Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 10 ноября 2016 г. по делу N 33а-368/2016
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Ракова А.В., судей Мордовина А.А. и Томашевича В.В., при секретаре Санфирове В.И., в судебном заседании рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Рыкун Л.О. на решение Черемховского гарнизонного военного суда от 5 августа 2016 года, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего Гончарова Е. В. об оспаривании действий начальника ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - "Центррегионжилье"), связанных с предоставлением ему жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в меньшем размере.
Заслушав доклад судьи Томашевича В.В., судебная коллегия
установила:
решением начальника "Центррегионжилье" от 18 апреля 2016 года N 483 Гончарову была предоставлена жилищная субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) в размере 4 615 460 рублей 43 копеек с учетом общей площади жилого помещения (комната в коммунальной квартире), расположенной по адресу: _ принадлежащей супруге заявителя на праве собственности.
Поскольку при расчете данной субсидии была учтена не только жилая площадь указанной комнаты (12,4 кв.м.), но и площадь помещений общего пользования указанной коммунальной квартиры в размере 5,63 кв.м. пропорционально размеру жилой площади указанной комнаты, административный истец, полагая свои права нарушенными, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просил признать вышеуказанное решение должностного лица незаконным и обязать его доплатить ему недостающую часть субсидии в размере 481 471 рубль 97 копеек.
Суд первой инстанции административный иск удовлетворил в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Рыкун просит состоявшееся судебное решение отменить
и принять по делу новое - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей просьбы автором жалобы приводятся доводы, суть которых заключается в следующем.
В силу положений ст.ст. 7,15,16 и 42 Жилищного кодекса РФ, а также Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N 76 (далее - Правила), норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 указанных Правил, уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности.
В связи с этим, по мнению автора жалобы, к общей площади жилого помещения, которая подлежит учету, должна относиться не только жилая площадь комнаты, находящаяся в собственности у супруги истца, но и пропорциональная ей доля общей площади помещений общего пользования в коммунальной квартире.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая спорные правоотношения и принимая решение об удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что при расчете жилищной субсидии учету подлежит только жилая площадь комнаты, принадлежащей супруге истца на праве собственности.
Между тем, такой вывод суда первой инстанции является ошибочным, поскольку основан на неправильном применении норм материального права, что согласно требованиям п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ является поводом для отмены в апелляционном порядке состоявшегося судебного решения.
Так, согласно абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия.
В соответствии п. 16 ст. 15 указанного федерального закона при предоставлении гражданам, указанным в абз. 3 п. 1 ст. 15 того же закона, жилищной субсидии, ее размер определяется исходя из установленных нормативов общей площади жилого помещения, стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, при этом порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.
Так, в соответствии с п. 3 вышеуказанных Правил норматив общей площади жилого помещения на семью из 3 и более человек установлен в размере 18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
При этом согласно п. 4 этих Правил, норматив общей площади жилого помещения уменьшается: на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности; на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения и на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение.
Как установлено по делу, с 2007 года заявитель состоял на жилищном учете и претендовал на получение жилищной субсидии.
Решением начальника "Центррегионжилье" от 18 апреля 2016 года N 483 Гончарову была предоставлена жилищная субсидия в размере 4 615 460 рублей 43 копеек исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 53,97 кв.м.
С данным решением Гончаров изначально согласился (л.д. 4), после чего решением жилищного органа он был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (л.д. 75).
Как видно из представленных ответчиком сведений (л.д. 87), норматив общей площади жилого помещения, учитываемого при расчете жилищной субсидии, был уменьшен на 18, 03 кв.м. (12,4+5,63=18,03).
При этом ответчик при составлении пропорции и расчете субсидии исходил из общей площади коммунальной квартиры 88,4 кв.м.: 60,8 кв.м. - жилая площадь коммунальной квартиры, 12,4 жилая площадь комнаты, принадлежащей супруге истца: (12,4*88,4)/60,8=18,03.
Действительно, как правильно указал в своем решении суд первой инстанции, при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, в соответствии с п.п.7 и 8 ст. 57 Жилищного кодекса РФ учитывается только площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
Между тем, признавая незаконным решение жилищного органа, суд первой инстанции оставил без внимания другие нормы материального права, которые подлежали применению при разрешении спорных правоотношений в их системной взаимосвязи.
Так, согласно ст. 16 Жилищного кодекса РФ видами жилых помещений являются, в частности, квартира и комната как часть квартиры.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (ч. 3 ст. 16 Жилищного кодекса РФ).
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (ч. 4 ст. 16 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ч. 5 ст. 15 Жилищного кодекса РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире регламентирует ч. 1 ст. 42 Жилищного кодекса РФ, согласно которой доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты.
Кроме того, согласно ч.ч.2 и 3 той же статьи кодекса доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника комнаты в коммунальной квартире, находящейся в данном доме, пропорциональна сумме размеров общей площади указанной комнаты и определенной в соответствии с долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире этого собственника площади помещений, составляющих общее имущество в данной квартире, при этом указанная доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире следует судьбе права собственности на указанную комнату.
Исходя из содержания положений ст.ст. 15, 16 и 42 Жилищного кодекса РФ, а также п. 4 вышеназванных Правил, в их системной взаимосвязи следует, что в общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры подлежит включению жилая площадь самой комнаты, площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая), а также доля площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении вопроса о том, в каком размере подлежал уменьшению норматив общей площади жилого помещения для расчета жилищной субсидии, суду первой инстанции следовало учесть, что этот норматив подлежал уменьшению не только на жилую площадь комнаты в коммунальной квартире, но и на долю площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания в рассматриваемом случае более одной комнаты, что в совокупности и составляет общую площадь жилого помещения (комнаты), принадлежащей члену семьи военнослужащего (его супруге) на праве собственности.
Приведенное истолкование материального закона, по мнению судебной коллегии, основано на вытекающем из Конституции РФ принципе социальной справедливости и направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Исходя из установленных по настоящему делу обстоятельств, имеющих значение для правильного его разрешения, а именно наличия в собственности у супруги истца жилой комнаты в коммунальной квартире, что с учетом пропорциональной доли площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры составляет 18,03 кв.м. общей площади принадлежащего ей жилого помещения, следует признать правильным решение начальника "Центррегионжилье" от 18 апреля 2016 года N 483 об учете указанной общей площади жилого помещения при расчете норматива для определения размера жилищной субсидии на членов семьи заявителя.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым в соответствии с п. 2 ст. 309 КАС РФ отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по административному делу новое решение, в соответствии с которым административное исковое заявление Гончарова оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Черемховского гарнизонного военного суда от 5 августа 2016 года, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего Гончарова Е. В. об оспаривании действий начальника ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, связанных с предоставлением ему жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в меньшем размере, отменить полностью в связи с неправильным применением норм материального права.
Принять по делу новое решение, в соответствии с которым в удовлетворении указанного административного иска Гончарова Е.В. - отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.