрес"
Как следует из материалов проверки военной прокуратуры Хабаровского гарнизона исполнения ООО "ГУЖФ" требований жилищно-коммунального законодательства, в указанных прокурором многоквартирных домах отсутствуют общедомовые приборы учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, а в доме "адрес" также отсутствует общедомовой прибор газоснабжения.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 157, 161 ЖК РФ, ст.ст. 9, 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, оценив в совокупности установленные обстоятельства и собранные по делу доказательства, пришел к выводу, что собственниками помещений многоквартирного дома не решен вопрос об установке общедомовых приборов учета, в связи с чем, управляющая организация, представляя интересы собственников перед ресурсоснабжающими организациями, должна организовать работы по установке общедомовых приборов учета.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которым правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, всем представленным сторонами доказательствам в совокупности, дана надлежащая оценка, по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств, не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что собственники помещений в многоквартирных домах не приняли решение о включении расходов на установку общедомовых приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, в связи с чем, у ответчика отсутствует обязанность по обеспечению установки приборов учета, отклоняются судебной коллегией.
В силу п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пунктом 2 ст.162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В силу названных Правил организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
Лицами, ответственными за содержание жилых домов, жилых помещений, являются: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
При этом в названных Правилах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Как следует из ч.ч. 3 - 6 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники зданий, сооружений, жилых домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Согласно подпункту "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
В пункте 2 указанных Правил раскрывается содержание понятий, используемых в Правилах, согласно которым исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. Счетчики входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем.
Согласно подп. "и", "к" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении, мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета воды в многоквартирном доме возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
В силу изложенного, а также исходя из условий договора управления, ответчик как управляющая компания, осуществляющая управление спорным многоквартирным домом является исполнителем по договору оказания коммунальных услуг и лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов. В связи с чем, несмотря на отсутствие решений собственников, управляющая компания должна была принять меры по установке общедомовых приборов учета, используемых энергетических ресурсов и ввода их в эксплуатацию. Однако возложенная законом обязанность ответчиком не исполнена.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерном установлении судом срока исполнения решения основаны на неправильном толковании норм процессуального права. Судом принято решение по заявленным истцом требованиям, с учетом положений ст. 206 ГПК РФ. При наличии оснований, в случае недостаточности установленного срока для исполнения решения суда, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Довод апелляционной жалобы о не привлечении судом к участию в деле ресурсноснабжающих организаций является несостоятельным, поскольку суд не возлагал какую-либо обязанность на конкретные ресурсноснабжающие организации, состав которых может изменяться. Правоотношения с соответствующими ресурсноснабжающими организациями должны возникнуть по инициативе ответчика в процессе исполнения решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, сводятся к несогласию с ними, направлены на переоценку доказательств, обусловлены субъективным толкованием действующего законодательства. С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 01 августа 2016г. по гражданскому делу по исковому заявлению военного прокурора Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" о возложении обязанности организовать установку общедомовых приборов учета электрической и тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения в жилых многоквартирных домах, а также организации ввода указанных приборов в эксплуатацию, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ООО "Главное управление жилищным фондом" - без удовлетворения.
Председательствующий: Жельнио Е.С.
Судьи: Шилова О.М.
Романова И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.